Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Эмпирическое исследование гендерных различий в проявлениях профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования связана с тем, что в сегодня все большую актуальность приобретает проблема изучения стресса в условиях профессиональной деятельности человека. Профессиональный стресс можно назвать «болезнью XXI века», так как этот вид стресса принял глобальные размеры и имеет широкое распространение практически во всех профессиях мира, что связано со значительными изменениями условий и содержания труда, постоянным ростом социально-экономической и личностной напряженности нашей жизни.

В современном обществе мы наблюдаем активную успешность женщины во многих сферах жизни наряду с мужчиной. Женщины стремятся к высокому положению в обществе, продвижению в карьере, реализации своих способностей в профессиональной деятельности. Как и женщины, так и мужчины в сфере сталкиваются со стрессом. Особенности проявлений профессионального зависят от профессии, личностных особенностей специалиста, а также от пола. По-разному на профессиональный стресс реагируют мужчины и женщины.

В настоящем исследовании проблема гендерных различий в проявлениях профессионального стресса рассматривается на примере медицинских работников. Выбор этой категории специалистов связан с тем, что профессиональная деятельность медицинских работников отличается высокой напряженностью, ответственностью за жизнь пациента, высокой частотой стрессовых ситуации. Им постоянно приходится сталкиваться с негативными эмоциями коллег и пациентов, проявлять стрессоустойчивость и самоконтроль. Такая деятельность характеризуется как хронически напряженная психоэмоциональная деятельность, которая со стажем работы приобретает все больше негативный характер.

Развитие стресса в условиях профессиональной деятельности является важной научной проблемой, так как профессиональный стресс несет в себе негативные последствия как для психического здоровья специалиста, так и организации в целом. У специалистов, подвергшихся профессиональному стрессу, наблюдается снижение работоспособности, производительности и качества выполнения своих профессиональных обязанностей.

Потому актуальным становится изучение факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние специалистов, что позволит разработать рекомендации по профилактике и преодолению профессионального стресса.

Проблемой изучения профессионального стресса занимались многие зарубежные (Д. Кац и Р. Кахн, К.Л. Купер и Дж. Маршал, Р. Шулер, Р. Барон, С. Картрайт, Т. Кокс, Маккей, М. Девис и П. Фэннинг) и отечественные В.А. Бодров, Л.В. Куликов, А.Б. Леонова, В.Р. Михайлова, В.Д. Небылицин) ученые.


Однако, проблеме гендерных различий в проявлениях профессионального стресса остается недостаточно освещенной.

Цель исследования: выявить гендерные различия в проявлениях профессионального стресса у медицинских работников.

Объект исследования: профессиональный стресс.

Предмет исследования: гендерные различия в проявлениях профессионального стресса у медицинских работников.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть феномен профессионального стресса в отечественной и зарубежной научной литературе.

2. Охарактеризовать особенности профессионального стресса у медицинских работников.

3. Выявить гендерные различия в проявлениях профессионального стресса у медицинских работников.

4. Разработать рекомендации психологу по профилактике профессионального стресса у медицинских работников.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, методы обобщения и систематизации, тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.

Источники, использованные в работе:

– фундаментальные работы по проблеме профессионального стресса отечественных (Ф.Б. Березин, В.А. Бодров, Н.В. Самоукина) и зарубежных (Дж. Гринберг, С. Картрайт, К. Л. Купер, Дж. Маршал, Д. Льюис) авторов;

– научные статьи, отражающие результаты современных исследований по проблеме проявлений профессионального стресса у мужчин и женщин (М.А. Багрий, В.Л. Винокур, И.В. Григорьева, О.А. Кожевникова, И.А. Мотовилина, О.В. Рыбина и др.).

Использованную литературу можно назвать надежной, так как они отражают современное состояние проблемы проявлений профессионального стресса, подкрепленных достоверными результатами исследований и научно обоснованными положениями.

1 Теоретические аспекты проблемы гендерных различий в проявлениях профессионального стресса


1.1. Феномен профессионального стресса в отечественной и зарубежной научной литературе

Проблемой изучения профессионального стресса в отечественной психологии занимались: В.Д. Небылицин (1976), Ф.Б Березин (1988), В.А. Бодров (1991), А.Б. Леонова (1988), Л.В. Куликов и О.А. Михайлова (2001) и др.

Спектр исследований профессионального стресса является весьма широким: в него входят и демографические обследования, которые проводились в рамках так называемой «профессиональной эпидемиологии», и анализ определенных производственных ситуаций, и лабораторные эксперименты моделирующего типа. Большинство работ и исследований по проблеме профессионального стресса носят эмпирический характер. На сегодняшний день выявлены разнообразные факты, описания конкретных ситуаций, диагностические методики. Согласно А.Б. Леоновой, в настоящее время отсутствует единая концепция профессионального стресса, но используется множество частных разработок в практической деятельности психологов на производстве [23, с. 5].

Проблемой профессионального стресса занимался Ф.Б Березин (1988) в рамках изучения разного рода состояний работающего человека (утомления, монотонии, пресыщения, стресса и пр.), которые оказывают влияние на эффективность его деятельности [4]. По мнению ученого, профессиональный стресс является одним из видов психологического стресса, который является результатом фрустрации. Если фрустрация является первичным звеном при возникновении стресса, то центральным элементом в механизме формирования психического стресса является тревога. Мотивационная роль тревоги как сигнала неблагополучия и опасности заключается в том, что она активизирует механизмы психической адаптации [4, с. 60].

