Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Эмпирическое исследование гендерных различий в проявлениях профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению Н.Е. Водопьяновой, проявлениями профессионального стресса являются:

- снижение производительности труда;

- постоянно ощущение эмоционального дискомфорта;

- изменение мотивации деятельности;

- разочарование в результатах собственной деятельности и в себе;

- возникновение психосоматических заболеваний;

- появление депрессивных состояний [8, с. 136].

О.А. Кожевникова рассматривает профессиональный стресс как явление, которое может нарушить структурно-организационных связи, организационную культуру, характер самой работы, личностные особенности сотрудников, а также характер их межличностных взаимодействий. Автор отмечает, что стрессогенными являются неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешённые конфликты, отсутствие социальной поддержки и т. д. Сюда же относятся стрессоры организационно-производственного характера, такие как: проблемы личной жизни человека, неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и т.п. [18, с. 275].

Е.А. Березенцева отмечает, что для понимания и управления профессиональными стрессами должны учитываться два аспекта содержательной характеристики стресса – процессуальный и причинно-следственный. Они взаимосвязаны, поскольку любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса, так же как любой психологический стресс находит свое отражение в поведенческой, в том числе и в трудовой, активности человека [3, с. 165].

Повышенный интерес к рабочим стрессам связан с их негативными последствиями и влиянием на психическое здоровье работников, организационную среду и эффективность организации в целом. Стресс на рабочем месте имеет многофакторную природу и рассматривается как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию [3, с. 166].

Как отмечает Е.А. Березенцева, профессиональный стресс возникает на основе следующих причин:

- непосредственные – события, оказывающие влияние на развитие психической напряженности и стресса (сложность или опасность рабочих заданий, проблемные ситуации, связанные с угрозой для жизни и здоровья, дефицит времени, конфликты с субъектами профессиональной деятельности);

- главные – индивидуальные (психологические, психофизиологические, профессиональные) особенности медицинского работника;

- дополнительные, предрасполагающие к возникновению профессионального стресса и усугубляют его проявление (несоответствие ряда организационных характеристик трудовой деятельности установкам медицинского работника) [4, с. 164].


По мнению С.В. Найденова и П.А. Пономарева, психологической особенностью стресса является его зависимость как от внешних экстремальных воздействий на индивида, так и от личностного смысла цели его деятельности. В результате этого причиной стресса у человека может стать как трудовая деятельность, так и конкретная профессиональная ситуация. Объективные причины стресса зачастую кроются именно в личностных особенностях человека, проявляющихся в процессе трудовой деятельности: в собственном мировосприятии, жизненных установках и стереотипах, потребностях и мотивах [30, с. 98].

Обобщая литературу по проблеме исследования, С.В. Найденов и П.А. Пономарев пришли к тому, что ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, недостаточный контроль, рабочая перегрузка, обычно бывает тесно связан с психическим напряжением, психосоматическими расстройствами и неблагоприятными поведенческими последствиями, такими как десоциализация и профессиональная деформация личности [30, с. 97].

Проблемой изучения профессионального стресса в отечественной психологии занимались: Д. Кац и Р. Кахн, (1967), К.Л. Купер и Дж. Маршал (1976), Р. Шулер (1980), Р. Барон (1983), С. Картрайт, Т. Кокс (1985), К. Маккей, М. Девис и П. Фэннинг (2011) и др.

С. Касл (1976) выделяет основные направления концептуализации стресса в трудовой деятельности:

- создание перечней стрессогенных условий среды;

- обновление понятия «стресс» с помощью других понятий;

- определение «стресса» в терминах некоторых базовых поведенческих характеристик;

- попытки придать еще большую четкость понятию «стресс» с целью сделать его пригодным для прогностической оценки гипотез и построения теории [16, с. 189].

Среди различных точек зрения в зарубежной психологической науке выделяются три основных подхода к анализу профессионального стресса: экологический, трансактный и регуляторный.

В экологическом подходе стресс рассматривается в качестве результата взаимодействия индивида с внешней средой. Истоки экологического подхода уходят в концепцию стресса Г. Селье. В его теории стресс рассматривается как неспецифическая защитная реакция организма в ответ на психотравмирующие факторы разного характера, которая проходит ряд стадий [39, с. 73].

Согласно Г Селье, человек характеризуется врожденными механизмами поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Нарушают такое равновесие стрессоры (сильные внешние раздражители), которые вызывают неспецифическое физиологическое возбуждение организма. Развитие стресса происходит поэтапно, проходя стадии тревоги, резистентности и истощения. Стресс или общий адаптационной синдром является усилием организма, направленным на приспособление к изменившимся условиям за счет включения специальных механизмов защиты [39, с. 5].


Развитие экологического подхода берет свое начало в 1960-х гг., когда были проведены первые исследования качества жизни и факторов риска для здоровья профессионалов в зависимости от специфики труда, включая оценку психофизиологической напряженности деятельности (Г. Селье [39]). В это же время началась разработка методологической базы таких исследований в рамках парадигмы соответствия «личность-среда». В рамках данного подхода утверждалось, что профессиональный стресс возникает в результате несоответствия (или несовместимости) требований рабочей среды и индивидуальных ресурсов работающего человека. Это создает потенциальную угрозу для успешности трудового поведения, здоровья и самочувствия.

