Файл: Индивидуальное предпринимательство в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, неформальные институты могут возникать не только в результате спонтанных или планируемых, но и частично выступать следствием формальных институтов, которые они, в свою очередь, также способны модифицировать. В частности, специальные регулятивные нормы и законы обычно содержат явные правила их применения, однако с течением времени законы дополняются неписаными правилами, которые выражают понимание их содержания. В этом смысле неформальные институты могут заполнять пробелы в законодательстве, которые становятся заметными только в случае применения законов и правил в ежедневной практике. [15. с. 60]

Таким образом, уровни институциональной среды функционирования малого предпринимательства следует рассматривать в виде пирамиды, в основании которой находятся культурные традиции, влияющие на неформальные правила (а затем опосредованно – на формальные).

Однако неформальные правила возникают на основе не только обычаев и ценностей, но и формализованных правил. Например, высокие ставки налогов способствуют сокрытию доходов, уклонению от их уплаты. Белые пятна в законодательстве приводят к вольной трактовке правовых норм и, как следствие, к злоупотреблениям и коррупции.

Несмотря на влияние экономических санкций и общей рецессии экономики, в международных рейтингах оценки состояния институциональной среды в России существенно улучшились. В Global Competitiveness Index 2015-2016, который готовится Всемирным экономическим форумом, Россия переместилась с 53 на 45 место. Лидирующие позиции в рейтинге по-прежнему занимает Швейцария, которую Россия опережает по одному показателю - размеру рынка. [16. с.129]

Если более подробно рассмотреть наиболее «провальные» российские факторы институциональной среды, то это состояние институтов (97 место), условия ведения бизнеса (86 место) и ситуация на товарных рынках (99 место) и состояние финансового рынка (110 место).

Рисунок 1.4 - Оценка институциональной среды предприятий России в рейтинге Global Competitiveness Index 2015-2016 гг. [16. с.130]

Итоговое место России в Doing business-2016 Всемирного банка улучшилось по сравнению с предыдущим рейтингом — Россия переместилась на 51 место.

Рисунок 1.5 - Оценка институциональной среды предприятий России в рейтинге Doing business 2016 г. [16. с.131]

Показателем, по которому наблюдалось значимое улучшение позиции России в рейтинге, стало подключение к электросетям, при том, что в первый год включения в рейтинг Doing business данного блока Россия занимала по нему катастрофическое 184 место. Улучшились оценки по получению разрешений на строительство, хотя не по всем компонентам.


Улучшение оценок по получению кредита выглядело бы странно (учитывая существенное снижение доступности заемных средств), если бы не используемый перечень показателей - индекс уровня защиты кредитных операций, индекс кредитной информации, охват кредитными бюро и кредитным реестром. Налогообложение перестало быть локомотивом позитивных изменений позиций России в рейтинге - в этот раз лишь +2 места по направлению.

Формирование факторов институциональной среды конкретного ИП зависит от конкретных условий, видов, времени, места деятельности.

Глава 2 Состояние индивидуального предпринимательства в Рязанской области

2.1 Анализ развития индивидуального предпринимательства в Рязанской области

Рязанская область является субъектом РФ, который является одним из регионов ЦФО. При этом регион вход в число лидеров округа, так в2015 г. регион достиг следующих макроэкономических показателей:

– ВРП 2015 г. достиг 338 млрд. руб. В отрицательное влияние на формирование ВРП существенное влияние оказало снижение оборотов торговли, объемов грузоперевозок и строительно-монтажных работ.

– индекс промышленного производства составил 95,5% (13 место в ЦФО), но при этом ряд ведущих отраслей региона сохранил положительную динамику;

–увеличив объемы производства СХП региона на 8% к предыдущему году (6 место в ЦФО);

– объемы строительства в 2015 г. увеличились на 10,5% (5 место в ЦФО).

– безработица в регионе находится на уровне 0,9% – это 5 значение в ЦФО. [14]

По итогам 2015 года реальные денежные доходы населения региона составили 93,6% к уровню 2014 года. Это связано с более высоким ростом потребительских цен по сравнению с ростом денежных доходов, что является общероссийской тенденцией. В то же время среднедушевые доходы увеличились на 9,4% и составили 24 тыс. руб. Среднемесячная зарплата выросла на 6% и составила 25 412 руб., по темпу роста этого показателя область заняла 3 место в ЦФО.

В 2015 году Рязанская область заняла 8 место в России по эффективности в сфере государственного управления, и 15 – в рейтинге инновационного потенциала развития. [14]


В 2015 году Рязанской области присвоена I (высшая) степень качества управления региональными финансами.

Доходы областного бюджета составили 40,8 млрд. руб. (рост к 2014 году – 6,5%). Рязанская область является развитым индустриальным регионом, так как именно промышленное производство составляет более 30% ВРП, а СХП около 16,5% ВРП. [14] Таким образом, одним из основных показателей, отражающих состояние развития региона, является количество и динамика предприятий в регионе.

В Рязанской области по состоянию на 01.01.2016 г. зарегистрировано 33 880 предприятий и организаций различных форм собственности и 26 906 индивидуальных предпринимателей.

В структуре организаций по видам деятельности на конец 2015 года наибольшие доли занимали: оптовая и розничная торговля (29,9%), операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (16,0%), строительство (10%), предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг (9,2%).

В 2015 году было зарегистрировано 3051 новое предприятие, что больше чем за аналогичный период предыдущего года на 13,1%. При этом по сравнению с 2010 годом наибольший прирост организаций отмечен по таким видам деятельности как «транспорт и связь» (22,1%), «строительство» (13,4%), «здравоохранение и предоставление социальных услуг» (4,1%). Однако, следует отметить, что общее количество организаций за 2015 год уменьшилось на 55 единиц.

