Файл: социология учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 1219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если политология и правоведение дают всеобщий анализ проблем власти закона, то в политической социологии и социологии права изучается место, роль и позиция людей в сфере политических и правовых отношений.

Экономика изучает сферу производства, а в экономической социологии и социологии труда производство рассматривается с субъектной точки зрения, то есть отношения человека к труду, частной собственности, богатству.

Социология взаимодействует с историческими науками и использует архивные материалы в социологических исследованиях, но при этом исторические науки нацелены на изучение прошлого, а социология концентрируется на современности.

Этика и эстетика используют количественную и качественную информацию о степени развитости норм и ценностей, взаимоотношениях в семье коллективе, предоставляемую социологией.

Данные социологических исследований могут быть использованы в экологии, медицине, градостроительстве и других науках.


Задания для самостоятельной работы


1. Основоположник социологии

- О. Конт;

- И. Кант;

- К. Маркс.


2. Каким веком датируется рождение социологии

- 18 веком;

- 19 веком;

- 20 веком.


3. Объект социологии

- социальная система;

- реальное сознание, поведение и действие людей, а также социальные структуры;

- наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, закономерностях массового поведения людей.


4. Теория – это

- предположительное суждение о каких-либо явлениях;

- фрагмент социальной действительности;

- утверждение, содержащее в себе систему взаимосвязанных гипотез.


5. Как расшифровывается термин «социология»

- «общество» + «слово, учение, наука»;

- «общество» + «человек»;

- «человек» + «наука»


6. Какова структура социологического знания?


7. Какие Вы знаете уровни социологического знания? В чем состоит их сущность?


8. Продолжите следующую фразу: «Сущность интеракционизма заключается в следующем __________________________________________________. Создателями интеракционизма являются________________________________.


9. В чем состоит суть символического интеракционизма и теории ролей?


10. В чем состоит различие между функциональным и конфликтологическим подходами к изучению общественных явлений? Кто является основными представителями конфликтологического и функционального подхода?


11. В чем состоит различие между социологией и социальной философией?



Тема 3

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


План

1. Понятие, виды, этапы социологического исследования.

2. Проблема выборки.

3. Методы сбора первичной социальной информации.


3.1. Понятие, виды, этапы социологического исследования. Проблема выборки.

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Виды социологического исследования (по целям и задачам)

1. Фундаментальные исследования – направлены на анализ социальных закономерностей, тенденций.

2. Прикладные исследования, предполагающие выработку путей совершенствования конкретных социальных объектов.

3. Разведывательное – сжатое по объему, упрощенное по программе, предварительное исследование.

4. Пробное (пилотажное) исследование – испытание вопросов и методов в панельной группе.

5. Описательное – применяется для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, процессе, его структурных элементах.

6. Аналитическое (экспериментальное) – углубленное изучение, не только описание, но и выявление причин.

7. Монографическое исследование – позволяет изучить объект как представителя класса подобных.

8. Сравнительное исследование – помогает сравнить различные объекты.

9. Ситуационное исследование – не является репрезентативным. Это изучение конкретного человека, события, одиночного явления. Данные такого исследования невозможно обобщить, но может возникнуть гипотеза.

10. Точечное (проводится один раз) и повторное (проводится несколько раз).

11. Панельное исследование – неоднократное изучение одного и того же объекта через определенные интервалы.

12. Тендовое исследование – повторное исследование на одном и том же объекте без сохранения выборки.

Этапы социологического исследования

1 этап (30% времени) – информационное обеспечение исследования (постановка проблемы, целей, гипотез, выбор методов выборки, сбора данных, обработки и анализа информации, организационное планирование).

2 этап (10% времени) – сбор социологических данных.

3 этап (10% времени) - подготовка данных к обработке и обработка.

4 этап (25% времени) – анализ результатов, проверка гипотез.

5 этап (5% времени) – отчет (оформление).

6. этап (20% времени) – внедрение (социологические технологии).

3. 2. Проблема выборки.

При проведении социологического исследования можно изучать (опрашивать) все население. Например, с начала 19 века в европейских странах проводятся переписи населения. Сегодня они проводятся повсеместно, дают ценную информацию, но стоят очень дорого. Даже в богатых странах они проводятся раз в 10 лет. Поэтому гораздо чаще применяются выборочные социологические исследования. Основа таких исследований – выборочная совокупность, которая является уменьшенной копией, микромоделью генеральной совокупности.


