Файл: "ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО. ПАТРОНАЖ НАД ДЕЕСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ"..pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 614
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
1.1 Понятия опеки и попечительства
1.2 Деятельность системы органов опеки и попечительства в Российской Федерации
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА)
2.1 Порядок осуществления опеки (попечительства)
2.2. Распоряжение и доверительное управления имуществом подопечного
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Исследование работы органов опеки и попечительства очень интересно в современном мире. Данная деятельность необходима для восполнения дееспособности лиц, которые частично или полностью ее лишены, или остались без их попечения по той или иной причине. Мне кажется, что данная деятельность актуальна и важна в Российской Федерации, так как количество таких детей у нас достаточно велико.
В правовых нормах и актах нет единого мнения понятию опеки и попечительства, но некоторые авторы определяют данное понятие или как государственную заботу о личности, или как способ определения места, где будет жить ребенок.
Таким образом, очевидна актуальность сформулированной темы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории опеки и попечительства, но и сгруппировать накопленные наукой в области права знания и правоприменительную практику.
Изучением данной темы занимались такие авторы, как Аргунова Ю.И., которая изучала недееспособность несовершеннолетних граждан, Гоголева В. В. рассматривала опеку над несовершеннолетними, основные понятия и сущность института органов опеки и многие другие.
Практическая значимость – глубокое исследование органов опеки и попечительства в качестве института гражданского права, а также контроль со стороны государства за данными органами, какую значимую помощь органы опеки и попечительства оказывают детям, оставшимся в трудной жизненной ситуации.
Объектом исследования в данной работе выступают органы опеки и попечительства.
Предмет исследования – нормативно-правовые аспекты работы органов опеки и попечительства.
Целью курсовой работы выступает изучение деятельности и применения института опеки и попечительства.
Для достижения поставленной в настоящей работе цели были поставлены следующие задачи:
- изучить тему «Опека и попечительство как институт гражданского права»;
- определить понятия, задачи и принципы института опеки и попечительства;
- осветить основные формы и методы применения опеки и попечительства;
- рассмотреть основания для возникновения и прекращения опеки и попечительства;
- рассмотреть управление имуществом подопечного.
Деятельность органов опеки и попечительства изучалась Семейным кодексом Российской Федерации (далее по тексту – СК РФ), потом некоторые положения, такие, как имущественные сделки с участием опекунов (попечителей), выдачей им согласия, для совершения данных сделок, отошли к Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ). Семейный кодекс РФ в отличие от Гражданского кодекса РФ больше внимания уделяет личности опекуна (попечителя), его правомочиям и личным качествам по сравнению с родителями или родственниками ребенка.
Цели и задачи курсовой работы предопределили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, в каждой из которой два пункта, заключения, списка литературы, которая была использована при написании данной работы.
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
1.1 Понятия опеки и попечительства
Потребность в опеке над детьми, а также недееспособными гражданами существовала во все времена.
В научно-правовой литературе высказываются разные соображения в отношении понятийного аппарата института опеки и попечительства. Наиболее обоснованной представляется точка зрения Н.М. Ершовой, которая характеризует опеку и попечительство как комплексный раздел гражданского и семейного права, который включает все формы попечения над гражданами, которые нуждаются в особых видах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав.[1]
Среди ученых – правоведов является традиционным отношение к институту опеки и попечительства как к незначительному. Утверждение доктора юридических наук, профессора Н.М. Ершовой, что «специалисты по семейному праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее касается сферы семейного права», по сей день считается справедливым».[2] Между тем изменения, которые произошли в гражданском законодательстве и в цивилистической науке, обусловливают необходимость в реформировании института опеки и попечительства.
На сегодня опека и попечительство представляет собой комплексный институт гражданского и семейного права, который включает нормы и публичных отраслей (например, административного права, которым регулируется деятельность органов местного самоуправления, выполняющих функции по опеке и попечительству), который обеспечивает все виды охраны прав и законных интересов лиц, которые в этом нуждаются для защиты их личных, имущественных и неимущественных прав.[3]
Данный институт права охватывает широкий круг вопросов, которые связаны с семейным, гражданским и административным законодательством. Опека и попечительство тесно взаимосвязаны между собой. В обоих случаях речь идет о лицах, которые лишены либо ограничены в дееспособности. Нормы, которые регулируют опеку и попечительство, присутствуют в одних и тех же законодательных и нормативно-правовых актах, устанавливают порядок деятельности государственных органов по опеке и попечительству. Общим также выступает и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.
В целях обеспечения и защиты интересов граждан, которые не обладают дееспособностью или обладают ею частично, существует институт опеки и попечительства, который дает возможность осуществлять приобретение и реализацию гражданских прав и обязанностей недееспособными или частично дееспособными гражданами через опекунов и попечителей. Опека также подлежит установлению над лишенными родительского попечения малолетними детьми (в возрасте до 14 лет), а равно над гражданами, которые были признанны судом недееспособными в силу психического расстройства. Опекуны выступают представителями подопечных в силу закона и совершают от их лица и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК РФ).[4]
Лицо, которое находится под опекой или попечительством называется подопечным
Опекун может осуществлять сделки от имени своего подопечного, а в некоторых случаях только с разрешения органов опеки и попечительства. Опекун обязан заботиться о здоровье и имуществе своего подопечного, а также участвовать в воспитании и помогать в получении образования несовершеннолетнего подопечного.
Органы опеки и попечительства устанавливают опеку актом.
Попечительство осуществляется над лицами в возрасте от 14 до 18 лет, которые были лишены попечения со стороны родителей или суд ограничил данное лицо в дееспособности. Попечитель не может совершать сделки вместо своего подопечного, но он контролирует и дает согласие на те сделки, которые подопечный, находящийся под попечительством не может совершать сам. Согласие попечителя должно быть оформлено в письменной форме. Попечитель помогает своему подопечному осуществлять права и исполнять обязанности, и защищает их от вреда, который могут причинить третьи лица. Для подопечного попечитель не является законным представителем.