За период 2010-2015 годов число предприятий и организаций уменьшилось на 530 единиц, при этом доля частного сектора в настоящее время превышает 80%.

При этом число малых форм предприятий возросло (см. рис. 2.1)

Рисунок 2.1– Динамика малых форм бизнеса региона за 2010-2015 гг. [41], [14]

Таким образом, число ИП в регионе возрастает, при этом данная тенденция наблюдается в течение 2010-2015 гг. При этом большинство малых форм предпринимательства реализована в виде ИП и микро предприятия.

Система поддержка ИП включает следующие элементы:

  1. Предоставление финансовой поддержки индивидуального предпринимательства.
  2. Оказание имущественной поддержки индивидуального предпринимательства.
  3. Информационная и консультационная поддержка индивидуального предпринимательства.
  4. Расширение деловых возможностей индивидуального предпринимательства.
  5. Развитие системы взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимателями.

Предпринимательство образует основу таких секторов экономики Рязанского региона в 2010-2015 гг. как:


  • Торговля;
  • Аренда;
  • Обрабатывающее производство
  • Строительство;
  • Бытовое обслуживание жителей;
  • Общественное питание;
  • Селькове хозяйство.

Рисунок 2.2 – Структура бизнеса ИП Рязанского региона в 2010-2015 гг. [14]

В 2015 году проведено 912 процедур по осуществлению государственных и муниципальных закупок у ИП на общую сумму 156 млн. руб. Оборот увеличился за 2010-2015 гг. на 130%: с 161,3 млрд. руб. до 210 млрд. руб.

Сохраняются пониженные тарифы страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения по 39 видам деятельности и для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (за исключением видов деятельности, связанных со сдачей в аренду недвижимости, розничной торговли и предоставления услуг общественного питания).

2.2. Проблемы развития индивидуального предпринимательства в регионе

Результаты оценки финансово-экономической деятельности ИПрегиона по итогам 2015 года являются следующие:

  1. Финансовые результаты на уровне 2014 года сохранили только 31% субъектов, при этом:
  • снизился объем работ, услуг до 30% у 10 % ;
  • снизился объем работ, услуг более, чем на30% у 30 %;
  • прекратили деятельность 12 % ИП.
  1. Улучшили финансовые показатели деятельности не более 9 %;

Основные причины ухудшения результатов финансово-экономической деятельности субъектов малого бизнеса региона можно считать следующие факторы среды:

    • Большой уровень дебиторской задолженность, задержка оплаты за выполненные работы на объектах крупных предприятий более 90-120 дней;
    • Барьеры в получении кредитов для малого бизнеса: банки области либо отказывают в предоставлении кредита, либо предоставляют кредит под высокий проценты, тем саамы увеличивая долговую нагрузку ИП;
    • Наблюдается постоянный рост цен на продукцию и сырье для ИП;
    • Происходит снижение покупательской способности населения.

Проблемы развития малого бизнеса Рязанского региона можно разделись на внешние и внутренние.

Внешних факторов затрудняющих развитие ИП Рязанского региона множество, в том числе состояние экономики, высокая стоимость страхования, налогов, волокиты, здоровья и безопасности, конкуренция, вопросы транспорта, пробелы в квалификации предпринимателей и их нехватка. Список может быть продолжен.


В числе основных проблем развития ИП Рязанского региона можно так же назвать следующие:

1. Проблемы в нахождении рынков сбыта продукции ИП Рязанского региона. Сложности связанные c поиском потребителей продукции традиционно входят в число факторов, ограничивающих развитие ИП Рязанского региона, в среднем около 50% ИП регулярно сталкивается c проблемой «недостаточного спроса на рынке». При этом c учетом изменившейся экономической ситуации проблема спроса на продукцию ИП Рязанского региона обострилась. Около 59% ИП Рязанского региона, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств, охарактеризовали проблему со спросом на продукцию как наиболее значимый фактор, сдерживающий развитие производства.

2. Нестабильность законодательства государственного регулирования развития ИП Рязанского региона.

В период 2013-2015 гг. принят ряд государственных регуляторных решений, вводящих дополнительные требования и повышающих финансовую нагрузку. Речь идет в первую очередь об изменениях в налоговой сфере (введение торгового сбора, отмена льготы по налогу на имущество для предпринимателей - плательщиков упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход) и в сфере обязательных страховых платежей (увеличение фиксированного страхового платежа для индивидуальных предпринимателей). Кроме того, ежегодно на федеральном уровне принимается более 22 тысяч нормативных правовых актов. Среди них - колоссальное количество документов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской деятельности.

Разработка нормативных правовых актов стала способом решения основных проблем общественной жизни - принятие федерального закона, акта Правительства Российской Федерации или ведомственного нормативного правового акта, а зачастую и просто плана реализации тех или иных мер позиционируется в качестве определенного результата.

Такой объем регулирования приводит к «загромождению» законодательства, появлению слабо проработанных, противоречащих и несбалансированных решений и, как результат, создает крайне негативные последствия для государства и ИП.

Проблема нестабильности законодательства в совокупности c неопределенностью экономической ситуации заставляет предпринимателей сворачивать инвестиционные планы, уходить в теневой сектор. Как показало исследование «Деловой климат в малых промышленных организациях России во втором полугодии 2014 года и ожидания предпринимателей на первое полугодие 2015 года», проведенное Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в 2014-2015 гг. 66% ИП сообщили, что практически не осуществляли инвестиции.