Файл: Зарубежный и российский опыт исследования политических коммуникаций в ХХ веке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теория политической коммуникации на современном этапе развития

1.1 Положения основных теорий коммуникаций, используемых в политической среде

1.2 Зарубежный и российский опыт исследования политических коммуникаций в ХХ веке

2. Анализ и особенности политических коммуникаций в России

2.1 Каналы коммуникации власти и общества в России

2.2 Политическая коммуникация партий с гражданами в социальных медиа

Количество, тональность и СМ-Индекс сообщений в социальных медиа о парламентских политических партиях[25]

Анализ количества и тональности сообщений о деятельности российских парламентских политических партий в блогосфере[31]

Активность парламентских политических партий в видеохостинге YouTube[32]

Количество упоминаний о деятельности парламентских политических партий в социальных сетях

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Неотъемлемой жизнью общества всегда была и сейчас остается коммуникация, хотя для современного уровня научно-технического развития когда высокого развития информатизации коммуникационные процессы стали носить системообразующий характер, утрачивая свое вспомогательное назначение. Изменениям подобного рода подвержена и политическая система, для которой приоритетное значение имеют политические коммуникации, задействованные в механизме воспроизводства политической системы.

В возрастания роли и значимости коммуникационных процессов в научной среде выросла заинтересованность к изучению политической коммуникации, в результате чего увеличилось количество подходов к ее исследованию, которые сформировали отдельную область исследований. И поскольку коммуникационные процессы политической сферы деятельности находятся в постоянном развитии и преобразовании, то актуальность исследования теории политической коммуникации в ХХ веке остается актуальной для проведения дополнительных исследований.

Цель проведенного исследования состоит в изучении основных тенденций теории политических коммуникаций в ХХ веке.

Цель работы – рассмотреть и проанализировать формы и механизмы взаимодействия общества и государства

Исходя из указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть положения основных теорий коммуникаций, используемых в политической среде;

- изучить зарубежный и российский опыт исследования политических коммуникаций в ХХ веке;

- выявить каналы коммуникации власти и общества в России;

- рассмотреть особенности политической коммуникации партий с гражданами в социальных медиа

Методологическую основу данной работы составили общенаучный диалектический метод познания общественных процессов и частно-научные методы, в том числе историко-правовой, формально-догматический, сравнительно-правовой.

Объект исследования - политические коммуникации

Предмет исследования – особенности политических коммуникаций в современном российском обществе

1. Теория политической коммуникации на современном этапе развития


1.1 Положения основных теорий коммуникаций, используемых в политической среде

Коммуникация является необходимым элементом взаимной деятельности людей, групп, народностей, стран, в ходе, которой происходит передача информации, оценок, чувств, значений, ценностей и смыслов.

Политическая коммуникация – ключевое понятие политической лингвистики – определяется как:

1) специфический вид политических отношений, посредством которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство и распространение общественно-политических идей своего времени[1];

2) обмен информацией между субъектами политической жизни, а также между государством и гражданами[2];

3) процесс передачи политической информации, который структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение, формирует общественное мнение и политическую социализацию граждан с учетом их потребностей и интересов[3].

Современная политическая коммуникация отчетливо демонстрирует черты повышенной экспрессивности посредством эстетизации, символизации и шоуизации политического медиапространства. Современная предвыборная политическая коммуникация – это особая форма организации взаимодействия субъектов политики: кандидатов и избирателей, в которой особенно отчетливо обнаруживается тенденция шоуизации: использование в публичной политике технологий шоу-бизнеса. В качестве ключевых характеристик предвыборной шоу-политики можно отметить производство при помощи аудиовизуальных СМИ политических лидеров[4], преобладание эмоциональной составляющей над логическими объяснениями, а также наличие визуальной доминанты в образах[5] (примером является Президент США Дональд Трамп, который выделяется яркими и длинными галстуками, равно как и своей прической).

Дебаты – особый формат политической коммуникации, нацеленный на оказание влияния путём публичного обмена мнениями между двумя сторонами по актуальным вопросам с целью убеждения в своей правоте третьей стороны и принуждения ее к принятию определенного видения реальности. Предвыборные дебаты – общение стратегическое, в котором целенаправленно реализуются стратегические задачи кандидатов и политических оппонентов. Для достижения манипулятивных целей в рамках политических дебатов наиболее репрезентативными являются такие политические стратегии как делегитимизация (разрушение образа оппонента), реификация (конструирование образа врага) и самопрезентация (создание личного позитивного образа).


В политической коммуникации речь никогда не выступает в отрыве от социальных оснований, статусов и установок. В связи с этим можно сказать, что дискурс является одним из ключевых понятий, связанных с политической коммуникацией.

В социолингвистике большое количество определений дискурса. Например, дискурс понимается, как вербально артикулированная форма объективации содержания человеческого сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности[6]. Однако наиболее удобным определением будет дискурс, как речь в социальном контексте. Под социальным контекстом могут пониматься различные характеристики, начиная от социального статуса, заканчивая социальными ролями.

Для работы с политической коммуникацией будет правильно использовать более узкие формы дискурса – политический дискурс, понимаемый, как способ толкования социальной реальности в ключевых терминах политики[7]. Таким образом, политический дискурс является формой практической речевой деятельности, которая имеет структуру, заданную различными текстами, понятиями и концептами, обеспечивающую политические процессы.