Согласно Ф.Б. Березину, вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности, обусловливающих степень устойчивости к психическому стрессу. Личностные ресурсы в значительной степени определяются способностью к построению интегрированного поведения, которое позволяет даже в условиях фрустрационной напряженности сохранить устойчивость избранной линии поведения, соразмерно учитывать собственные потребности и требования окружения, соотносить немедленные результаты и отставленные последствия тех или иных поступков [4, с. 59].

В.А. Бодров рассматривал профессиональный стресс как результат воздействия на индивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности. В профессиональной деятельности причины возникновения стресса связаны с экстремальными воздействиями факторов рабочего процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и технических особенностей трудовой деятельности. К ним относятся: сложность выполняемой деятельности, личную ответственность за результаты деятельности, дефицит времени, а также личностные особенности субъекта труда [5, с. 24].


В.А. Бодров причины возникновения профессиональных стрессов подразделяет на непосредственные и главные. К непосредственным причинам автор относит сложность и опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для жизни и здоровья, дефицит времени, конфликты с руководством и т.п. К этим факторам относятся события связанные с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности [5, с. 35].

К главным причинам В.А Бодров относит индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда. Кроме того В.А. Бодров выделяет дополнительные факторы, к которым относит несоответствие ряда организационных характеристик трудовой деятельности представлениям и установкам конкретного индивида. Сюда автор относит социальные и организационные (экономические спады, экологические изменения, политические и военные кризисы и т.п.), так и личностные (семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, снижение трудоспособности) стрессоры [5, с. 38].

Существуют различные классификации профессионального стресса, которые отличаются степенью его детализации и концептуальными подходами. Исследователи Л.В. Куликов и О.А. Михайлова выделяют три основных вида стрессов, возникающих в трудовой деятельности:

- рабочий стресс, причины которого связаны с работой, условиями труда, местом работы;

- профессиональный стресс, возникающий по причинам, связанным с профессией или видом деятельности;

- организационный стресс, возникающий как результата негативного влияния на специалиста особенностей того предприятия, в котором он работает [20, с. 60].

В своей работе Н.В. Самоукина (2004) выделила три основных вида профессионального стресса являются:

- информационный стресс, возникающий в условиях дефицита времени или неопределенности ситуации, который усугубляется при высокой ответственности выполняемых обязанностей;

- эмоциональный стресс, возникающий вследствие реальной или ожидаемой опасности. Такой стресс может быть вызван чувством вины за невыполненные функции, характер отношений с коллегами и субъектами профессиональной деятельности. Часто нарушаются ценностные ориентации специалиста, связанные с его профессией;

- коммуникативный стресс, обусловленный реальными проблемами профессионального общения. Такой стресс находит своей проявление в повышенной конфликтности, неумении контролировать свои эмоции, незнании способов защиты от манипулятивных действий и т.п. [37, с. 12].


Коммуникативный стресс проявляется в повышенной раздражительности и вербальной агрессии. Такая агрессия направлена на унижение достоинства другого человека и является попыткой снизить собственное психическое напряжение [37, с. 13].

Развитие информационного стресса существенно обусловлено состоянием мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы специалиста, которые связаны с субъективной, личностной значимостью трудной или экстремальной ситуации, наличием готовности к ее преодолению, способностью выбора конструктивной стратегии поведения [37, с. 14].

Н.В. Самоукина подчеркивает, что формирование эмоционального стресса осуществляется в условиях длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, где специалист лишен возможности удовлетворять доминирующие потребности, достигнуть полезных для него приспособительных результатов [37, с. 15]. Автор достаточно подробно описала частные причины производственных стрессов: профессиональный стресс достижения, стресс конкуренции, стресс, вызванный страхом совершить ошибку, стресс от несовпадения темпов общения работников и т.д. [37,с. 89].

В работе Ю.В. Щербатых (2006) профессиональный стресс определяется как многообразный феномен, который выражается в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности индивида. Факторы, вызывающие производственный стресс, можно достаточно условно разделить на объективные, то есть, которые мало зависят от личности работника, и субъективные, развитие которых больше зависит от самого человека [40, с. 134].

К профессиональному стрессу приводит перегрузка специалиста работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег, недостаточная оплата труда, однообразная деятельность, отсутствие карьерных перспектив. Ю.В. Щербатых подчеркивает, что профессиональный стресс возникает и у сотрудников, недостаточно загруженных работой, а также у тех людей, которые полагают, что не реализуют в полной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее. Причиной сильного нервного перенапряжения могут служить условия труда. К факторам, способствующим профессиональному стрессу, относится отсутствие информации и отсутствие времени. Последние два фактора являются фоном, на котором стрессом может стать любое дополнительное раздражение [40, с. 132].

О.В. Макаренко рассматривает профессиональный стресс как «вязанное с профессиональной деятельностью напряженное состояние работника, возникающее при воздействии эмоционально отрицательных и экстремальных факторов. Автор называет следующие факторы способные вызвать профессиональный стресс: организационные и организационно-личностные. К организационным факторам, способным вызвать стресс, относятся: несоответствующая профессиональным требованиям нагрузка, конфликт ролей, неопределённость ролей, неинтересная работа, плохие физические условия, неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью [25, с. 75].