Файл: Имущественное налогообложение банков в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что налоги касаются самых важных сторон жизни человека и общества в целом.

Налоги составляют большую часть доходов государственного бюджета, говоря иначе, непосредственно налоги являются основным механизмом формирования финансовых ресурсов государства.

Преобразования в экономике в России и реформирование отношений собственности значительным образом оказали влияние на реализацию государством собственных экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов.

Налоговая система РФ на сегодняшний день включает в себя разнообразные по экономическому содержанию и объектам обложения виды налогов. Главное место среди них занимают имущественные налоги. Определенность имущества как объекта обложения предоставляет возможность государству конкретно определить возможные налоговые поступления от данного налога, а при учете взаимосвязи объекта имущества и его владельца, налог на имущество приобретает регулирующие возможности.

Еще одна немаловажная задача, которую решают налоги – это сбор средств в бюджет государства, сюда же включены федеральный, региональный и местные бюджеты. При всем этом распределение налоговых доходов должно гарантировать определенный уровень хозяйственной самостоятельности бюджетов разного уровня, обеспечение их достаточным уровнем собственных налогов.

Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда имели практический характер, по той причине, что от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести для удовлетворения нужд своих жителей. Обеспечить финансовую самостоятельность субъектов РФ и местного самоуправления призваны региональные и местные налоги, в качестве основы которых выступают налоги на движимое и недвижимое имущество.

Основное место в налоговой системе отводится налогу на имущество организаций, который в дальнейшем должен получить развитие. Этот налог имеет отношение к числу республиканских и краевых налогов РФ.

Банки и кредитные учреждения выступают в качестве плательщиков данного налога. Центральный банк РФ и его учреждения не являются плательщиками налога на имущество.

Для банков и кредитных учреждений, которые используют для осуществления основной деятельности привлеченные средства юридических и физических лиц, в качестве объекта налогообложения выступают собственные основные и оборотные средства, и вместе с тем финансовые активы, которые принадлежат им.


Также не облагается налогом имущество вновь созданных банков на протяжение года после их регистрации. У филиалов есть право на указанную льготу в течение года после регистрации головного банка.

Ставки налога на имущество банков устанавливаются законодательными органами республик в составе РФ, краевыми и областными соответствующими органами. Тем не менее, предельный размер налоговой ставки на имущество не должен превышать 2% от налогооблагаемой базы.

Исчисляемую сумму налога вносят в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке с соотнесением на операционные и разные расходы.

Цель исследования – проанализировать имущественное налогообложение банков в Российской Федерации.

Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:

- охарактеризовать сущность налогов и налогообложения в целом, их место в рыночной экономике;

- рассмотреть экономическую природу имущественного налогообложения;

- опираясь на современное налоговое законодательство рассмотреть содержание, технику исчисления, порядок уплаты отдельных имущественных налогов и состояния современного имущественного налогообложения в целом.

Объектом исследования является ОАО «ForteBank».

Предметом исследования является имущественный налог.

Методологическую и теоретическую основу работы составляют: Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральные законы, другие нормативные правовые акты, основные положения, содержащиеся в публикациях отечественных и зарубежных ученых-экономистов: И.В. Горского, В.В. Коровкина, Л.Н. Лыковой, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной и других.

1. Теоретические основы имущественного налогообложения банков

1.1 Понятие и сущность налогов

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (либо) муниципальных образований.


Экономическую сущность налогов можно охарактеризовать денежными отношениями, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами. Денежные отношения такого рода объективно обусловлены и у них есть специфическое общественное назначение, а именно мобилизация денежных средств в распоряжение государства. Таким образом, налог можно рассматривать как экономическую категорию с присущими ей функциями.

Признаками налога являются:

  1. императивность;
  2. индивидуальная безвозмездность;
  3. смены формы собственности;
  4. законность [5, с.85].

Признак императивности налога предусматривает правовую обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком, либо, говоря иначе, налог является обязательным платежом. Данный факт означает то, что у налогоплательщика нет права отказаться от выполнения возложенной на него обязанности, а именно - уплаты налога в государственный бюджет.

