Файл: социология учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 1223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 10.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА


План

  1. Предметная область экономической социологии.

  2. Экономика как общественная система и ее социальные регуляторы.

  3. Труд как социальное взаимодействие. Функции труда и трудовые отношения. Современное состояние и перспективы труда.


10.1. Предметная область экономической социологии.

Определение предметных границ в любой сфере научной деятельности всегда является непростой задачей. Здесь важно правильно определить проблематику науки, а также то, по каким основаниям эта наука отличается от других смежных наук.

При определении предмета экономической социологии важно не только то, что изучается, но и каким образом это делается. Объект исследования любой общественной науки – это общество, но каждая наука изучает его по-разному. Предметом любой отраслевой социологии является исследование взаимодействия конкретной подсистемы общества и других социальных подсистем. Таким образом, предметом экономической социологии и социологии труда является изучение взаимодействия экономики и других общественных подсистем (экономики и политики, экономики и права, экономики и культуры и т.д.). При этом, однако, социология труда главным образом занимается исследованием поведения человека в сфере трудовой деятельности – отношений в процессе производства с другими работниками, психологического климата в трудовом коллективе, мотивации и стимулирования труда, адаптации в новом трудовом коллективе и т. д. Социология труда «работает» на микроуровне социальных отношений в экономической сфере, это анализ неэкономических факторов в конкретном производственном процессе. Экономическая социология – более высокий, макроуровень обобщения проблемы. В рамках этой науки анализируются отношения, которые связаны не только с непосредственной трудовой деятельностью. Поэтому можно утверждать, что социология труда является подотраслью экономической социологии.

Подходы к определению предмета экономической социологии различаются в зависимости от общей методологической установки социолога. С позиций позитивизма предметом экономической социологии будет исследование и установление наиболее общих законов взаимодействия социальных и экономических фактов. Материалистический подход в большей степени направлен на изучение социальных явлений в их обусловленности экономическим базисом, поведения человека с точки зрения его родовой сущности – труда, человека как представителя той или иной социальной группы, содержание которой обусловлено местом в системе производственных отношений. С точки зрения понимающей социологии предмет экономической социологии состоит в исследовании смысла и внутренних мотивов деятельности человека в экономической сфере, в создании типов экономического поведения. Общим моментом всех перечисленных подходов к определению экономической социологии является то, что экономика изучается как часть более широкой социальной системы, экономическое поведение рассматривается во взаимосвязи с другими типами деятельности. Если сравнивать объекты исследования экономической теории и экономической социологии, то он будет одинаков, как и у всех общественных наук – это экономика (то, что относится к области производства, обмена, распределения и потребления), но при этом различаются методы исследования, заранее определенные теоретические установки. Экономическая социология не подменяет экономическую науку, а дополняет ее, пытаясь «вложить» экономику в более широкий социальный контекст, показать ее зависимость от других подсистем общества, поэтому экономическая социология имеет более высокую степень общности. Экономисты, например, могут очень хорошо разобрать и проанализировать функционирующие экономические механизмы, но объяснить процесс трансформации экономических систем, смену типов экономических отношений и ролей им удается не всегда. Обычно экономисты создают высокие теоретические модели, жертвуя при этом сложностью неэкономического мира.


В качестве иллюстрации можно привести частный пример, касающийся деловых отношений в современной экономике. Данные отношения рассматриваются в рамках сетевого подхода в экономической социологии, одним из постулатов которого является рассмотрение деловых отношений прежде всего как социальных отношений, а экономических институтов как социальных конструкций. Например, здесь обращается внимание на те способы, с помощью которых распространяется информация о рабочих местах и которые играют с точки зрения предложения труда роль не меньшую, чем сами характеристики этих рабочих мест. Получение информации — процесс отнюдь не технический, он сопряжен с действиями не только чисто индивидуального свойства. Эмпирические исследования показывают, что более половины тех, кто нашел и сменил место работы, пользовались информацией, полученной из личных неформальных источников. Персональные контакты (дома, на работе или в пивной) оказались значительно важнее формальных объявлений о наличии мест и прямых обращений к работодателю. Более того, и формальные объявления (например, в средствах массовой информации) пропускаются через фильтры неформального обсуждения и часто воспринимаются только после подобной «обработки». Выявлено, что люди, опиравшиеся именно на неформальные источники информации, добиваются относительно большего успеха с точки зрения уровня доходов и удовлетворенности новым местом работы. Интересно, что чем выше профессиональный статус группы, тем чаще ее представители прибегают к сети неформальных социальных контактов. Причем так называемые слабые связи, т.е. с дальними знакомыми и коллегами, более эффективны, нежели «сильные связи» — с близкими друзьями и родственниками. Первые значительно расширяют масштабы привлекаемой информации. Но зато тесные (в частности, семейные) контакты лучше выручают в экстремальных случаях, например, когда нет запаса времени на поиск работы. Успех поиска, таким образом, тесно связан с положением в социальной структуре. При всей важности вложений в «человеческий капитал», требуются также иные «вложения» — в свою репутацию, в развитие контактов. Аккумулирование связей и контактов, наряду с накоплением профессионального стажа, становится важным неэкономическим фактором продвижения на рынке труда. Чем больше таких связей, чем выше их «качество», тем большими возможностями обладает работник с точки зрения горизонтальной и вертикальной мобильности. Хотя сама по себе частая смена мест работы, разумеется, может не только формировать впечатляющий послужной список, но и создавать дурную репутацию ненадежного (или неуживчивого) сотрудника. Данная концепция развивалась М. Грановеттером и получила название «сила слабых связей».

