Файл: Баланс и отчетность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном наборе элементов метода бухгалтерского учета бухгалтерский баланс и отчетность составляют единую пару элементов, обладающих признаком агрегирования и обобщения итоговых показателей, характеризующих хозяйственную деятельность организации: бухгалтерский баланс - как способ обобщения и отражения данных на определенную дату; отчетность - как способ обобщения и отражения данных за определенный период времени.

Бухгалтерский баланс и отчетность не являются «мертвыми» категориями, их задача - реагировать на изменения экономической действительности и проявлять эти изменения в себе. Развиваясь вместе с экономикой, бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской отчетности находятся в постоянном поиске оптимума агрегирования бухгалтерских данных и их презентации. Это связано с осознанием того факта, что показатели финансовой отчетности формирует не только предприятие в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности (физически зарабатывая прибыль), но и сам бухгалтер, применяя те или иные учетные приемы. С практической стороны, бухгалтерский баланс и другие формы отчетности представляют собой единый массив отчетной информации, принимаемой во внимание пользователями, как внутренними, так и внешними, с целью выработки управленческих решений.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к следующим выводам. Баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, безусловно, представляют собой элементы метода современного бухгалтерского учета и подчинены единой учетной цели - дать всестороннее представление о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности экономического субъекта. Баланс и иные отчетные формы - это единая система отчетной информации, на основании которой принимаются управленческие решения.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы определена необходимостью своевременного анализа данных бухгалтерского баланса современного предприятия с целью оценки его финансового состояния.

Цель работы состоит в рассмотрении бухгалтерского баланса как главную форму отчетности для анализа финансового состояния предприятия.

Задачи курсовой работы состоят:

- в рассмотрении определения и видов бухгалтерского баланса;

- в изучении бухгалтерского баланса, как основную форму бухгалтерской отчётности;

- в применении методов анализа бухгалтерского баланса для оценки финансового состояния предприятия, действующего на территории РК;


- в определении путей повышения финансовой устойчивости предприятия.

Основная часть работы представлена тремя главами. Первая глава – теоретическая, раскрывает определение понятия «бухгалтерский баланс», структуру и содержание статей бухгалтерского баланса, используемого в составе финансовой отчётности предприятий в Республике Казахстан.

Вторая глава содержит описание практической реализации задач, поставленных в работы. Во второй главе приведены результаты анализа данных бухгалтерского баланса объекта исследования за 2013-2015 годы. В рамках работы осуществлён горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса, анализ его, анализ финансовых коэффициентов. Осуществлен прогноз коэффициента абсолютной ликвидности.

В третьей главе разработаны мероприятия по повышению финансовой устойчивости.

Объектом исследования выступило ТОО «Торговая палата», осуществляющая свою деятельность в городе Усть-Каменогорске.

Предмет исследования – финансовое состояние предприятия и его оценка на основе данных бухгалтерского баланса ТОО «Торговая палата».

1 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС И ЕГО РОЛЬ В ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Определение, виды баланса

В настоящее время коммерческие организации имеют довольно большую степень свободы в процессе принятия управленческих решений, при выборе бизнес - партнёров, а также в поиске источников финансирования собственной деятельности. При всем при этом различные заинтересованные пользователи (собственники, инвесторы, банки, поставщики и покупатели) нуждаются в полной и достоверной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности хозяйствующего субъекта, с которым они строят или только собираются начать деловые отношения. Основным и наиболее доступным источником такой информации является бухгалтерская (финансовая) отчётность [14].

Основной формой бухгалтерской отчётности является бухгалтерский баланс. Он даёт наглядное представление о финансовом и экономическом положении на определенную дату и позволяет сделать прогноз на будущее.


Необходимо отметить, что термин «баланс» в переводе с французского означает «весы». Бухгалтерский баланс «уравновешивает» средства, которыми располагает конкретный хозяйствующих субъект и источники поступления этих средств, взаимоувязывая экономическое и юридическое положение организации.

Видов бухгалтерского баланса очень много. Их разнообразие определяется самыми разными причинами: характером данных, на основе которых формируется баланс, временем его составления, назначением, способом отражения данных и рядом других факторов. [3]

По способу отражения данных бухгалтерский баланс может быть:

- статическим (сальдовым) - составленным на определенную дату;

- динамическим (оборотным) - составленным по оборотам за определенный период [5. C.45].