Выборочная совокупность (выборка) – множество людей, которых социолог опрашивает.

Генеральная совокупность – все население или та, его часть, которую социолог намерен изучить.

Репрезентативность – свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.

Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5-2 тыс. человек, а получает достоверные данные обо всем населении США (240 млн. чел.) именно на основе репрезентативности выборочной совокупности. Ошибка не превышает нескольких процентов. Одна из самых авторитетных социологических фирм в России – ВЦИОМ.

Существуют различные типы выборки, которые помогают достигнуть ее репрезентативности:

  1. случайная выборка, в которую с помощью таблицы случайных чисел с одинаковой вероятностью могут быть включен любой элемент генеральной совокупности. Это делается для того, чтобы избежать субъективного фактора;

  2. систематическая (псевдослучайная) выборка, в которой соотношение между размером выборки и численностью генеральной совокупности используется для определения интервала. Например, выбирается каждый десятый человек из генеральной совокупности;

  3. стратифицированная выборка, в которой предполагается разделение генеральной совокупности на слои, а затем составление выборки внутри каждого слоя;

  4. кластерная выборка, при которой проводится классификация групп населения по географическому признаку. Этот метод применяется при значительной пространственной разбросанности объектов исследования;

  5. целевая выборка, когда ученый сам отбирает респондентов.

  6. серийная выборка, когда единицами случайного отбора являются определенные «гнезда» - семья, коллектив и т. п. Эта выборка не всегда является репрезентативной и используется, когда размер выборки небольшой, для более «глубоких» видов исследования.

  7. квотная выборка – строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде определенных пропорций, или квот, распределения признаков изучаемых объектов.

  8. многоступенчатая выборка – на каждой ступени отбора меняется единица отбора.

  9. комбинированная выборка – на каждой ступени отбора меняется единица и техника случайного отбора.

При крупномасштабных исследованиях используются многоступенчатые выборки, когда прибегают к нескольким простым методам.

3.3. Методы сбора первичной социологической информации.

Социологические методы – подходы, приемы, правила, способы и инструменты, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Выделяют следующие методы социологического исследования:

3.3.1. Опрос – метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) сбора первичной социальной информации.

Необходимо отметить особое положение метода опроса. В практике социологических исследований этот метод является наиболее распространенным и популярным, так как этим методом можно получить такую информацию, которая не всегда отражается в документальных источниках, не всегда доступна прямому наблюдению и позволяет выявить информацию о мотивах внутренних интересах, побуждениях и т. п. Вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Кроме того, практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная.


Респондент – участник социологического опроса, который отвечает на вопросы анкеты или интервью и является источником устной или письменной информации. (БЭС: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. – Мн: МФЦП, 2002. - С.688).

Классификация опросов

1) По характеру взаимосвязей социолога и респондента различают заочные – анкетные и очные – интервью;

2) По степени формализации – стандартизированные (формализованные) (проводятся по заранее подготовленному плану) и нестандартизированные (неформализованные, свободные);

3) По частоте проведения – одноразовые и многоразовые.

4) Опрос-молния (опрос-голосование, зондаж) содержит три-четыре пункта основной информации.

5) Специфическим видом опроса является опрос экспертов - специалистов по исследуемой области.

6) Он-лайновые опросы. К новым социологическим методам можно отнести он-лайновые опросы. Несомненно будущее во многом принадлежит таким опросам – слишком стремительно меняется информационно-коммуникативная среда жизнедеятельности, и социологам приходится осваивать и web-пространство. Но при этом в условиях российской действительности существует ряд объективных обстоятельств, препятствующих применению этого метода: низкий уровень распространенности Интернета в России; плохое качество телефонной связи и ее высокая стоимость; правовая незащищенность информации о респонденте и возможность взлома сети хакерами.

Одним из наиболее распространенных, наиболее популярных видов опроса является анкетирование. Анкетный опрос – это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет.