Поэтому можно сделать следующий вывод – главное отличие опеки от попечительства в количестве гражданско-правовых обязанностей, которые возлагаются законами и на опекунов и на попечителей в зависимости от степени дееспособности подопечных.
Опекуном, либо попечителем назначается лицо, которое уже достигло совершеннолетия и сам дает на это согласие.
Для назначения опеки или попечительства необязательно согласие подопечного на это, но если возможно учитывать его желание, то обязательно принимают во внимания. Опекунами или подопечными в первую очередь назначаются близкие лица по отношению к подопечному, но если такие отсутствуют, то опекунов и попечителей назначают сами органы опеки и попечительства на их выбор. Также законодательство не разрешает назначать опекунами и попечителями тех лиц, которые сами были лишены родительских прав (ст. 35 ГК РФ).
Семейный кодекс РФ устанавливает более жесткие правила к лицам, которые хотят стать опекуном или попечителем. Вот, например, согласно п. 3 ст. 146 СК РФ лица, которые являются хроническими алкоголиками или наркоманами не могут быть опекунами или попечителями, лица, которые сами ограничены в родительских правах, а также лица, которым не позволяет состояние здоровья осуществлять обязанности по отношению ребенка и воспитывать его и т.д.[5]
Чтобы опекун или попечитель не злоупотреблял своими обязанностями по отношению к своему подопечному, закон установил определенные рамки деятельности опекуна или подопечного. В силу положений ст. 37 ГК РФ опекун не имеет права без разрешения органов опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению имущества, которое принадлежит подопечному, сдавать данное имущество в аренду, а также в безвозмездное пользование либо в залог и т.д., а попечитель не вправе, давать согласие, на данные сделки, без ведома органов опеки и попечительства. Опекуны и попечители, а также их супруги и ближайшие родственники не имеют право совершать сделки с подопечными, если конечно сделка не направлена в сторону выгоды подопечного. Опекун или попечитель могут расходовать доходы подопечного лишь с соответствующего разрешения органов опеки и попечительства, исключение составляет только то, что данная сумма будет израсходована на самого подопечного. Если опекун или попечитель использует свои права и обязанности по отношению к подопечному не должным образом, то органы опеки и попечительства отстраняют его от данной деятельности.
Автоматически опека над несовершеннолетними заменяется попечительством, когда им исполняется 14 лет, также прекращается в отношении недееспособных душевнобольных граждан, если суд признает их дееспособными и здоровыми. Попечительство же прекращается, если подопечному исполнилось 18 лет, в случае вступления несовершеннолетнего в брак либо в случае эмансипации. Если совершеннолетний, который был ограничено дееспособным, но суд отменил данное ограничение, то попечительство над ним тоже прекращается. Также опека и попечительства прекращаются, когда подопечный умер или объявлен умершим.
Разновидность попечительства – это патронаж (ст. 41 ГК РФ). Главной чертой данного вида попечительства является то, что устанавливается оно по просьбе, согласию или инициативе самого дееспособного гражданина.
В силу положений п. 1 ст. 41 ГК под патронажем как самостоятельной формой попечительства следует понимать постоянное оказание помощи в реализации прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному лицу, которое нуждается в этом в силу состояния здоровья: болезни, физических недостатков, немощи по старости. Назначается попечитель или помощник органом опеки и попечительства по письменному заявлению самого дееспособного гражданина. Также обязательный пункт – гражданин дает согласие на установление над ним патронажа и дает согласие на назначения попечителя конкретного лица. Главная черта правого аспекта попечителя (помощника) заключается в том, что он назначается не с согласия органов опеки и попечительства, а по договору поручения и доверительного управления имуществом с самим подопечным.
Патронаж прекращается в следующих случаях:
- по требованию лица, которое находится под патронажем;
- по просьбе попечителя-помощника в случае наличия уважительных причин, которые делают невозможным дальнейшую реализацию его обязанностей (болезнь, смена места жительства, отсутствие необходимого договора с подопечным и т.д.);
- при освобождении попечителя от возложенных на него обязанностей в случае ненадлежащего их исполнения, в т.ч. при осуществлении патронажа из корыстных побуждений (ст. 39 ГК РФ).
Прекращения патронажа оформляет орган опеки и попечительства своим решением. Патронаж прекращается также, если умер подопечный или попечитель.
Таким образом, были рассмотрены основные понятия, которые относятся к деятельности органов опеки и попечительство, такие как опека, попечительство, опекун, попечитель, патронаж.
1.2 Деятельность системы органов опеки и попечительства в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации деятельность органов опеки и попечительства регулируется Федеральным законом от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»[6] (далее по тексту – Закон № 48-ФЗ), который был принят Государственной Думой РФ 11.04.2008г. и одобрен Советом Федерации РФ 16.04.2008г.
Данный законодательный акт регулирует отношения, которые возникли при осуществлении деятельности органов опеки и попечительства в отношении недееспособных или частично дееспособных лиц.
Моделью законодательного акта предусмотрено наделение полномочиями по определению и исполнению функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан в субъекте Федерации уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации (далее по тексту – государственный орган опеки и попечительства субъекта Федерации), который определяется высшим должностным лицом субъекта Федерации в соответствии с положениями Конституции (Устава) субъекта Федерации.[7]
Для того, чтобы органы опеки и попечительства эффективно выполняли свою работу по отношению к несовершеннолетним, создаются государственным органом территориальные органы опеки о и попечительства Российской Федерации., который называется территориальный орган опеки и попечительства.