Неформальные информационные сети играют важную роль в процессе сегментации работодателей. Человек, ищущий работу, не только сам встает в условную «очередь». В другую «очередь» он выстраивает своих потенциальных нанимателей. Сегментация производится не только по качеству предлагаемых рабочих мест, но и по совокупности характеристик фирмы, включая ее репутацию, устойчивость, надежность. Работа на корпорацию (юридическое лицо) обычно считается более надежной, чем наем к конкретному частному хозяину (если, впрочем, он не относится к числу личных знакомых). В целом родственники и знакомые закономерно ставятся на первые места в списке предполагаемых работодателей. Неизвестно, кто больше от подобного найма выигрывает (в разных случаях это складывается по-разному), но выигрыш в надежности здесь, как правило, несомненен, ибо рыночные позиции в таких вариантах получают социальное подкрепление. Но даже не будучи связаны личными узами и даже на весьма крупных предприятиях, наниматели и нанимаемые не встречаются как абсолютные незнакомцы. Их «встрече» предшествует сложный обмен накопленной информацией, выявляющей надежность контрагентов.


Помимо различий в квалификации и силе социальных связей, действуют и другие механизмы структурирования предложения труда. Мощный фактор сегментации рынка труда связан с образованием коллективных организаций и лицензированием деятельности. Профессиональные союзы, артели, ассоциации берут на себя функции регулирования потока рабочей силы: например, пытаются ввести ограничения на субконтрактные работы или привлечение иностранных рабочих, не позволяют нанимателю брать «не соответствующие кадры», а новичкам — сбивать уровень оплаты. Профсоюзы ограничивают трудовую мобильность; оказывают давление на повышение заработной платы, выталкивая ее из равновесной точки; добиваются дополнительных сопутствующих льгот; сокращают индивидуальные различия в оплате труда работников разной производительности. Но даже при отсутствии коллективных организаций заключаются так называемые скрытые контракты, по которым обеспечение стабильного и долгосрочного найма позволяет, начав с оплаты труда ниже среднего рыночного уровня, впоследствии его превысить. Работники тем самым не только максимизируют доход, но и пытаются минимизировать потенциальный риск, связанный с колебаниями доходов и возможной потерей занятости в перспективе. Когда же и скрытые контракты отсутствуют, работники все равно находят возможности хотя бы частичного гарантирования условий занятости путем тихого сопротивления и саботажа. Хотя при этом позиции нанимателей и наемных работников в переговорах и торгах по поводу условий занятости остаются неравными, силы притяжения наемных работников, как правило, оказываются слабее сил отталкивания.

Самое главное, что необходимо понимать, рассматривая те или иные явления с точки зрения экономико-социологического подхода, это отношение к роли и месту человека в экономической системе. Экономическая социология сторонится модели человека, предложенного традиционной экономической теорией. «Экономический человек» слишком эгоистичен и изолирован от других людей, непомерно рационален и информирован. Он действует как автомат, подчиненный логике экономического интереса. В то время как экономическая социология не превращает человека в социологический автомат, столь же бездумно подчиняющийся предписанным нормам. Человек в экономической социологии способен становиться актором и поступать вопреки обстоятельствам, переключаться с одной логики действия на другую, проявляя одновременно волю и гибкость. Это человек, способный на стратегию — последовательные и рефлексивные действия, выстраивание собственного будущего. При этом такой человек не висит в безвоздушном пространстве. Он включен в сплетение формальных и неформальных сетей, входит в качестве начальника или подчиненного в разные организации, действует в составе социальных групп, принадлежит к локальным и национальным общностям.


10.2.Экономика как общественная система и ее социальные регуляторы.

Экономика является важнейшей областью общественных отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования ограниченных ресурсов. Экономическая социология делает акцент на изучении центральной фигуры в процессе полного экономического цикла (т.е. производства, распределения, обмена и потребления) - человека и его отношений с другими людьми.