Индивидуальная безвозмездность налогов обозначает, что налогоплательщик не может рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства. При уплате налога происходит однонаправленное движение части стоимости от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения отдельному плательщику за конкретное налоговое изъятие.

В результате уплаты налогов в обязательном порядке осуществляется смена собственника - определенная доля частной собственности становится государственной. Действительно, налоги в отличие от заемных средств изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним.

Законность как признак является отличительной чертой налогов в том, что их установление, порядок исчисления и уплаты, изменение либо отмена производятся только на основе закона. В обязанность налогоплательщиков входит уплата налогов установленных законом.

Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда являлись основным компонентом доходов государства. Именно посредством налогов в преимущественной степени образуется централизованный фонд денежных средств, являющийся основой финансового обеспечения деятельности государства, а именно: содержания государственного аппарата, армии и решения всего комплекса социально-политических, экономических, экологических и целого прочих задач общенационального значения [4, с.105].

Имея законное право принуждения, у государства существует возможность получения в собственное распоряжение значительных денежных средств, которые собираются в виде налогов.


Под налогами понимаются не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», к примеру, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и прочие. Налоговым характером обладают и таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, к примеру, в пенсионный фонд, и т.п. Все платежи такого рода в совокупности образуют налоговую систему.

Классификацией налогов называется их группировка по какому – либо признаку. В качестве пример: по механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги на доходы и имущество: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, социальный налог (действовал ранее, утратил силу с 1 января 2010 года).

Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. В число косвенных налогов входят налоги на товары и услуги и операции с ними: налог на добавленную стоимость, акцизы.

По порядку установления выделяются следующие налоги:

  1. федеральный;
  2. региональный;
  3. местный.

Главное разграничение данных видов налогов и сборов состоит не в уровне бюджета, в который они зачисляются, а в том, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории они обязательны к уплате.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги устанавливаются Налоговым Кодексом Российской Федерации и вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местные налоги устанавливаются Налоговым Кодексом Российской Федерации и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К федеральным налогам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес;
  3. транспортный налог.

К местным налогам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

Необходимо отметить, что с 1 января 2014 г. декларации по НДС нужно сдавать исключительно в электронном виде. Требование подобного рода введено Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» [11, с.23].

В соответствии с новым законодательством, декларации по НДС в электронном виде будут обязаны представлять как плательщики НДС, так и налоговые агенты. Такое же требование будет предъявляться налогоплательщикам, которые не являясь плательщиками НДС, выставили счета-фактуры с выделенной суммой налога.

Налогоплательщиками акциза являются:

  1. предприятия;
  2. индивидуальные предприниматели;
  3. лица, которые признаются налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, которые являются налоговыми резидентами РФ, и вместе с тем физические лица, которые получают доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным налогом, действующим на территории РФ с 1 января 2002 года.

Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр - организации и индивидуальные предприниматели.

Зачастую на практике возможны ситуации, при которых полезные ископаемые добываются в рамках осуществления совместной деятельности или для фактического выполнения работ по добыче привлекаются подрядчики. В этих случаях, плательщиком НДПИ выступает лицо, которое имеет лицензию на право пользования недрами. Именно данное лицо обязано учитывать количество добытого полезного ископаемого, исчислять и уплачивать налог, и вместе с тем представлять налоговую декларацию.

Налог на прибыль предприятий выступает как федеральный налог. Его базовая ставка составляет 20 процентов. При всем этом, 2 процента перечисляется в федеральный бюджет, а 18 процентов – в региональный бюджет. На протяжение года компании платят авансовые платежи и сдают декларации по этому налогу.

С 2012 года действует льгота по налогу на имущество, которая установлена п.21 ст. 381 Налогового Кодекса Российской Федерации. А именно это имеет отношение к:

  1. вновь вводимым объектам, которые имеют высокую энергетическую эффективность в соответствии с перечнем таких объектов, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 308;
  2. вновь вводимым объектам, которые имеют высокий класс энергетической эффективности, в случае если в отношении объектов подобного рода в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.