В политическом дискурсе особое место приобретает социальный статус и установки политика, участвующего в коммуникации. Многие его слова и действия рассматриваются через призму его поведения и взаимоотношений с социумом, которые он выстроил ранее. В этом проявляется сущностная привязка политического дискурса: соотношение субъекта коммуникации с группой или группами людей. Эти состояния в социуме, в коммуникативных формах и ситуациях, которые искажают содержание циркулирующей информации.

Политический дискурс формируется от субъектов коммуникации, автор становится частью текста. Смешение социальных характеристик и содержания текста порождает новое содержание. В таком случае можно утверждать, что один и тот же текст, который был воспроизведен разными людьми, может иметь различное содержание: по-разному интерпретироваться слушателями, которые будут воспринимать текст через его автора[8].

Политический дискурс репрезентирует политический мир. Он состоит из различных жанров, начиная с простых ораторских выступлений, заканчивая научными политологическими работами. В рамках политической коммуникации и политического дискурса все используемые жанры имеют свои цели.

Политический дискурс можно разделить на институциональный и масс-медийный политический дискурс. Институциональный дискурс – тексты, которые создаются элементами политических институтов, сюда можно отнести речи выступлений, интервью и различные политические документы[9]. К масс-медийному политическому дискурсу относятся тексты, созданные средствами массовой информации, например, статьи, видеорепортажи, подкасты, касающиеся политических вопросов. Также в сферу политического дискурса можно отнести тексты, созданные акторами, которые участвуют в процессе политической коммуникации нерегулярно.


Политический дискурс, как и многие другие социальные явления, имеет свои характеристики, поэтому политические тексты стоит рассматривать в их рамках. Самыми важными характеристиками являются авторство текста, время, место и цели его создания и пр.

Поскольку политические тексты нельзя рассматривать вне дискурса, то и их характеристики должны отличаться от текстов других жанров и направлений, например, научных или публицистических текстов.

Ключевой характеристикой политических текстов, в рамках политического дискурса является адресность текста[10].

Важно понимать, что содержание и формат любого текста в рамках политической коммуникации должно соответствовать группам, на которые оно ориентировано. В данном случае необходимо учитывать простоту текста и осведомленность аудитории. Смело можно утверждать, что научные тексты будут направлены на небольшой круг профессионалов, ученых, профильных чиновников или политиков, в связи со сложностью содержания и сложность лексики, которая используется в тексте. Но, в отличие от научного языка, язык политики должен быть понятен всем.

Чаще всего тексты в рамках политического дискурса направлены на максимально широкую аудиторию. Под широкую аудиторию и подбираются жанры, посредством которых будет передаваться политическая информация. В этом случае можно говорить о ритуальных, ориентационных или агональных жанрах[11].

Адресатов политических текстов можно классифицировать по различным основаниям, например, по их политической позиции (сторонники, противники, не имеющие четкой позиции), по массовости (направленный на одного адресата, группу или широкую массу) и пр. Иногда в политическом дискурсе могут встречаться тексты со смещенным адресатом, когда текст официально направлен одному адресату, а на самом деле несет информацию совсем для другого лица или группы лиц. К таким жанрам можно относить открытые письма, некоторые послания президента. Также в рамках политической коммуникации можно говорить, что некоторые политические действия имеют под собой смещенного адресата. Примером можно назвать проведение различных военных учений, которые, на первый взгляд, затрагивают людей только внутри этого процесса или страны, однако, в действительности, являются сообщением для глав других государств. Самыми яркими примерами являются крупномасштабные учения ВС РФ в 2014 г. и межгосударственные учения военно-морских сил США и Республики Корея вблизи Корейского полуострова в период активизации ядерных испытаний в КНДР.


По общему мнению, политические тексты должны быть максимально информативными, однако, очень часто этого не происходит, поскольку многие тексты являются ритуальными. На основе этого выделяется следующая характеристика текстов в рамках политического дискурса: информативность и ритуальность[12].

Зачастую политическая коммуникация является ритуальной, то есть обладает жесткой формой, заданной форматом, и неизменным содержанием, что также является требованием формата. Основной функцией ритуальной коммуникации можно назвать фиксацию уже установленных правил, закрепление социальной роли[13]. В ритуальной коммуникации различные субъекты отыгрывают различные роли, которые они номинировали себе различными способами. Степень ритуальности может варьироваться в различных коммуникативных ситуациях.

Также политическую коммуникацию можно разделить на личностный и институциональный. В случае действия в рамках личностного дискурса, коммуникант действует как личность, демонстрируя свои личностные характеристики, во втором же случае, как член политического института, который диктует ему определенные нормы социального поведения.

Также тексты в рамках политического дискурса характеризуются полнотой и подробностью. В данном ключе тексты можно характеризовать через параметры «редукционизм и полнота».

Редукционизм свойственен многим политическим текстам, особенно предвыборного периода. Политические тексты рассчитаны, как правило, на массового адресата, для чего многие аспекты опускаются. В предвыборной агитации, как правило, опускаются положительные или отрицательные черты различных кандидатов, в зависимости от целей текста. Степень редукционизма разнится от жанра к жанру. Самый высокий уровень редукционизма у агональных жанров, например, лозунгов, самый низкий уровень у текстов, написанных для конкретных адресатов, различных специалистов.

Стандартность и экспрессивность текстов в политической коммуникации. Эти две характеристики также играют особую роль для политических текстов[14].

Экспрессивность высказываний, использование различных эмоциональных средств выразительности, эмоциональной лексики, применяется преимущественно для получения от аудитории эмоционального отклика, для получения их расположения. В случае же с использования стандартных фраз и, даже, клише, можно говорить о попытке передать содержательную сторону, некую мысль.