По отношению к моменту составления различают балансы:

- вступительный - на начало деятельности;

- текущий - составляемый на отчетную дату;

- ликвидационный - при ликвидации организации;

- санируемый - при оздоровлении организации, приближающейся к банкротству;

- разделительный - при разделении организации на несколько фирм;

-объединительный - при объединении организаций в одну.

По объему данных по организациям, отражаемых в балансе, выделяют балансы:

- единичный - по одной организации;

- сводный - по сумме данных нескольких организаций;

- консолидированный - по нескольким взаимосвязанным организациям, внутренние обороты между которыми при составлении отчетности исключают. [5. C.47]

По назначению бухгалтерский баланс может быть:

- пробным (предварительным);

- окончательным;

- прогнозным;

- отчетным.

В зависимости от характера исходных данных бывает баланс:

- инвентарный (составленный по результатам инвентаризации);

- книжный (составленный только по учетным данным);

- генеральный (составленный по учетным данным, учитывающим результаты проведенной инвентаризации). [5, C.49]

По способу отражения данных:

- брутто - с включением данных регулирующих статей (амортизация, резервы, наценка);

- нетто - с исключением данных регулирующих статей.

Бухгалтерские балансы могут различаться в зависимости от организационно-правовой формы компании (балансы государственных, общественных, совместных, частных организаций) и от вида ее деятельности (основная, вспомогательная). [10]

По периодичности балансы делят на месячные, квартальные, годовые. Они могут иметь как полную, так и сокращенную форму.

Таблица бухгалтерского баланса может быть двух видов:


- горизонтального — когда валюта баланса определяется как сумма его активов, а сумма активов равна сумме капитала и обязательств;

- вертикального — когда валюта баланса равна величине чистых активов организации (т.е. величине капитала), а чистые активы, в свою очередь, равны активам предприятия за вычетом его обязательств. [18]

Для внутренних целей организация сама вправе выбирать периодичность, способы и методы составления баланса.

Таким образом, бухгалтерский баланс используют для анализа хозяйственной деятельности предприятия, для того, чтобы изыскать внутренние резервы, сократить затраты и потери.

1.2 Бухгалтерский баланс, как основная форма бухгалтерской отчётности

Конечным выражением процесса учета хозяйственных операций предприятия является бухгалтерская отчетность, в которой представлены данные, отражающие имущественное положение организации, состояние ее финансов, результаты ее деятельности. Учетные данные двигаются в процессе учета от хозяйственных операций непосредственно к формам бухгалтерской отчетности, проходя при этом несколько ступеней учета, в каждой последующей из которых более высок уровень обобщения информации. В процессе этого движения стоимостные и натуральные показатели приобретают черты наглядности и удобства в использовании [4].

На нижней ступени учетного процесса информация вносится и группируется в виде различного рода первичных документов. После соответствующей группировки данные попадают в регистры аналитического учета, причем распределение данных здесь может осуществляться по самым разным признакам, в зависимости от вида аналитического регистра. Следующей стадией обобщения информации являются регистры синтетического учета. Если в рамках этой стадии необходимо выделить более или менее обобщенные регистры, то наиболее наглядным следует признать Главную книгу и Оборотный баланс. Затем следуют формы отчетности, о которых нужно сказать особо. [7]

В условиях рыночной экономики финансовая отчётность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путём объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчётности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования [12, С.99].


Бухгалтерский учет и составление финансовой отчетности в Республике Казахстан регламентируется Законом № 234-III «О Бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 января 2013 года № 50 «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности».

Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о движении денежных средств;

4) отчет об изменениях в капитале;

5) пояснительную записку.

Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. [1]

Для субъектов малого предпринимательства, а также юридических лиц, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой, с 2013 года согласно НСФО в Казахстане финансовая отчетность субъекта включает в себя:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о прибылях и убытках.

Данные формы можно использовать на добровольной основе. Если организации малого бизнеса на УСН или ЕНВД удобнее сдавать баланс и отчет о финансовых результатах по обычным формам, то предприятия продолжают делать это и в дальнейшем. [2]

Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т.е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям:

- уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается так - же уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа;

- достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью;

- информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни;

- нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает аrцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой;