Файл: социология учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 1175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глобализация углубила различие и в темпах культурного развития между странами-лидерами и аутсайдерами. Если раньше показатели уровня человеческого потенциала постепенно сближались, что рождало определенный оптимизм у тех, кто принадлежал к «третьему миру», то теперь надежда на то, что страны-аутсайдеры в обозримой исторической перспективе смогут сблизиться со странами-лидерами, практически угасла.

Глобализация реанимировала принцип европоцентризма, несостоятельность которого была вскрыта еще Гердером и другими мыслителями европейского Просвещения. Глобализация превратила европоцентризм в идеологическое обоснование правомочности претензий Запада на лидирующее положение в мире, осуществление культурной экспансии и насильственное изменение «кодов культур» других народов, которое, по мнению идеологов глобализации, пока живут «вне истории».

Глобализация привела к коренным изменениям в системе взаимоотношений между народной, элитарной и массовой культурой, она понизила статус не только первых двух культур, но и Культуры как таковой, которая сегодня воспринимается отнюдь не как конечная цель человеческого рода, а как средство, способствующее достижению жизненного успеха и материального благополучия. Одновременно она возвеличила массовую культуру, превратив ее в ведущий элемент системы культуры постиндустриального общества.

Однако победа массовой культуры, этого уродливого детища XX в., это, по мнению Т. Адорно, победа безликости и ангажированности, Последствия этой победы могут быть серьезными, во многом непредсказуемыми и негативными. Массовая культура это некий эрзац, заменитель, рассчитанный на удовлетворение невзыскательных вкусов плохо образованной части населения.

Глобализация резко обострила проблему национально-культурной идентичности. По мнению Н. Н. Федотовой, «даже экономические проблемы отходят на второй план в сравнении с невозможностью для представителей основных социальных групп найти приемлемый для себя ответ на вопрос «Кто мы такие» (Федотова Н. Н. Кризис идентичности в условиях глобализации //Человек. – 2003. - № 6). Индивид перестает идентифицировать себя с цивилизацией, с культурой нации, с «малой Родиной», с исторической эпохой, что приводит к дестабилизации общественной системы, росту социальной напряженности, внешней и внутренней уязвимости, конфликтогенности, что не способствует сохранению суверенитета и территориальной целостности стран.

Мир, возникающий в результате глобализации, это монокультурный мир, отличительной чертой которого является отсутствие развития, что таит в себе огромную опасность. Нанесен мощный удар по базовым структурам практически всех национальных культур.

Глобализация ведет к понижению статус национальных языков, утверждению в качестве единственного средства межкультурного взаимодействия английского языка, хотя он является родным языком лишь 380 млн. жителей планеты. Сегодня на английском языке издается большая часть книг, газет, журналов, более 80% текстов в Интернет – англоязычные. Другие языки, среди которых и те, что являются официальные языками ООН (в том числе и русский), постепенно теряют свою значимость, ареал их распространения сужается, число носителей сокращается, разговорная речь стремительно наполняется кальками с английского языка, которые являются с точки зрения русского бессмыслицей «Двойная свежесть», «Бесконечно свежее дыжание, «Кухня без границ» и др. Разрушение структур языка - по Гердеру - это показатель деградации культуры.


В процессе глобализации исчезает многообразие типов культурного взаимодействия. На протяжении последних десятилетий происходит массированное насыщение культурного пространства различных стран образцами американской массовой культуры. Многие не только радикальные, но трезвомыслящие политики, общественные, религиозные деятели хорошо представляют себе последствия этого процесса.

Средствами, с помощью которых осуществляется культурная экспансия, выступают кино, телевидение, музыка, Интернет. Сегодня 85% наиболее посещаемых фильмов – американские (а в таких странах, как Великобритания, Бразилия, Египет, Аргентина, - 100%). Американское влияние распространяется благодаря господству в мировой науке. После обучения в США иностранные студенты (а их около 450 тыс.) становятся проводниками американских идей, образа жизни. Речь идет, и это не скрывают западные идеологи, об информационной войне, в ходе которой навязывание ценностей американской культуры осуществляется сознательно.

Альтернативой культурной экспансии США в какой-то мере, на наш взгляд, может стать политика информационного контрнаступления Китая. На фоне роста экономической мощи и политического влияния в КНР национальная культура воспринимается как инструмент сохранения национальной идентичности в условиях глобализации. Китайские власти официально провозгласили, что традиционная культура становится частью национальной мощи Китая, обеспечивающей стране не только аргументы для внешней пропаганды, но и защиту от нежелательного внешнего проникновения. Одновременно ставится задача проекции китайской культуры во внешний мир, например, путем создания за рубежом сети конфуцианских академий. В течение пяти лет планируется создать наиболее авторитетный в мире китайский канал, несколько медиакорпораций мирового уровня, усиливать конкурентоспособность китайских новостных передач в глобальной борьбе за «право слова», намечена интенсификация работы в Интернете. При этом невозможным объявляется копирование западных стандартов. Китайские авторы подчеркивают, что западная культура не смогла создать собственную концепцию внутри- и межцивилизационной гармонии и реализовать ее на практике. Основой новой китайской идеологии было предложено сделать конфуцианство, в частности тезис Конфуция о единении без унификации: «Благородные мужи, - пишет Конфуций, - при разногласии находятся в гармонии; у малых же людей гармонии не может быть и при согласии» (Лунь юй. 13:23 /Конфуций. Уроки мудрости: Соч. – М., 2004. - С. 86). Китайские авторы особо подчеркивают толерантность конфуцианства, его синкретическую направленность, его оптимальное совмещение с требованиями межцивилизационной и межрелигиозной гармонии.

Кроме того, «китайский язык построен на иероглифике, а не на фонетике, и поэтому вытеснение родной лексики почерпнутыми из Интернета «англицизмами» вряд ли серьезно угрожают ему» (Кузык Б. Н., Титаренко М. Л. Китай – Россия – 2050: стратегия соразвития. - М., 2006. – С. 417.).


Таким образом, многие социологи, философы, политики отмечают противоречивый характер процессов глобализации. С одной стороны открываются новые возможности для экономического и научно-технического прогресса, развития высоких технологий и новых средств коммуникации, повышения интеллектуального потенциала личности, углубления международного сотрудничества, расширения мировых связей и отношений; с другой - увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами, возрастает угроза суверенитету отдельных государств, подрываются национальные валюты и экономики, обостряются экономические проблемы, создаются условия для манипулирования массовым сознанием с помощью новейших информационных технологий.

В связи с этим некоторые эксперты и аналитики ставят вопрос о необходимости демократизации международных отношений, создания мировой системы сдержек и противовесов, развития сети негосударственных организаций, экологических и пацифистских движений как основы «глобального гражданского общества», «космополитической демократии». Подобные международные объединения граждан могли бы оказывать давление на институты транснационального бизнеса, требовать от корпораций соблюдения принципов социальной ответственности, спасения окружающей среды, решения других общечеловеческих проблем.

9.2. Концепции глобализации и новый мировой порядок. Существуют самые различные трактовки глобализации современного мира. Одни исследователи связывают этот процесс с возникновением общечеловеческих проблем (демографических, экологических, продовольственных и др.), решение которых требует объединенных усилий всех народов и государств. Другие делают акцент на целостности и взаимозависимости мировой системы. Третьи отождествляют глобализацию с вестернизацией, всеобщим распространением западных моделей, ценностей, институтов и т.д.

Среди разнообразных концепций глобального общества наибольшую известность получила теория мировой системы, разработанная И. Валлерстайном (р. 1930)- американским исследователем, возглавляющим с 1994 г. Международную социологическую ассоциацию. Основные положения этой теории сводятся к следующему:

экономическая организация современного капитализма имеет глобальную, а не национальную основу;

эта мировая система состоит из экономически и политически господствующего центра и зависимой от него периферии;

центр развивается как индустриальная система производства, тогда как периферия поставляет сырье, находясь в зависимости от цен, устанавливаемых на него центром;

существует также полупериферия, обладающая социальными и экономическими характеристиками как центра, так и периферии.

Выдвинутая в 80-е годы теория И. Валлерстайна сегодня существенно дополняется и корректируется. В качестве ядра мировой системы выделяются постиндустриальные страны, представленные тремя основными центрами (США и Канада, Западная Европа, Япония). Это высокоразвитые страны с новым ресурсо-, энерго- и трудосберегающим производством, базирующимся на микропроцессорной технике и наукоемких технологиях.
Полупериферию образуют индустриальные страны (Россия, страны СНГ, Китай, некоторые страны Восточной Европы и др.) с обычным ресурсо-, энерго- и трудоемким производством. При этом большинство новейших технологий не разрабатывается самостоятельно, а приобретается у высокоразвитых стран первой группы. Страны периферии - это развивающиеся страны Латинской и Центральной Америки, Азии и Африки с господством традиционных индустриальных и доиндустриальных производств. Для национальных экономик этих стран характера технологическая отсталость и низкая производительность труда.
В настоящее время взаимоотношения элементов мировой системы претерпели существенные изменения. С распадом СССР ушло в прошлое «великое противостояние» Запада и Востока. Сегодня
основой деления глобального мира становится геоэкономическая конструкция Север-Юг. Речь идет о взаимоотношениях между промышленно развитыми государствами Севера и развивающимися странами Южного полушария. Для первых характерны развитая социальная промышленная инфраструктура, высокая концентрация информационно-коммуникативных технологий и наукоемких отраслей производства, эффективное применение достижений научно-технического прогресса; для вторых - преобладание аграрных и сырьевых отраслей экономики, примитивность технической и технологической базы, нерациональное использование трудовых ресурсов, нехватка высококвалифицированных кадров.


Разрыв в уровнях развития стран Севера и Юга становится источником международной нестабильности, ибо крайне неравномерное распределение мировых ресурсов (четверть человечества потребляет три четверти производимых богатств) вызывает недовольство государств, оказавшихся на периферии современного мира.

