Файл: Снятие информации с технических каналов связи как оперативно-розыскное мероприятие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбуждённого уголовного дела. В этом случае оперативные подразделения работают в рамках возбуждённого уголовного дела, в целях раскрытия уже совершённого преступления. Несмотря на то, что по прошествии определённого времени с момента возбуждения уголовного дела (обычно этот срок составляет 2 месяца), оно приостанавливается в порядке п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ в связи с неустановленим лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, оперативное подразделение полиции имеет право работать по этому уголовному делу в рамках оперативно-поискового дела (имеет гриф «секретно»). Оперативно-поисковые дела заводятся по инициативе органа внутренних дел (ранее заводились в обязательном порядке) на основании постановления руководителя органа внутренних дел. Оперативно-поисковые дела обязательно содержат план оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления, а также копии материалов уголовного дела. В оперативно-поисковые дела вшиваются материалы, наработанные оперуполномоченным в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по раскрытия соответствующего преступления (справки, рапорта, материалы оперативно-розыскных и оперативно-технических мероприятий). В случае установления лица, совершившего преступление, об этом сообщается следователю, в производстве которого находится уголовное дело, для того, чтобы он возобновил следствие, так как осуществление следственных действий в рамках приостановленного уголовного дела влечёт недействительность добытых доказательств. До момента возобновления следствия оперуполномоченный в случае необходимости фиксирует показания очевидцев на бланке объяснения (письменная форма оперативно-розыскного мероприятия «опрос»), а не протокола допроса (следственное действие).

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершённого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Здесь речь идёт о ещё несовершённом (подготавливаемом) преступлении, либо о совершённом латентном (внешне не проявляющемся, скрытом, неизвестном уполномоченным органам) преступлении;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ;


3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания. В целях установления местонахождения лиц, скрывающихся от правосудия, в органах полиции созданы оперативно-розыскные отделения (ОРО), деятельность которых регламентирована Приказом МВД РФ от 05.05.1993 г. № 213 «Об утверждении Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкции об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения» (приказ имеет гриф «для служебного пользования»). Оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление местонахождения лиц, скрывающихся от правосудия, осуществляется в рамках оперативно-розыскных дел, заводимых на основании постановления начальника полиции (не путать с начальником подразделения полиции; в связи с изменениями в структуре органов внутренних дел начальник полиции сейчас осуществляет полномочия, которые ранее выполнял заместитель начальника органа внутренних дел – начальник Службы криминальной милиции). Основанием для заведения оперативно-розыскного дела служит постановление дознавателя или следователя о приостановлении уголовного дела в порядке п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК (в случае, если подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам) и объявлении лица в розыск, либо на основании постановления суда о приостановлении судебного следствия и объявлении подсудимого в розыск;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов. В целях установления местонахождения лиц, без вести пропавших, а также установления личности неопознанных трупов, заводятся оперативно-розыскные дела в том же порядке, что и в случае установления местонахождения лица, скрывающегося от правосудия. Деятельность оперативно-розыскного отделения регламентирована тем же приказом № 213. Оперативно-розыскные дела, заводимые в целях установления местонахождения лиц, без вести пропавших, делятся на дела в отношении без вести пропавших (БП) и в отношении утративших родственные связи (УС). Заведению оперативно-розыскного дела предшествует вынесение оперуполномоченным оперативно-розыскного подразделения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по факту безвестного исчезновения гражданина (в случае неустановления факта, свидетельствующего о совершении в отношении такого гражданина преступления против жизни, здоровья и (или) свободы). Розыск без вести пропавших может осуществляться оперативно-розыскным отделением в рамках оперативно-розыскного дела параллельно с имеющимся в органах Следственного комитета РФ уголовным делом, возбуждённым по факту убийства пропавшего. В ряде случаев, когда имеется высокая вероятность того, что пропавший убит (к примеру, пропал с крупной суммой денежных средств, пропал вместе с автомашиной), соответствующее подразделение Следственного комитета РФ, не имея трупа, возбуждает уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ (так называемое убийство без тела).


3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным выше.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате её осуществления.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.

7. О достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с федеральным законом «О противодействии коррупции» [12], другими нормативными правовыми актами РФ в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

1. О достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:


1) государственных должностей РФ, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

2) государственных должностей субъектов РФ;

3) должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;

4) должностей федеральной государственной службы;

5) должностей государственной гражданской службы субъектов РФ;

6) должностей муниципальной службы;

7) должностей в государственных корпорациях (например, Агентство по страхованию вкладов, Роснано, Ростех, Росатом, Роскосмос), Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых РФ на основании федеральных законов;

8) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

2. О достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, указанные выше, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений.

3. О соблюдении лицами, замещающими должности, указанные выше, ограничений и запретов, которые установлены федеральным законом от «О противодействии коррупции», требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов РФ, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Закрепление на законодательном уровне конкретных оперативно-розыскных мероприятий и их регламентация в специальном законе позволяет оспаривать законность их проведения уполномоченными органами. Самим уполномоченным органам это закрепление на законодательном уровне даёт возможность осуществлять свою деятельность на законных основаниях.


4. Условия и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан

Снятие информации с технических каналов связи – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в негласном съёме информации, передаваемой по сетям электрической связи, компьютерным и иным сетям, путём контроля специальными техническими средствами работы соответствующих систем и устройств, в том числе излучаемых ими электромагнитных и других полей [16, с. 28-29].

Технический канал связи – элемент сети электросвязи, т.е. технологической системы, обеспечивающей один или несколько видов передач: факсимильную передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между электронно-вычислительными машинами (компьютерами), телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания. Электрическая связь (электросвязь) – всякая передача или приём знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам.

Снятие информации с технических каналов связи отличается от похожих оперативно-технических мероприятий – прослушивания телефонных переговоров (с его помощью добывается слуховая информация, передаваемая посредством телефонов) и получения компьютерной информации (ориентировано на специфические средства хранения информации). Наиболее часто используемыми полицией результатами снятия информации с технических каналов связи являются детализированный отчёт о телефонных соединениях конкретных разрабатываемых лиц (детализация), а также сведения о всех телефонных соединениях с привязкой к базовым станциям (так называемый биллинг).

Знание тактики действий преступников при подготовке и совершении краж из квартир граждан позволило автору, используя биллинг, раскрыть две квартирные кражи с причинением материального ущерба в особо крупном размере, совершённые этническими организованными преступными группами. Многие задержанные члены этих этнических преступных групп проживали по поддельным документам, удостоверяющим личность, а один из них оказался находящимся в межгосударственном розыске за убийство.