Файл: Снятие информации с технических каналов связи как оперативно-розыскное мероприятие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

После распада СССР и основания нового государства – Российской Федерации[1], перешедшей от плановой экономики к рыночным отношениям, возникла необходимость в обновлении действующего законодательства, правовой системы.

В целях обеспечения безопасности государства и общества и борьбы с преступностью в правовую систему России был введён федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» [7], призванный регламентировать деятельность правоохранительных органов и специальных служб в названных сферах.

В условиях увеличения средств удалённого общения и, соответственно, увеличения количества преступлений, совершаемых с их помощью, упомянутым законом было предусмотрено такое оперативно-розыскное мероприятие как «снятие информации с технических каналов связи».

В данной курсовой работе будут рассмотрены вопросы о сути названного оперативно-розыскного мероприятия, условиях и правилах его проведения, его субъектах и объектах, контроле и надзоре за законностью его проведения.

В качестве источников, на основе которых подготовлена данная курсовая работа, использовались нормативные правовые акты и учебные пособия.

1. Лингвистическое отступление

Прежде чем начать рассмотрение предмета данной курсовой работы сделаем небольшое лирическое, а точнее, лингвистическое отступление. Разберём правильность написания термина, производного от слова «розыск»: «розыскной» или «разыскной».

Русская орфография основана на морфологическом (морфемном) принципе, который заключается в необходимости сохранения единообразного написания всех значащих частей слова (морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний), несмотря на различие в их произношении.

Именно этим принципом обусловлено правило: безударная гласная проверяется ударением в однокоренном слове.

Как известно, из каждого правила есть исключения. И одно из таких исключений – написание приставки «раз-» («рас-») / «роз-» («рос-»). Употребление гласных в ней не подчиняется общему правилу, о котором говорилось выше: безударный гласный здесь не проверяется ударением. В изъятие из общего правила не под ударением всегда пишется приставка «раз-» («рас-»), а не «роз-» («рос-»), например: «раздáть» – «ро́здал»; «расписáние», «распи́ска» – «ро́спись»; «развали́ть» – «ро́звальни»; «разли́в» – «ро́злив»; «рассы́пать» – «ро́ссыпь». Следовательно, в соответствии с этим правилом, слово «разыскно́й» (в котором приставка «раз-» находится в безударной позиции) надо писать с буквой «а», так же, как слово «разы́скивать».


Однако в нормативных орфографических словарях, изданных после 1956 г., фиксировалось только написание «розыскно́й».

Напомним: написание приставки «раз-» («рас-») / «роз-» («рос-») само по себе является исключением из правил. Таким образом, слово «розыскной» стало исключением из исключения (!), о котором в действующих правилах правописания нет ни слова[2].

В словарях последних десяти (и более) лет это неоправданное и не предусмотренное правилами исключение из исключения устранено. Сегодня нормативно «разыскно́й» (иными словами, написание этого слова просто приведено в соответствие действующим «Правилам русской орфографии и пунктуации» 1956 года).

Вариант «розыскно́й» сегодня считается устаревшим (хотя его можно встретить в переизданиях – в том числе «осовремененных» – словарей и справочников, фактически составленных в 1960-80-е годы). Так, в «Русском орфографическом словаре» под редакцией В.В. Лопатина и О.Е. Ивановой нормативным указано написание «разыскно́й» [19, с. 628], слово «розыскно́й» в словаре не указано даже в качестве допустимого [19, с. 651].

Лингвисты уже давно указывали на необходимость фиксации написания «разыскной». Однако в законотворчестве эта норма так и не соблюдалась: так, специальный закон, касающийся обсуждаемого вида деятельности, называется «Об оперативно-рОзыскной деятельности». Таким же образом эта деятельность называлась и в других нормативных правовых актах.

В последнее время данное положение начало меняться. В Федеральном законе «О полиции» [13] используется слово «разыскно́й». В ст. 303 Уголовного кодекса РФ[3] [8], предусматривающей уголовною ответственность за фальсификацию результатов оперативно-розыскной деятельности, также используется слово «разыскно́й».

Несмотря на нормативность использования слова «разыскной», в данной курсовой работе используется слово «розыскной».

