ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 1228
Скачиваний: 1
К трудностям интервьюирования относятся:
1. поиск психологического контакта с каждым респондентом;
2. трудоемкость подготовки интервьюеров, так как интервьюер может быть пристрастным, одним неодобрительным взглядом выражая свое отношение к содержанию интервью;
3. значительные материальные и временные затраты. Интервью требует много времени, выборки обычно маленькие, что усложняет обобщения и получение объективных данных;
4. решение проблемы анонимности.
Интервью применяется, когда письменный опрос оказывается затрудненным или невозможным вследствие разнородности аудитории (различиями в культуре и образовании респондентов, условий проведения опроса и т.д.).
Главной, центральной фигурой интервью, ее наиболее активным элементом всегда является интервьюер. Достоверность и надежность информации часто зависит от личности интервьюера. Поэтому при подборе кадров интервьюера необходимо учитывать следующее:
1. Интервьюер должен любить свое дело, быть социально активным человеком, иметь определенный жизненный опыт.
2. Интервьюер должен быть эрудированным, наблюдательным, общительным, уметь завязать разговор, в случае необходимости повернуть его в нужное русло.
3. Интервьюер должен быть дисциплинированным, честным, выполнять все инструкции по проведению интервью.
4. Интервьюер должен хорошо знать тему интервью, а также технику интервьюирования.
5. Интервьюер должен быть морально и физически выносливым. Ведь ему придется беседовать в различной обстановке с самыми разными людьми по нескольку (4-5) часов в день на протяжении нескольких дней.
6. Должен быть аккуратно одет, но при этом ничего во внешности интервьюера не должно отвлекать респондента.
Считается, что интервью будет более эффективным, если респондент и интервьюер одного пола, одного или близкого возраста. В литературе отмечается, что при опросе по производственной тематике лучше
использовать мужчин-интервьюеров. В то же время утверждается, что женщинам-интервьюерам в целом оказывается больше доверия, чем мужчинам, у всех групп респондентов.
Одним из основных условий, влияющих на получение достоверной и надежной информации, является наличие качественного вопросника и соблюдение правил его применения. Под вопросником в социологии понимается документ, в котором соответствующим образом поставлены и сгруппированы вопросы по теме и есть место для записи ответов на них. Вопросник фактически представляет собой материальное воплощение темы исследования.
Вопросник интервьюера представляет собой документ, где указывается имя интервьюера, тема интервью, место проведения интервью, отношение респондента к беседе, вопросы и ответы на них, а также некоторые социально-демографические данные о респонденте. Обычно вопросник представляет собой единство вводной, основной и демографической частей. В последние года очень часто к вопросникам прилагаются так называемые протоколы интервьюера (отчеты об интервью). В этих протоколах содержатся основные сведения о процессе интервьюирования: об интервьюере, о респонденте, о ситуации, в которой проводилось интервью, и о вопроснике, причинах срыва интервью, если оно не состоялось. В отчет заносятся данные о том сразу ли респондент согласился на интервью, о чем он спросил интервьюера; охотно ли респондент отвечал на вопросы, какие трудности он испытывал при ответе на вопросы, а также затруднения самого интервьюера.
Особую роль в процессе интервьюирования занимает анализ характеристики ситуации интервью. Понятие «ситуация интервью» включает в себя следующие элементы:
-
место проведения. Выделяется шесть видов мест для проведения интервью: рабочее место; изолированное помещение на производстве; квартира респондента; официальное место; нейтральное место; улица. Наиболее распространенным местом интервьюирования является рабочее место. Практика социологических исследований показывает, что именно здесь обеспечивается деловой настрой беседы, более критический характер ответов, да и здесь и легче всего встретить респондента. Выбор места интервьюирования зависит от темы исследования и степени стандартизации вопросника;
-
обстановка интервьюирования. Она бывает благоприятной, удовлетворительной, неблагоприятной. Благоприятная обстановка характеризуется наличием изолированного места, отсутствием третьих лиц и отвлекающих факторов. Удовлетворительная обстановка характеризуется наличием изолированного места, периодическим присутствием третьих лиц без их вмешательства в ход интервью, периодически отвлекающими факторами (такими, как звонки, шумы и т. п.). Неблагоприятная обстановка характеризуется отсутствием отдельного помещения, присутствием и участием третьих лиц, многократным прерыванием интервью.
-
время суток, выбранное для проведения интервью. Утреннее время благоприятствует проведению интервью, так респондент еще не утомлен. Обеденное время не всегда благоприятно для интервью, так как в это время респондент хочет отдохнуть. Дневной период (примерно с 14 до 19 часов) характеризуется насыщенностью трудового процесса, понижением физиологических возможностей восприятия у респондента. В вечерний период (после 19 часов) респондент утомлен, озабочен домашними делами.
