Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Эмпирическое исследование гендерных различий в проявлениях профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– устранять причины, ведущие к перегруженности или недогруженности работой;

– оказывать социальную поддержку;

– оказывать психологическую помощь в организации;

– разрабатывать и реализовывать программы сохранения психологического здоровья сотрудников;

– разрабатывать и реализовывать программы преодоления профессионального стресса;

– научить сотрудников использовать разные упражнения, направленные на оптимизацию уровня профессионального стресса, обучать сотрудников методам и приемам саморегуляции.

Программа профилактики профессионального стресса у медицинских работников должна включать в себя три базовых компонента:

1) минимизация воздействия объективных стресс-факторов профессиональной среды;

2) видоизменение негативного субъективного образа профессиональной ситуации за счет повышенного разнообразия, сложности трудовых задач и. автономии исполнения;

3) снятие эффектов острого стресса (эмоциональная и когнитивная напряженность, общее снижение самочувствия) и профилактика формирования устойчивых форм личностно-поведенческих деформаций.

Для реализации программы профилактики профессионального стресса должен использоваться целый комплекс мероприятий, включающий в себя проведение семинаров, тренингов, элементы курсов поддержания здорового образа жизни, обучение базовым приемам психологической саморегуляции состояний.

Профилактика коммуникативного профессионального стресса в медицинском коллективе осуществляется посредством повышения групповой сплоченности. Для этого в коллективе медицинского учреждения рекомендуется направить усилия на реализацию следующих задач:

- формировать целенаправленность, предполагающую готовность организации к достижению целей и задача совместного взаимодействия. Цель совместной деятельности отражает потребности, интересы, ценностные ориентации членов сотрудников коллектива, их представления о будущих результатах, что обусловливает выбор ими средств и способов взаимодействия;

- формировать мотивированность, основанную на причинах трудовой и коммуникативной активности членов коллектива. В ситуациях социального взаимодействия у сотрудников необходимо формировать осознание потребности достижения целей коллектива совместно с другими членами; способствовать выбору ими целей и способов совместной деятельности, которые будут согласованными между всеми сотрудниками коллектива, а также оптимальными для удовлетворения их потребностей;


- оптимизировать эмоциональность коллектива, которая проявляется в эмоциональном отношении сотрудников к взаимодействию, в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации;

- включить членов коллектива в совместную деятельность на эмоционально-положительной основе;

- активизировать внутренние резервы трудовой активности, мобилизовать волевой потенциал коллектива;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональный стресс представляет собой интегративный феномен, который объединяет в себе физиологические и психологические реакции работника, вызванные рядом негативных факторов. В отечественной психологической науке профессиональный стресс определяется как напряженное состояние специалиста, которое возникает у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, и связано с выполняемой профессиональной деятельностью. В зарубежной психологии профессиональный стресс рассматривается в качестве процесса, при котором проявляются негативные черты в поведении профессионала, как ответная реакция на стрессовый характер рабочей среды.

Основными причинами профессионального стресса у медработников являются: специфика профессиональной деятельности, условия труда и личностные особенности медработника. Высоким уровнем профессионального стресса характеризуются медицинские работники, пребывая в поле негативных эмоций, повышенной ответственности, эмоциональной напряженности. Профессиональный стресс у медицинских работников проявляется в стойких проявлениях хронического стресса, ухудшении общего самочувствия, недостаточной автономии при исполнении трудовых задач.

Существуют гендерные различия в проявлениях профессионального стресса – в ряде исследований не выявлено достоверных различий между мужчинами и женщинами в степени выраженности профессионального стресса, но проявления профессионального стресса более выражены у женщин, чем у мужчин. Специфика проявлений профессионального стресса зависит от таких факторов как стадия внедрения организационных изменений, индивидуально-психологические особенности, демографические характеристики. Независимо от пола склонность к профессиональному стрессу связана с такими характеристиками как напряженность и тревожность.

В результате исследования были выявлены гендерные различия в проявлениях профессионального стресса у медицинских работников. Существуют гендерные различия в уровне стресса – у мужчин наблюдается средний уровень профессионального стресса, у женщин выявлен высокий уровень профессионального стресса. Женщины пребывают в напряженном состоянии, возникающим у них при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью; у мужчин эти проявления выражены на среднем уровне. Выявлены гендерные различия в уровне проявления невротизации – у мужчин наблюдается пониженный уровень невротизации, у женщин – повышенный уровень невротизации. Женщины, в отличие от мужчин, имеют высокий уровень эмоциональной возбудимости, продуцирующей разные негативные переживания и легкую фрустрируемость различными обстоятельствами, большинство мужчин пониженный уровень невротизации. Существуют гендерные различия в уровне проявления депрессии – у мужчин наблюдается средний уровень депрессии, у женщин – повышенный уровень депрессии. Женщины пребывают в субдепрессивном состоянии, маскированной депрессии; а у мужчин легкая депрессия обычно ситуативного или невротического генеза. Гипотеза исследования о том, что уровень профессионального стресса выше у женщин, чем у мужчин, нашла свое подтверждение.


Важнейшей задачей в сохранении психологического здоровья специалистов выступает профилактика проявлений и преодоление негативных последствий профессионального стрессов. На основании результатов исследования нами разработаны рекомендации по профилактике профессионального стресса у медицинских работников.

Результаты исследования могут быть использованы практическим психологом в работе с медицинскими работниками по профилактике, диагностике и преодолении профессионального стресса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Абрамова Н.А. Профессиональная компетентность медицинского работника // Медсестра. – 2008. – № 2. – С. 84-90.
  • Багрий М.А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций: автореф. дис. … канд. психол. наукй. – Москва, 2009. – 19 с.
  • Березенцева Е.А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания / Е.А. Березенцева // Управление образованием: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 162-170.
  • Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 225 с.
  • Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление». – М.: Пер се, 2006. – 280 с.
  • Бэклер Ф. Информационные технологии и организации: уроки 80-х и перспективы на 90-е годы // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития / Под ред. О.Н. Чернышевой. – М., 1995. – 464 с.
  • Винокур В.Л. Профессиональный стресс у медицинских работников // Вестник МАПО. – 2002. – № 2. – С. 4.
  • Водопьянова,Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2013. – 338 с.
  • Гольменко А.Д., Хаптанова А.В. Психопрофилактическая помощь медицинским работникам в условиях профессиональной деятельности // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2015. – № 5. – С. 200-204.
  • Григорьева И.В. Особенности проявления профессионального стресса мужчин и женщин, занимающих руководящие и линейные позиции // Научные ведомости Белгородскго гос. ун-та. – 2016. – № 28. – С. 171-174.
  • Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.
  • Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 412 с.
  • Доскин В.А. Врачебные ошибки и конфликтные ситуации в клинической практике // Клиническая медицина. – 2014. – № 2. – С. 57-62.
  • Ильин Е.П. Дифференциальная психология. – СПб. Питер, 2008. – 310 с.
  • Картрайт С., Купер К.Л. Стресс на рабочем месте / пер. с англ. – М.: Владос, 2004. – 236 с.
  • Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология / Под ред. А.Б. Леоновой и О.Н. Чернышевой. – М.: Радикс, 1995. – С. 187-192.
  • Кленова И.А. Индивидуально-психологические особенности склонности к стрессу мужчин и женщин // Известия Саратовского университета. – 2016. – Вып. 3. – С. 246-249.
  • Кожевникова О.А. Профессиональный стресс: причины возникновения, возможности профилактики и коррекции / О.А. Кожевникова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 7 (19). – С. 273-276.
  • Кощеева Н.А. Психологические характеристики медицинских сестер в условиях профессионального стресса: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2010. – 21 с.
  • Куликов Л.В., Михайлова О.А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний / под ред. А.О. Прохорова. – Казань, 2001. – С. 59-64.
  • Купер К.Л., Маршал Дж. Источники стресса «белых воротничков» // Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. – М., 1995. – С. 52-63.
  • Кухтова Н.В. Просоциальное поведение медицинских работников // Ученые записки ВГУ им. П.М. Машерова. – 2009. – Т. 8. – С. 194-202.
  • Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Московского университета. – 2000. – № 3. – С. 4-21.
  • Льюис, Д. Стресс – менеджер / Пер. с англ. – М.: Реф-Бук, 2001. – 234 с.
  • Макаренко, О.В. Психология профессионального развития личности. Профессиональный стресс. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. – 70 с.
  • Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога). – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.
  • Митупов М.Б., Беляева Л.Н. Профессиональное общение медицинских работников // Acta Biomedica Scientifica. – 2010. – № 1. – С. 90-95.
  • Мотовилина И.А. Профессиональный стресс в условиях организационных изменений: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2003. – 19 с.
  • Мурашова Л.А. Профессиональное общение медицинского персонала как фактор удовлетворенности трудом и социально-психологического климата в коллективе: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2012. – 19 с.
  • Найденов С.В. Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия // Современные инновации. – 2015. – № 2. – С. 97-100.
  • Попова Е.Г. Конфликты в лечебно-профилактических учреждениях: причины, условия, социальные последствия: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Волгоград, 2005. – 20 с.
  • Прусова В.Н. Психология труда. – М.: Эксмо, 2008. – 30 с.
  • Психологические тесты для профессионалов / авт.-сост. Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 496 с.
  • Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2004. – 350 с.
  • Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. – 565 с.
  • Рыбина О.В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2005. – 19 с.
  • Самоукина Н.В. Карьера без стресса. – СПб.: Питер, 2004. – 421 с.
  • Сандомирский М.Е. Защита от стресса. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
  • Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. – М.: Академия, 1993. – 422 с.
  • Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сводные таблицы результатов исследования

