Файл: Снятие информации с технических каналов связи как оперативно-розыскное мероприятие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В другом случае, информация о названии населённого пункта, в котором расположены базовые станции, обслуживающие похищенный мобильный телефон (ранее такая информация предоставлялась без судебного разрешения), позволила автору раскрыть кражу мобильного телефона путём исключения из числа подозреваемых лиц, не проживающих в этом населённом пункте. Все подозреваемые проживали в различных районах г. Москвы и Московской области, и только один из них в упомянутом населённом пункте. Впоследствии практика предоставления информации о местоположении базовых станций, обслуживающих телефонные аппараты, без получения судебного разрешения была прекращена, так как такая информация позволяла идентифицировать абонентов, и, соответственно, требовала судебного разрешения на её получение.

Снятие информации с технических каналов связи затрагивает гарантированное ст. 23 Конституции РФ право гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

В соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности», проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершённого противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно. Согласно ч. 2 ст. 150 УПК РФ, производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, по которым производится дознание (то есть за исключением дел о преступлениях небольшой или средней тяжести).

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.


Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, при решении вопроса: о допуске гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате её осуществления; об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; о предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами РФ. В целях обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, разрешается проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

Снятие служебной информации, передаваемой по техническим каналам связи и на служебные технические средства, не образует ограничения конституционных прав граждан, но тем не менее проведение рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия и в этом случае требует получения судебного решения, поскольку наряду со служебной информацией могут передаваться и сведения личного характера, а также иная защищаемая законом информация.

Снятие информации с технических каналов связи, как правило, осуществляется путём:

– внедрения аппаратных, программных, аппаратно-программных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи;

– перехвата информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрования этой информации;

– внедрения программ, нарушающих нормальное функционирование систем защиты информации, воздействия на парольно-ключевые системы защиты информации, компрометации ключей и средств криптографической защиты информации в целях получения доступа к защищаемой информации.


С учётом особенностей данного мероприятия подлежащая съёму информация находится в электронно-цифровой форме. Полученная информация записывается на различные носители информации (лазерные, жёсткие диски и др.).

Мероприятие проводится оперативными сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ РФ и органов внутренних дел. К мероприятию могут также привлекаться сотрудники организаций – владельцы технических каналов и соответствующей информации.

Результаты снятия информации отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются соответствующие носители (помещённые в упаковку и опечатанные) с полученной информацией.

В случаях использования для снятия информации компьютерных дискет и иных физических носителей копированной информации, эти сведения отражаются в виде приложения к вышеуказанным документам или отдельными документами (справками, актами и т. п.), которые могут быть в последующем представлены в следственные и судебные органы для проверки, оценки и признания в качестве доказательств по уголовным делам. Такие документы не должны содержать сведений, составляющих государственную тайну, в случае необходимости рассекречивания в установленном порядке результатов оперативно-розыскной деятельности.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом субъекта РФ, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. То есть, к примеру, в г. Москве такое постановление имеет право вынести судья Московского городского суда. В то время как разрешение на проведение следственного действия «получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами», похожего на оперативно-розыскное мероприятие «снятие информации с технических каналов связи», получается в суде районного уровня.

В случае, если оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан, проводятся в отношении судьи, и имеются обоснованные опасения относительно возможности рассекречивания оперативно-розыскных мероприятий, планируемых в отношении судьи, то место рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан может быть изменено.


Так, Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 09.06.2011 г. № 12-П [14] разрешил на основании решения Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя, принятого по результатам рассмотрения ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, передавать для рассмотрения в иной равнозначный суд материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий, планируемых в отношении судьи, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда. Впоследствии законодатель закрепил соответствующие положения в Законе РФ «О статусе судей в РФ» [3]. Названное дело рассматривалось Конституционным Судом РФ в связи с тем, что заявитель оспаривал законность действий сотрудников Управления ФСБ РФ по Ростовской области, которые обратились за разрешением на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права судьи районного суда г. Ростова-на-Дону, не в Ростовский областной суд, а по принципу экстерриториальности – в Краснодарский краевой суд.

Материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, рассматриваются уполномоченным на то судьёй единолично, если законодательством РФ не установлен иной порядок их рассмотрения, и незамедлительно. Судьи, уполномоченные на рассмотрение таких материалов (их ещё называют спецсудьями), обычно располагаются отдельно от других судей, в отдельном крыле. Судья (суд) не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Основанием для решения судьёй вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.

По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедрённых в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.


По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдаётся инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов. У спецсудьи в соответствующем журнале учёта остаётся только информация о виде разрешённого оперативно-розыскного мероприятия, сроке действия разрешения на его проведение, индивидуальных признаках объекта, на который направлено оперативно-розыскное мероприятие (к примеру, номер телефона или телефонного аппарата (IMEI[8]) при разрешении проведения оперативно-технических мероприятий).

Срок действия вынесенного судьёй постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае, если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд. Вышестоящим судом в таком случае будет Верховный Суд РФ.

Руководители судебных органов создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

Судебный контроль за проведением оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на право переписки, телефонных и иных переговоров, личной жизни, неприкосновенности жилища, позволяет воспрепятствовать злоупотреблению в этой сфере со стороны нерадивых работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

5. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.