Файл: социология учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 1166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Астраханской области







Областное государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханский инженерно-строительный институт»





Кафедра Философии, социологии и лингвистики





СОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие для студентов технических вузов






















Астрахань

2009



ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4


Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

(Е. В. Каргаполова) ……………………………………………………………….5

Тема 2. ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

(Ю. В. Георгиевская)…………………………………………………………….12

Тема 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

(Е. В. Каргаполова)………………………………………………………………43

Тема 4. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

(Л. А. Лебединцева)………………………………………………………………57

Тема 5. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП

(Е. В. Каргаполова)………………………………………………………………66

Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

(Ю. В. Георгиевская)…………………………………………………………… 80

Тема 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ. ГРУППОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

(Е. В. Каргаполова)……………………………………………………………..110

Тема 8. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО, СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

(Л. А. Лебединцева)……………………………………………………………..124

Тема 9. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

(Л. А. Лебединцева)……………………………………………………………..138

ТЕМА 10. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

ТРУДА

(Л. Ю. Лебединцева)……………………………………………………………153




Тема 1

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА


План

  1. Объект, предмет, функции социологии.

  2. Структура социологии. Уровни социологического знания. Основные подходы к изучению общества.

  3. Место социологии в системе наук.


1.1. Объект, предмет, функции социологии.

Для введения в любую науку требуется освоить ее объект, предмет и функции. Надо отметить, что термин «социология» восходит к латинскому слову социо- (общество) и греческому – логос- (слово, учение, наука). Этот термин впервые был употреблен в 30-х гг. 19 века французским исследователем Огюстом Контом, который считается отцом-основателем социологии. Таким образом, дословно социология – это наука об обществе. Но изучением различных аспектов функционирования общества занимается множество гуманитарных наук, таких как история, политология, экономика, правоведение и т. д. Кроме того, вопрос об объекте (что изучает наука) и предмете (конкретных характеристиках объекта) самой социологии окончательно не решен в социологической мысли.

Объект социологии – социальная система.

В таблице 1. приводятся несколько точек зрения по вопросу о предмете социологии.


Название подхода

Предмет социологии

Автор

Позитивистский

Законы общественного развития, которые имеют строгий, однозначный, объективный характер, не зависимый от воли людей

О. Конт (1798-1857)

Субъективный

Социальное действие, т. е. такое действие, которое соотносится с действиями других людей, ориентируется на них

М. Вебер (1864-1920)

Объективный

Социальные факты, т. е. нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты, организации и вообще идеи, материализованные в виде зданий, сооружений и т. д.

Э. Дюркгейм (1858-1915)

Обобщающий

Социальные связи, общественные отношения


Табл. 1. Основные взгляды на предмет социологии.


Таким образом, социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.

Функции социологии:

1) теоретико-познавательная – анализ общественных процессов вплоть до построения имитационных статистических моделей, прогнозов, сущности природы человеческого поведения в определенных общественных условиях, выработка методологии и рекомендаций по решению проблем;

2) управленческая – нахождение разумных способов решения конкретных общественных проблем «здесь и сейчас», а также «там и потом», постоянно обновляемая информация о состоянии и тенденциях развития общественных процессов и явлений, минимизация отрицательных тенденций.

Основными частями социологического знания являются факты, гипотезы и теории.

Социальный факт – это каким-то образом фиксированный, описанный фрагмент социальной действительности.


Гипотеза – предположительное суждение о причинной (закономерной) связи явлений (например, между принадлежностью к определенной социальной группе и общественно-политической позицией). Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы ее можно было подтвердить или опровергнуть.

Теория – утверждение, содержащее систему взаимосвязанных гипотез.

1.2. Структура социологии. Уровни социологического знания. Основные подходы к изучению общества.

В социологии, как и в любой другой науке, выделяют два уровня исследований – эмпирический (сбор социальных фактов, их обработка и эмпирическое обобщение) и теоретический (создание гипотез и теорий на основе эмпирических исследований). Теоретической социологией занимается примерно 5% социологов, в эмпирической – подавляющее число дипломированных специалистов.

Эмпирические исследования, в свою очередь, делятся на полевые и лабораторные.