Структура анкеты

Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме:

  1. вводная часть, в которой указывается кто проводит опрос, с какой целью, инструкция по заполнению анкеты, способ возврата заполненных анкет. Введение играет исключительно большую роль, дает настрой респонденту, что непосредственно сказывается на достоверности информации;

  2. паспортичка, в которой содержатся вопросы для выяснения социально-демографических характеристик респондентов – пол, возраст, образование, профессия, социальное происхождение, семейное положение;

  3. контактные вопросы, цель которых – заинтересовать респондента, облегчить ему включение в проблему;

  4. основные вопросы – «поставщики» основной информации;

  5. заключительные вопросы, которые должны снимать психологическое напряжение у респондента, позволить ему почувствовать, что проведена большая и нужная работа.

Время заполнения анкеты должно быть в пределах 45 минут.

Классификация вопросов анкеты

  1. по форме вопросы могут быть закрытые, открытые и полузакрытые (полуоткрытые). В закрытых вопросах респонденту предлагаются варианты ответов и предоставляется выбор одного или нескольких ответов. Закрытые вопросы в свою очередь подразделяются на вопросы типа «да – нет», альтернативные и вопросы-меню». Альтернативный вопрос – это такой вопрос, в котором, респонденту предлагается выбор только одной из уравновешенных формулировок. Одной из разновидностей альтернативного вопроса является шкальный вопрос. «Вопрос- меню» - это такой вопрос, в котором респонденту предлагается набор ответов с правом выбора нескольких. Открытые вопросы – это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов и он может ответить так, как желает. Полузакрытые вопросы – это такие вопросы, когда в перечне предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще»;

  2. по функциям различаются фильтрующие и контрольные вопросы. Вопросы-фильтры используются тогда, когда социолог сомневается в компетентности своего респондента. Контрольные вопросы позволяют социологу определить искренность, правдивость ответов респондента.


У некоторых респондентов обнаруживается своеобразный эффект монотонности (т. н. галлоэффект): ответив на первый вопрос «да», отвечают «да» на второй, третий и так до пятого, шестого вопроса. В таком случае используют т. н. вопросы-глушители, например: «А теперь несколько о другом. Вам случалось когда-нибудь в жизни употреблять алкоголь?». Затем продолжают серию интересующих исследователя вопросов.

Вопросы анкеты должны быть однозначно воспринимаемы всеми и сформулированы таким образом, чтобы респонденту не навязывалось мнение социолога. Смысловые и контрольные вопросы нельзя ставить рядом, иначе респондент поймет, что его проверяют, а это повлияет на достоверность информации.

Хорошо разработанная анкета – необходимое, но не достаточное условие для успешного проведения исследования. Конечный результат исследования зависит от многих факторов, в том числе и от хорошо обоснованной репрезентативной выборки и от умения анкетера установить психологический контакт с респондентами, создать доброжелательную атмосферу при опросе.

Кроме анкетного опроса широкое распространение получил другой вид опроса – интервью. Интервью – один из основных видов опроса, использующий непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.

Типы интервью

1) Интервью может быть структурированным (формализованным, стандартизированным), то есть включает в себя общий план беседы, последовательность вопросов, варианты предполагаемых ответов) и неформальным (неструктурированным, свободным), то есть без строгой детализации плана беседы и вопросов.

2) По глубине проникновения в суть проблем различают клиническое (глубокое) интервью, цель которого получить сведения о внутренних побуждения, склонностях опрашиваемого, и фокусированное, задача которого состоит в том, чтобы выяснить реакцию на заданное воздействие.

3) По характеру организации применяются групповые интервью и индивидуальные, которые в свою очередь подразделяются на личные и телефонные.

Анкетирование занимает меньше времени, чем интервью. Но при этом в процессе проведения интервью, при личном контакте устанавливается большая степень доверия, искренности. Успех интервью во многом зависит от личности интервьюера.

Как отмечает В. П. Гречихин, специфическими особенностями «интервью как метода получений первичной социологической информации являются:

1. интервью помогает получить глубинную информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондентов.

2. Возможность вести наблюдения за психологическими реакциями респондента, что помогает лучше интерпретировать ответ.

3. Личный контакт социолога и респондентом, что обеспечивает максимальную полноту реализации опросника (чего не скажешь об анкетировании) и более серьезное отношение респондента к опросу».