Таблица 1 – Сводная таблица результатов по методике «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана)

№ п/п

Пол

Всего баллов

Уровень

1

М

36

Средний

2

М

65

Высокий

3

М

68

Высокий

4

М

37

Средний

5

М

40

Средний

6

М

62

Высокий

7

М

36

Средний

8

М

61

Высокий

9

М

33

Средний

10

М

19

Низкий

11

М

69

Высокий

12

М

20

Низкий

13

М

22

Низкий

14

М

24

Низкий

15

М

48

Средний

16

Ж

20

Низкий

17

Ж

66

Высокий

18

Ж

67

Высокий

19

Ж

71

Высокий

20

Ж

68

Высокий

21

Ж

39

Средний

22

Ж

42

Средний

23

Ж

70

Высокий

24

Ж

45

Средний

25

Ж

48

Средний

26

Ж

72

Высокий

27

Ж

68

Высокий

28

Ж

22

Низкий

29

Ж

44

Средний

30

Ж

67

Высокий


Таблица 2 – Сводная таблица результатов по методике «Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации» Ф.Б. Березина и М.П. Мирошникова

№ п/п

Пол

Всего баллов

Уровень

1

М

-56

Высокий

2

М

-61

Высокий

3

М

-26

Повышенный

4

М

5

Неопределенный

5

М

15

Пониженный

6

М

-29

Повышенный

7

М

17

Пониженный

8

М

-28

Повышенный

9

М

11

Пониженный

10

М

16

Пониженный

11

М

15

Пониженный

12

М

16

Пониженный

13

М

46

Низкий

14

М

48

Низкий

15

М

44

Низкий

16

Ж

-33

Повышенный

17

Ж

-36

Повышенный

18

Ж

-33

Повышенный

19

Ж

-73

Высокий

20

Ж

-73

Высокий

21

Ж

-68

Высокий

22

Ж

2

Неопределенный

23

Ж

15

Пониженный

24

Ж

-32

Повышенный

25

Ж

-25

Повышенный

26

Ж

-27

Повышенный

27

Ж

-72

Высокий

28

Ж

15

Пониженный

29

Ж

-73

Высокий

30

Ж

12

Пониженный