В других теоретических схемах современный мир выглядит более гомогенным, главным образом вследствие формирования единого экономического, политического и культурного пространства. Одни исследователи (Ф. Фукуяма и др.) связывают эти процессы с распространением западных ценностей, институтов, моделей образа жизни; другие - с развитием компьютерно-информационных технологий. Так, американский футуролог Э. Тоффлер говорит о становлении «компьютерно-информационной цивилизации», которая имеет следующие контуры:

1) информационные (гибкие) технологии;

2) демассифицированное общество, в котором классы теряют свое значение; 3) антиципарную (предвосхищающую) демократию, обеспечивающую участие граждан в жизни общества;

4) транснациональные институты, решающие глобальные проблемы современности.

При осмыслении глобализации выдвигаются различные проекты обустройства мирового сообщества. Большинство из них связано с созданием нового мирового порядка. При этом одни аналитики и эксперты считают, что этот процесс должен проходить под контролем наиболее экономически развитых и политически влиятельных стран; другие - отводят решающую роль международным организациям и институтам. В любом случае создание нового мирового порядка не должно ставить под вопрос сохранение национальной и культурной самобытности народов, суверенитета их государств.

Представители развивающихся стран предлагают свой проект нового мирового экономического порядка, который предполагает:

решение проблем финансовой задолженности отстающих в развитии стран путем предоставления льготных кредитов, отсрочки выплаты долгов, аннулирования части задолженности;

увеличение экономической и технической помощи этим странам;

передачу им передовой технологии, содействие развитию ключевых отраслей производства;

осуществление программ модернизации аграрного сектора с целью решения продовольственных проблем;

перестройку системы международной торговли, ликвидацию «ценовых ножниц» на сырье и готовую промышленную продукцию, устранение препятствий на пути экспорта товаров из развивающихся стран.

9.3. Глобальные проблемы современности - это совокупность наиболее острых, жизненно важных общепланетарных проблем, решение которых требует совместных усилий стран мирового сообщества. Глобальные проблемы современности будучи порождены ходом предшествующего общественного развития, достигли необычайной остроты к началу 21 века в силу крайне усилившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития различных государств. Отличительной особенностью этих проблем является их комплексность, системность и всеобщность, что обусловлено растущим единством современного мира, усилением взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его частей.. Их решение требует объединения усилий всех стран для преодоления опасности экологической катастрофы. Глобальность данных проблем определяется тем, что они так или иначе касаются всего человечества и не могут решаться изолированное одна от другой.


Все глобальные проблемы условно можно разделить на четыре группы: социально-политические, социально-экономические, социально-экологические и социально-гуманитарные.

9.3.1. Глобальные социально-политические проблемы охватывают комплекс вопросов, связанных с обеспечением мира и международной безопасности. В течение длительного периода система международной безопасности базировалась на ядерном сдерживании военных держав. Однако со временем пришло понимание, что ядерная война не может быть средством достижения внешнеполитических целей в условиях, когда усилилась глобальная взаимозависимость государств.

Прекращение противоборства Востока и Запада породило определенные надежды на безопасный мир. Однако дальнейшее развитие событий выявило новые источники нестабильности и напряженности в мире. Рост международного терроризма, распространение исламского фундаментализма, увеличение числа локальных конфликтов и «горячих точек» на планете - все это свидетельствует о появлении новых опасностей, угроз и рисков для мирового сообщества.

По-прежнему острой остается проблема разоружения, особенно ракетно-ядерного. Сегодня накопленные в мире запасы оружия позволяют многократно уничтожить все человечество. Мировые военные расходы ежегодно составляют порядка одного триллиона долларов. Сейчас в мире на каждого солдата расходуется в 60 раз больше, чем на образование одного ребенка. В развивающихся странах темпы военных расходов в два раза превышают темпы экономического роста, что значительно осложняет решение социальных проблем.

9.3.2. Среди глобальных социально-экономических проблем в качестве наиболее насущных можно выделить три - проблему экономической отсталости, демографическую проблему и продовольственную проблему.

Первая из этих трех проблем проявляется в огромной отсталости развивающихся стран, их неспособности наладить эффективное производство, обеспечить себя продовольствием, ликвидировать нищету, решить многочисленные социальные проблемы. Разрыв по всем социально-экономическим показателям между этими странами и высокоразвитыми государствами достигает колоссальных размеров и продолжает увеличиваться.
Например, на рубеже столетий пятая (богатая) часть населения планеты имела:
- 86 % мирового внутреннего продукта - на нижние двадцать процентов приходился 1 % .

- 82 % мирового экспортного рынка (нижние двадцать процентов владели одним процентом), 68 % иностранных прямых инвестиций (на нижние двадцать процентов приходится один процент), 74 % мировых телефонных линий - главного средства современных коммуникаций.

Две тысячи богатейших людей планеты удвоили свое богатство за период 1995-1998 годов, доведя общую сумму до одного триллиона долларов. Богатство трех наиболее богатых людей превышает совокупный ВНП всех наименее развитых стран, оно больше, чем доход 600 млн. человек, живущих в 36 самых бедных странах.