-
продолжительность интервью. При выборе времени интервью необходимо учитывать продолжительность интервью. Социологическая практика показывает, что респондент охотнее соглашается на короткие интервью. Интервью может длиться от 10 минут до 1,5 часа, но встречаются случаи, когда интервью длится 8 часов и более.
-
тип и ритм работы, тип интервью, пол интервьюера.
3.3.2. Анализ документов
Документ – материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т. п.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве (БЭС, 1998, С. 368).
К достоинствам анализа документов следует отнести его экономичность по сравнению со всеми остальными методами и объективность. Но при этом результаты анализа документов нуждаются в проверке с помощью наблюдения и опросов, так как эти результаты не содержат сведений о субъективных факторах.
Типы документов
1) по степени персонификации документы делятся на личные (карточки индивидуального учета, библиотечные формуляры, анкеты, бланки, характеристики, письма, дневники, заявления, мемуары) и безличные (архивы, данные прессы, протоколы собраний и т.п.);
2) в зависимости от статуса документы делятся на официальные (правительственные материалы, данные государственной статистки, переписи населения, архивы и текущие документы различных организаций) и неофициальные (личные материалы, а также составленные частными гражданами безличные документы);
3) по источнику информации документы бывают первичные (результаты прямых наблюдений или опросов) и вторичные (результаты обработки, обобщения или описания информации, собранных другими исследователями для других целей, например статистические данные);
4) анализ текста без использования процедур измерения называют качественным (традиционным). Качественный анализ документов применяется при анализе уникальных документов; при описании сложных явлений; когда документальные данные неполны или недостаточны для массовой обработки. В последние десятилетия получил распространение метод квантификации материала – контент-анализ (количественный анализ документов). При этом различают два типа единиц: смысловые (качественные) и единицы анализа (единицы счета, количественные единицы). Смысловые единицы изучаются по частоте их упоминания по отношению к другим категориям, количественные единицы исследуются по площади текста, длительности трансляции и т. д. Контент-анализ применяется, когда качественные характеристики появляются с достаточной частотой и требуется высокая точность при сопоставлении однопорядковых данных; когда массив материала значителен или очень значителен и его невозможно охватить без суммарных оценок.
3.3.3. Наблюдение – изучение поведения человека в естественных условиях. Особенность наблюдения – неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток на его восприятие социальной действительности и на интерпретацию наблюдаемых процессов.
Наблюдение применятся в основном в исследованиях описательного плана, для проверки достоверности данных, полученных другими методами (опросом, анализом документов), а также для качественного анализа собранных материалов.
К преимуществам наблюдения относятся:
1) отсутствие языкового барьера;
2) получение информации в процессе развития той или иной ситуации;
3) социальное поведение рассматривается в его естественной среде;
4) предоставляется возможность для узкомасштабного детального исследования;
5) отражает действительность в соответствии с ценностями и нормами поведения участников исследования
6) позволяет выявить те вопросы, которые уместно или неуместно задавать.
Но при этом наблюдение не должно вредить тому, кого мы наблюдаем. Вообще достаточно часто встает вопрос об этичности наблюдения, невозможности охватить все социальные факты непосредственным наблюдением (например, сферы семейных и сексуальных отношений). Сложность наблюдения состоит и в том, что наблюдателю трудно избегать эмоционально-ценностной оценки происходящего, попыток истолкования поведения других людей через призму собственного «Я», своего собственного социального опыта. При этом результаты наблюдения часто смешиваются с выводами. На объективность результатов наблюдения влияет взаимодействие между наблюдателем и объектом наблюдения, а также сам факт проведения исследования на наблюдаемую ситуацию. Исследователь может оказаться слишком «вовлеченным» и поэтому плохим наблюдателем. Поэтому очень высоки требования к личности наблюдателя. Наблюдение может быть опасным для жизни и здоровья наблюдателя. Трудно фиксировать информацию без погрешностей, так как магнитофоны, видеокамеры могут быть навязчивыми. Большое значение имеет память наблюдателя. Также необходимо учитывать, что порой сложно и невозможно провести повторное наблюдение, так как время наблюдения ограничивается временем совершения события. На достоверность и надежность полученной путем наблюдения информации влияет: логичность расчленения объекта наблюдения на составные части, адекватность терминов, используемых при анализе полученных данных, однозначность интерпретации выделенных элементов объекта наблюдения.