Проведённый анализ словообразования прилагательного, производного от слова «розыск», привёл к выводу о нормативности использования слова «разыскной», а не «розыскной».

2. Оперативно-розыскная деятельность

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. [7] сменил первый в истории России Закон РФ от 13.03.1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» [2]. До 1992 г. оперативно-розыскное законодательство состояло из ведомственных актов, содержащих гриф секретности, в связи с чем не было доступно для широкого круга граждан. С принятием специального оперативно-розыскного закона у граждан появилась возможность оспаривать конституционность его положений, а также законность действий должностных лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий.


Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Исходя из преамбулы закона, действие этого закона распространяется только на территорию РФ, которая согласно ч. 1 ст. 67 Конституции РФ [4] включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Однако имеются исключения из общего правила действия оперативно-розыскного закона в пространстве. Так, допускается:

1) оперативное сопровождение уголовных дел, возбуждённых по фактам преступлений, совершённых на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории РФ под флагом РФ, если указанное судно приписано к порту РФ (ст. 2 Уголовно-процессуального кодекса РФ[4] [11]);

2) оперативное сопровождение уголовных дел, возбуждённых в случаях, предусмотренных ст. 12 УК РФ, согласно которого: а) граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие вне пределов РФ преступление против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства; б) военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершённые на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ; в) иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов РФ либо гражданина РФ или постоянно проживающего в РФ лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые РФ, в сфере отношений, регулируемых УК РФ, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ;

3) осуществление оперативно-розыскной деятельности за пределами РФ в соответствии с заключёнными международными договорами РФ, которые являются частью правовой системы РФ;

4) осуществление оперативно-розыскной деятельности на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море РФ (ст. 17 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» [9]), если: а) последствия преступления распространяются на территорию РФ; б) преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в РФ или добрый порядок в территориальном море РФ; в) капитан иностранного судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к должностным лицам федеральных органов исполнительной власти или к должностным лицам органов исполнительной власти субъектов РФ с просьбой об оказании помощи; г) такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами РФ.


5) осуществление оперативно-розыскной деятельности в исключительной экономической зоне РФ, которой является морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральным законом «Об исключительной экономической зоне РФ» [10], международными договорами РФ и нормами международного права. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Ст. 7 названного закона определяет, что в компетенцию федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне входят в том числе: координация деятельности органов государственной власти в отношении исключительной экономической зоны РФ и деятельности в ней, защиты прав и законных интересов РФ в исключительной экономической зоне, защиты и сохранения морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов; обеспечение совместно с органами государственной власти субъектов РФ выполнения мероприятий, направленных на охрану исключительной экономической зоны РФ, защиту и сохранение её морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов, пресечение нарушений указанного закона и международных договоров РФ и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных действий.

Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных (!) органов, уполномоченных на то федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Отсюда, наведение прокурором или судьёй (представителей государственных органов) справок о чём-либо не является оперативно-розыскным мероприятием, хотя по содержанию их действия могут быть похожи на аналогичное оперативно-розыскное мероприятие.

Задачами оперативно-розыскной деятельности, перечень которых является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, являются:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;


3) добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ;

4) установление имущества, подлежащего конфискации.

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ, федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы (к примеру, федеральные законы «О полиции», «О Федеральной службе безопасности» [6]) и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (в частности, ведомственные нормативные акты соответствующих правоохранительных органов и специальных служб).

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. При этом, организация и тактика проведения органами внутренних дел РФ, таможенными органами РФ, Федеральной службой исполнения наказаний оперативно-розыскных мероприятий (кроме наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности РФ[5]. В порядковые номера ведомственных нормативных актов в зависимости от степени их секретности перед номером добавляются нули: 0 – означает нормативный акт, содержащий секретные сведения; 00 – нормативный акт, содержащий совершенно секретные сведения.

К примеру, приказом Министерства внутренних дел РФ[6] от 22.05.1996 г. № 004 было утверждено Наставление по основам организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел (на данный момент этот приказ утратил силу), зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.05.1996 г., регистрационный № 1116. В открытом доступе содержание данного приказа не публиковалось, так как в соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» [5] нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. В соответствии с федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, … а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.