Файл: Управление формированием прибыли на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для решения таких задач используется внутрифирменное планирование прибыли. Но рынок является сложной хозяйственной системой, в которой действуют совместно множество факторов. Их направление многозначно. Следовательно, будущее каждого предприятия охарактеризовывается с высокой степенью неопределенности.

Наряду с этим, владение факторами воздействия на механизм создания прибыли дает возможность уменьшить данную неопределенность. Следовательно, при управлении предприятием нужно иметь четкое представление о том, что во-первых, - какие основные факторы и параметры оказывают свое влияние на конечный итог их финансово-хозяйственной работы, во-вторых, - каковым считается количественное влияние каждого из них, и, в-третьих, - как получить достоверную информацию о таких итогах [35, с. 221].

Базой порядка формирования прибыли организаций, вне зависимости от форм собственности, используется единая модель (рисунок 1).

Выручка от реализации продукции

НДС

Акцизы

Себестоимость

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг

Прибыль от прочей реализации

Доходы (за вычетом расходов) по внереализационным операциям

Прибыль до налогообложения

Прибыль облагаемая налогом

Налог на прибыль

Чистая прибыль

Нераспределенная прибыль

Рисунок 1 - Схема формирования прибыли хозяйствующего субъекта

Проделанный анализ факторов внутреннего воздействия дает возможность выделения среди них следующих групп: технологических, управленческих и социальных. Так же, у каждой из групп существует дальнейшее подразделение. Владение этими факторами способствует сознательному и целенаправленному принятию организационно-технических и хозяйственно-управленческих решений, созданию благоприятных условий для осуществления программ увеличения прибыли [36, с. 85].

Факторы внешнего воздействия включают в себя рыночно-конъюнктурные, хозяйственно-правовые и административно-командные. Следовательно, организация прибыли предприятия подвергается корректировке посредством воздействия государства через налоговый механизм, ценовую государственную политику и ряда других факторов [21, с. 42].

Главная цель деятельности

База экономического развития государства

Критерий эффективности конкретной производственной деятельности

Прибыль предприятия

Основной источник формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие предприятия


Источник возрастания рыночной стоимости предприятия

Источник удовлетворения социальных потребностей общества

Защитный механизм от угрозы банкротства предприятия

Рисунок 2 - Роль прибыли в условиях рыночной экономики

Доход, который учитывает и обобщает все начальные и конечные итоги производственно-хозяйственной работы организации, носит называние балансовой прибыли. В нее входят: доход от продажи товаров организации (работ, услуг), доход от прочей реализации продукции и услуг, доходов по внереализационным операциям, уменьшенным на общую сумму расходов по данным операциям [37, с. 122].

Напрашивается вывод: прибыль играет основную роль в мотивации и продвижении увеличения продуктивности производства, повышении материальной заинтересованности и стимуляции сотрудников в достижении наиболее эффективных итогов работы организации, с совершенствованием механизма ее распределения.

Термин прибыль, при учете изученных ведущих характеристик, в более совокупном виде может формироваться таким образом: прибыль выступает чистым доходом, на инвестированный капитал, выраженный в денежной форме, дающий характеристику вознаграждения за риск, осуществления деятельности и представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными расходами в процессе осуществления данной деятельности.

1.2 Особенности управления формирования прибыли предприятия

Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются [3, с.95]:

1 Интегрированность с обшей системой управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль.

2 Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью.

3 Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности.


4 Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий.

5 Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы прибыльными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде.

С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи.

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Исходя из этой главной цели можно сформулировать систему основных задач [3, с.126], направленных на реализацию главной цели управления прибылью, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Система основных задач, направленных на реализацию главной цели управления прибылью

Главная цель управления

прибылью

Основные задачи управления прибылью,

направленные на реализацию главной цели

1

2

Обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия

1) Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре.

2) Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска.

3) Обеспечение высокого качества формируемой прибыли.

4) Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия.

5) Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

6) Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия.

7) Обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли.


Все рассмотренные задачи управления прибылью теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, максимизация уровня прибыли при минимизации уровня риска; обеспечение достаточного уровня удовлетворения интересов собственников и персонала предприятия и т.п.). Поэтому в процессе управления прибылью отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой.

Управление прибылью реализует свою основную цель и главные задачи путем осуществления определенных функций. Состав основных функций управления прибылью предприятия приведен на рисунке 1.

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ

1. Разработка целенаправленной комплексной политики управления прибылью предприятия

2. Создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по формированию и использованию прибыли на различных уровнях

3. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений.

4. Осуществление анализа различных аспектов формирования и использования прибыли.

5. Осуществление планирования формирования, распределения и использования прибыли.

6. Разработка действенной системы стимулирования формирования прибыли и ее эффективного использования.

7. Осуществление эффективного контроля за принятыми решениями в области формирования и использования прибыли

Рисунок 3 - Основные функции управления прибылью предприятия

Рассмотрим подробнее функции управления прибылью.

1) планирование - с помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

2) организация - эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.


3) мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального «роста». При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

4) контроль - эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий.

Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет своевременно корректировать неверные решения.

Функциональная направленность объектов управления прибылью по общепринятым стандартам выделяет два основных их вида:

  1. управление формированием прибыли;
  2. управление распределением и использованием прибыли.

Каждый из этих макрообъектов управления прибылью в свою очередь подразделяется на объекты более низкого порядка, образуя определенную иерархическую систему.

Принципиальная схема объектов управления прибылью предприятия приведена на рисунке (Приложение А).

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.

Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Управление прибылью реализует свою основную цель путем осуществления определенных функций. Функциональная направленность объектов управления прибылью по общепринятым стандартам выделяет два основных их вида: управление формированием прибыли; управление распределением и использованием прибыли.