В процессе исторического развития изменяется роль экономики как сферы производства товаров и услуг. На ранней стадии развития человечества доминировало присваивающее хозяйство, преимущественно в форме собирательства. Жить и хозяйствовать, то есть добывать средства к существованию, означало практически одно и то же. По мере развития разделения труда, повышения эффективности производства, экономическая сфера обособляется от социальной и других сфер жизни. В современном обществе практически все сферы общественной жизни (социальная, культурная, политическая и т.д.) направлены на производство товаров. Произведение искусства и деятельность политика, научное открытие и спортивное достижение – все становится объектом продажи, приобретает товарную форму, в силу чего и экономические отношения распространяют свое влияние на все общество. Процесс вовлечения всех сфер общественной жизни в область экономических отношений приводит к тому, что деятельность во всех сферах приобретает некую экономическую однородность. Неважно в какой области трудится человек, его деятельность направлена на создание товаров или услуг для обмена, становится работой за плату, его труд так или иначе обменивается на деньги, становится экономической деятельностью.

Как бы ни велика была роль экономики, она не существует вне общества. Можно рассматривать взаимное влияние экономики и религии, права, политики и т д. Когда речь идет о влиянии религии, например, раннего христианства, на экономику, то ученые приходят к выводу, что оно было во многом враждебно экономической жизни. Раннее христианство рассматривало накопление богатства как греховное стремление, осуждало его, призывало к отречению от всех мирских благ. Церковь выступала с запретами давать деньги в долг под проценты, заниматься торговлей. Это препятствовало развитию ссудного капитала и получению прибыли. Напротив, развитие протестантизма способствует возникновению новой психологии и сознания, так называемому «духу капитализма». Протестантизм коренным образом меняет отношение человека к мирской жизни, труду, богатству. Он предполагает признание индивидуальной ответственности каждого перед Богом, ответственности за свое спасение. Спасение возможно только через богоугодную деятельность, и в качестве такой деятельности рассматривается труд человека. Труд не ради потребления или роскоши, а как выполнение миссии человека на земле. Труд приравнивается по своей значимости к духовной деятельности и становится этической ценностью и моральным долгом. Именно в мирской жизни, в аскетическом труде человек выполняет свой долг перед Богом и утверждается в своей избранности. Собственность и деньги приобретают не негативный смысл, а выполняют функцию справедливого вознаграждения и свидетельства избранности. Таким образом, развитие протестантизма способствовало формированию капиталистического мышления и развитию капитализма.


Если рассматривается влияние политики на экономическую жизнь общества, то можно говорить о политических и экономических истоках рыночной системы. В частности, о том, что свободный рынок и капиталистическая система не создаются сами по себе. Исторически процесс создания национальных государств совпадает с процессом создания единых национальных рынков. Долгое время в истории существовали старые феодальные экономические порядки, а именно: перераспределение всего произведенного; натуральное хозяйство, предполагающее производство для коллектива, а не для себя или на обмен; взаимный обмен, основанный на принципе неконкурентности, регулирующийся традицией и законодательством, обычно для редких предметов. Эти порядки устранялись с помощью политических сил (абсолютистской монархией) и создавалась новая система экономических отношений. Таким образом, рынок, не имеющий социальных ограничений, является следствием планомерной работы политических сил. Рынок не является логическим развитием экономических отношений, а создается государственной политикой в эпоху формирования централизованных государств в Европе. Именно государственное вмешательство освободило торговлю от привязанности к городам и стимулировало образование национального рынка.

Завершая краткий анализ социальных регуляторов экономики, стоит также отметить факторы культурного порядка, роль эстетических и моральных ценностей в хозяйственной жизни. Национальная специфика культуры влияет на экономическое поведение и ценности людей (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Отношение к труду американцев и японцев

Я думаю о своей компании как:

США (%)

Япония (%)

1. О главном деле жизни, более важном, чем личная жизнь

1

9

2. О важной части моей жизни

22

57

3. О месте, где надо работать в течение рабочего времени, решая общие с руководством задачи

54

26

4. Только как о месте работы, ничего не имеющем общего с личной жизнью

25

8


10.3. Труд как социальное взаимодействие. Функции труда и трудовые отношения. Современное состояние и перспективы труда.

Человек проводит за работой почти третью часть суток, т.е. приблизительно половину всего времени бодрствования. С ходом истории продолжительность рабочего времени, характер и содержание труда изменились коренным образом, но значимость труда для отдельного человека и для социума в целом сохранилась.

Временной показатель активности человека нельзя считать единственным мерилом значимости труда. Бесспорное значение имеет отношение к труду как важнейшему условию человеческой жизни. Таким образом, труд можно определить как специально спланированный и технически оснащенный процесс, который направляет человеческую активность на создание конкретных благ, а также формирует социально-экономические отношения посредством включенности личности в процесс общественного производства.