Выделяют также фундаментальную и прикладную социологию. Задачей фундаментальных исследований является решение проблем, стоящих перед социологией как наукой, - выявление закономерностей развития общества и т.п. Прикладные исследования нацелены на изучение имеющих непосредственное практическое значение проблем (например, выявление изменения мотивации учебного труда работающих студентов).

Различают также общую и отраслевую социологию. Общая социология изучает наиболее типичные вопросы социокультурных взаимодействий, а отраслевая социология исследует взаимодействия между предметами других гуманитарных наук и включает в себя отдельные направления социокультурных взаимодействий и социальные институты. Различают экономическую социологию, социологию политики, культуры, права, семьи, образования, медицины, науки, спорта, моды, гендерную социологию и т. д.

В процессе формирования социологии сложилось два уровня изучения общества: микросоциологический и макросоциологический.

Макросоциология изучает различные общественные структуры: социальные институты, образование, семью, политику и экономику с точки зрения их функционирования и взаимосвязи.

В микросоциологии рассматривается взаимодействие людей, для понимания социальных явлений проводится анализ личности и ее поведения, поступков, мотивов, ценностных ориентаций, которые определяют взаимодействие в обществе и формируют его.

На макросоциологическом уровне, т. е. в понимании общества как социального целого, можно выделить два основополагающих подхода: функциональный и конфликтологический.

Представители функционального подхода (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) рассматривают общество как систему интегрированных частей (экономической, политической, медицинской, военной и т. д.), каждая из которых выполняет свою определенную функцию. Задача социологии заключается в исследовании этих функций. Функционалисты считают, что в обществе существуют механизмы, сохраняющие стабильность общества, и отстаивают необходимость эволюционных изменений в обществе.


Представителями конфликтологического подхода являются К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер и др. К. Маркс определял главным источником развития любого общества конфликт между классами. Классовый конфликт, по Марксу, является движущей силой истории. Отсюда обосновывается необходимость революционного переустройства общества. Г. Зиммель полагал, что конфликт возникает на основе инстинкта враждебности и обостряется из-за столкновения интересов. Р. Дарендорф придерживался мнения, что основной источник конфликта – власть одних людей над другими, а Л. Козер считал, что причины конфликта коренятся в несовершенстве системы распределения материальных благ.

Исходные посылки функционализма и теории конфликтов совершенно различны: если функционалисты рассматривают общество как изначально стабильное, эволюционно изменяющееся, то в рамках теории конфликта его видят постоянно изменяющимся, но через разрешение противоречий.

В рамках микросоциологии объединяются теории интеракционизма (У. Джеймс, Ч. Кули, Д. Дью, Г. Мид, Г. Гарфинкель). Авторы интеракционистских теорий полагают, что взаимодействие людей можно понять исходя, исходя из категорий наказания и поощрения, что именно это определяет их поведение.

Один из вариантов интеракционизма - символический интеракционизм. Сторонники этой концепции полагают, что люди реагируют не на воздействие внешнего мира, а на определенные присвоенные символы.

Особо место в микросоциологических теориях занимает теория ролей (Я. Морено, Р. Мертон, Р. Линтон), в которой социальный мир рассматривается как сеть взаимосвязанных социальных позиций (статусов), определяющих поведение человека.

Современная социологическая теория строится таким образом, что в ней на равных существуют различные социологические школы, разнообразные теории, т. е. отрицается идея универсальной социологической теории.

На смену модернистскому обществу с его идеей развития от простого к сложному, рациональности, рассудочности, необходимости преобразования общественной жизни приходит концепция постмодернистского общества. Главная идея постмодернистов – вписать новое уже в существующее старое. Они считают: нет абсолютной рациональности, каждая культура имеет свою рациональность, не может быть одного объяснения явления, сущности происходящего, а есть множественность объяснений.

1.3 Место социологии в системе наук.

При изучении этого вопроса следует выделить аспекты взаимодействия социологии с другими общественными дисциплинами.

Если социальная философия исследует фундаментальные общественные понятия, общие закономерности развития человеческого общества, то социология анализирует роль и место человека в жизни общества, его взаимодействие с другими членами общества в рамках различных социальных институтов, специфику общностей разного типа и уровня.