Виды наблюдения
1) В зависимости от положения наблюдателя относительно объекта наблюдение может быть включенным (если наблюдатель становится членом изучаемой им группы) и невключенным. Невключенное, как и включенное, наблюдение применяется в монографическом исследовании. Включенное исследование исключает массовость, а результаты наблюдения почти не поддаются количественному выражению, кроме того, наблюдатель может настолько войти в роль участника событий, что это скажется на объективности собранной информации и ее интерпретации.
2)В зависимости от элементов контроля - контролируемое и неконтролируемое. При неконтролируемом наблюдение осуществляется лишь общее описание социальной атмосферы. При этом возникает опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту и искажения результатов. Контролируемое наблюдение проводится большим числом наблюдателей, проводится сравнение результатов их наблюдений, осуществляются серии наблюдений за одним и тем же объектом.
3) По степени формализованности наблюдения - структурированное или неструктурированное. При неструктурированном наблюдении исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. При структурированном наблюдении исследователь заранее определяет, какие из элементов исследуемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для целей исследования, и сосредоточивает на них свое основное внимание, составляя специальный план записи наблюдений.
4) По условиям организации наблюдения – полевые (в естественных условиях) и лабораторные.
5) Самонаблюдение – особый вид наблюдения, при котором исследователь пользуется не только данными о поведении наблюдаемого, но и его суждениями и оценками тех или иных фактов, собранных в автобиографиях, письмах, дневниках, записях самоанализа.
3.3.4. Эксперимент – изучение поведения человека в искусственно созданных условиях.
Цель эксперимента – проверка гипотез о причинной связи между явлениями. Эксперимент заменяет наблюдение там, где невозможно повторное наблюдение. При определенных обстоятельствах эксперимент может дать весьма значительные научно-практические результаты.
Возможности применения эксперимента в социологии ограничены тем, что исследователь не может с уверенностью сказать, что выявленная в ходе эксперимента зависимость в определенных условиях закономерна и в условиях, находящихся вне эксперимента, и что именно изучаемый в данном эксперименте фактор, а не какой-либо другой является причиной
зарегистрированного события. Дж. С. Милль, О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер отрицали возможность применения экспериментального метода в изучении социальных явлений: - они слишком сложны и изменчивы. Экспериментальных социологических исследований произведено крайне мало. При проведении эксперимента, как и наблюдения, есть ограничения, связанные с этическими соображениями.
Эксперимент гораздо чаще применяется в психологии, физике, химии, чем в социологии. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10-15 человек. Все (за редким исключением) социологические эксперименты проводятся не на генеральной совокупности объектов исследования, а на натурной модели – выборке на основе наиболее существенных для данного исследования признаков.
Типы экспериментов
Эксперимент делится на натурный (реальный) и мыслительный. Натурный эксперимент предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Он может быть контролируемым и неконтролируемым. При контролируемом эксперименте производится тщательное выравнивание всех условий, которые могут исказить влияние экспериментального фактора. При мыслительном эксперименте экспериментатор не вмешивается в ход эксперимента и оперирует информацией о свершившихся событиях. Особой разновидностью мыслительного эксперимента является эксперимент «экс-пост-факто», при котором предполагается сбор данных для проверки гипотез о причинных связях. Классическим экспериментом этого вида является проведенное в сер. 30-х гг. XX века исследование американского социолога Э. Христиансена, в ходе которого подтвердилась гипотеза о том, что чем выше уровень образования (количество оконченных классов), тем успешнее человек включается в экономическую деятельность. Реальный эксперимент всегда является проективным (т. е. направленным в будущее), мысленный эксперимент обычно ретроспективный, направлен в прошлое, так как манипуляция совершается с информацией об уже свершившихся фактах.
По специфике поставленной задачи выделяют эксперименты однофакторные и многофакторные. В однофакторных экспериментах проверяются гипотезы о наличии причинно-следственной связи одной независимой переменной, в многофакторных - целого комплекса переменных в их взаимодействии.
По логической структуре доказательств гипотез различают эксперименты параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные). В параллельном эксперименте создаются две группы – экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе вводятся новые экспериментальные факторы, в контрольной - все остается по-старому. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Доказательство гипотезы при этом типе эксперимента опирается на сравнение состояния исследуемого объекта до и после воздействия «фактора».
3. 3.5. Социометрия – совокупность методов и приемов, направленных на получение и анализ количественных данных о межличностных отношениях людей, структуре и функционировании малых групп, ориентированных на регуляцию человеческих взаимоотношений и решение конкретных практических задач. (БЭС: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. - Мн., 2002. - С.795).