Файл: Снятие информации с технических каналов связи как оперативно-розыскное мероприятие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных оперативно-розыскным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нём информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объёме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объёме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедрённых в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю такие сведения.


Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чём составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведённых на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:

проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного или религиозного объединения;

принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещённых политических партий, общественных или религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);

фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством РФ обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причинённого вреда.

Нарушения федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. За незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, совершённые лицом с использованием своего служебного положения, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 137 УК РФ. За нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан, лицом с использованием своего служебного положения, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 138 УК РФ. За фальсификацию результатов оперативно-розыскной деятельности лицом, уполномоченным на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления, либо в целях причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 303 УК РФ.


При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные её осуществлять, имеют право:

– использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. Так, сотрудники оперативно-поисковых подразделений («наружки»), являющихся секретными подразделениями, используют документы прикрытия и не имеют права расшифровываться. В случае расшифровки своей принадлежности к секретному подразделению, в их отношении проводится служебная проверка, по результатам которой их могут уволить со службы. Так, сотрудники Отдела скрытого наблюдения № 2 Оперативно-поискового бюро ГУ МВД РФ по Ростовской области раскрыли свою принадлежность к секретному подразделению на корпоративной вечеринке перед персоналом и гостями, чем нарушили режим секретности. По информации федерального телеканала «Россия 24» эти сотрудники впоследствии были уволены[7].

– создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных оперативно-розыскным законом. Право создавать организации в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности отсылает нас к оперативным комбинациям ВЧК-ОГПУ времён становления советской власти. Это операции «Трест» [17] и «Синдикат-2» [18]. В рамках операции «Трест» была создана якобы активно действовавшая на территории России законспирированная организация «Монархическое Объединение Центральной России», стремящаяся к свержению действующей власти. Операция «Трест» была направлена на глубокое внедрение в эмигрантскую монархическую среду и разгром её агентуры на территории России. Операция «Синдикат-2» была проведена в целях выманивания на территорию России и задержания наиболее ярого идеолога борьбы с советской властью Савинкова Б.В., лидера «Народного союза защиты родины и свободы». С этой целью органами ВЧК-ОГПУ была создана законспирированная организация «Либеральная демократия», якобы имевшая большое количество участников и готовящаяся к свержению власти большевиков. Обе операции позволили снизить диверсионно-террористическую активность врагов новой советской власти.

Оперативно-розыскная деятельность является необходимым инструментом государства в целях обеспечения безопасности государства и общества, защиты от преступных действий в отношении прав и законных интересов государства, общества, физических и юридических лиц.


3. Оперативно-розыскное мероприятие

Решение задач оперативно-розыскной деятельности осуществляется с помощью проведения следующих оперативно-розыскных мероприятий: 1) опрос; 2) наведение справок; 3) сбор образцов для сравнительного исследования; 4) проверочная закупка; 5) исследование предметов и документов; 6) наблюдение; 7) отождествление личности; 8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; 9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; 10) прослушивание телефонных переговоров; 11) снятие информации с технических каналов связи; 12) оперативное внедрение; 13) контролируемая поставка; 14) оперативный эксперимент; 15) получение компьютерной информации.

Приведённый перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит, может быть изменён или дополнен только федеральным законом.

Оперативно-розыскные мероприятия «контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений», «прослушивание телефонных переговоров», «снятие информации с технических каналов связи» и «получение компьютерной информации» также называют оперативно-техническими мероприятиями, так как их проведение связано с необходимостью обязательного использования технических средств фиксации информации. Человек воспринимает добытую с помощью оперативно-технических мероприятий информацию опосредованно, через технические средства.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ РФ, органов внутренних дел РФ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» физическими и юридическими лицами. За незаконные производство, приобретение (!) и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 138.1 УК РФ. За совершение частным детективом действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством РФ, регламентирующим осуществление частной детективной деятельности, и повлёкших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 203 УК РФ, так как в соответствии с Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» [1], в ходе частной сыскной деятельности допускаются только устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации (осуществление иных действий выходит за пределы полномочий частных детективов).


Ввоз в РФ и вывоз за её пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством РФ.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Субъектами оперативно-розыскной деятельности, то есть органами, имеющими право на осуществление оперативно-розыскной деятельности на территории РФ, являются оперативные подразделения:

1. Органов внутренних дел РФ (МВД РФ, полиция).

2. Органов Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ РФ).

3. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны (Федеральная служба охраны РФ).

4. Таможенных органов РФ (Федеральная таможенная служба РФ, ФТС РФ).

5. Службы внешней разведки РФ (СВР РФ).

6. Федеральной службы исполнения наказаний РФ (ФСИН РФ).

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ (ГРУ Генерального Штаба Минобороны РФ) проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит, может быть изменён или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Учитывая, что большее количество сотрудников оперативно-розыскных подразделений служит в органах внутренних дел, так как именно полиция стоит, как говорится, на переднем крае борьбы с преступностью, в данной курсовой работе сделан акцент на работе оперативных подразделениях полиции.