В рамках экологического подхода (Л. Джуэлл [12], Ф. Беклер [6]) объектом эмпирических исследований являются характеристики стрессогенных ситуаций на «входе» (причины или источники возникновения стресса) и «выходе» (последствия стресса для труда, физического и психического здоровья профессионалов). Сам факт наличия стресса устанавливается на основании обнаружения закономерной связи между факторами напряженности труда и их негативными последствиями. Данный подход позволяет в каждом конкретном случае определить: 1) имеет ли место и в чем проявляется дисбаланс внутри системы «личность – профессиональная среда»; 2) какова «цена» существующих несоответствий; на что в первую очередь должна быть направлена оптимизационная работа.

В трансактном подходе профессиональный стресс рассматривается в качестве индивидуально-приспособительной реакции человека на осложнение ситуации. Трансактный подход к изучению профессиональному стрессу сформировался в середине ХХ в. как результат развития когнитивных концепций стресса. Взгляды на природу психологического стресса, предложенные в работах Р. Лазаруса, изменили характер исследований по данной проблеме. Исследователи сместили акцент с изучения механизмов гомеостатического регулирования и стадий адаптационного приспособления на анализ индивидуально-психологических факторов, которые приводят к развитию стресса. Ключевая роль в этом анализе отводилась субъективной значимости ситуации, в которой действует индивид, и те способы, посредством которых он пытается преодолеть затруднения [23, с. 8].

В наиболее полном виде содержание такого процессуального анализа отражено в модели В. Шенпфлюга. В его модели описание поэтапной трансформации субъективного «видения» ситуации дополняется указанием на то, как преобразовывается этот процесс в зависимости от использования разных типов стратегий преодоления стресса: эмоционального («смягчение» ситуации, аффективный отказ и пр.), когнитивного (переоценка ситуации) и деятельностного (целенаправленное воздействие на объективную ситуацию) [38 с. 94].


Согласно В. Шенпфлюгу, результаты когнитивной оценки, которые не всегда сознательно рефлексируются субъектом, интерпретируются как психологические категории – к примеру, как конфликт доминирующих потребностей, фрустрация мотивов деятельности, диффузная генерализация тревоги и пр. Наличие таких противоречий дает основание говорить о «рассогласовании» или дисбалансе, однако только в тех случаях, когда субъект не находит (или не имеет) адекватных средств для разрешения проблемы. В таком ракурсе последствия переживания стресса рассматриваются как специфичные формы нарушений психической и психофизиологической адаптации, обусловленные индивидуально - личностными особенностями человека [38, с. 94].

В эмпирических разработках трансактного подхода (Д. Льюис [24]) особе значение придается роли индивидуально - психологических факторов в процессах формирования определенных синдромов профессионального стресса.

Согласно регуляторному подходу стресс выступает в качестве особого класса состояний, отражающего механизм регуляции деятельности в затрудненных условиях. В рамках данного подхода осуществляется подробный анализ регуляторных механизмов, обеспечивающих определенный уровень успешности поведения индивида в сложившихся обстоятельствах [23, с. 18].

В качестве основного предмета исследований в рамках регуляторного подхода выступали детализация представлений о смене механизмов регуляции деятельности под влиянием разных факторов, а также оценка их «цены» с точки зрения внутренних затрат. К примеру, в двухуровневой модели «управления ресурсами» Г.Р. Хокки [34] описан механизм изменений функциональной структуры когнитивных задач, типичных для операторских профессий (идентификация, классификация, опознание), в зависимости от сдвигов в целевой структуре деятельности и от субъективного восприятия степени тяжести нагрузок. Центральный аспект таких изменений – это переход с более низкого (автоматического) уровня контроля за протеканием отдельных операций на уровень сознательного контроля за исполнением целостных действий. Это осуществляется тогда, когда рабочая ситуация субъективно воспринимается как более сложная [23, с. 9].

Действия, которые выполняются субъектом на уровне сознательной регуляции, практически всегда имеют более высокую «цену» за счет привлечения дополнительных ресурсов внимания и эмоциональной мобилизации. Описания типичных способов действий являются сыновой классификаций компенсаторных механизмов и сбоев в работе, которые отражают особенности реагирования на стрессогенные ситуации в зависимости от того, как происходит «утилизация» внутренних ресурсов индивида. На них же основаны попытки проследить развитие негативных последствий стресса - от возникновения актуального («острого») стрессового состояния через аккумуляцию хронических эффектов к формированию устойчивых патологических сдвигов [23, с. 10].


Профессиональный стресс возникают по различным причинам. Так, К.Л. Купер и Дж. Маршалл (1995) исследовали источники профессионального стресса и выявили следующие их группы:

- факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью;

- факторы стресса, связанные с ролью работника в организации;

- факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе;

- факторы, связанные с деловой карьерой;

- факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом [21, с. 56].

С. Картрайт в соавторстве с К.Л. Купер (2004) рассматривают рабочее место как комплексный источник стресса и  выделяют среди его основных причин  влияние организационных изменений, методы работы, особенности корпоративной культуры, большую нагрузку. В качестве основных факторов профессионального стресса авторы рассматривают: рабочие условия, взаимоотношения на работе, возможности карьерного роста, структура и климат организации и т.д. [15, с. 5].

В процессе выполнения профессиональных обязанностей стрессовые ситуации могут возникать как результат изменчивости событий, требования быстрого специалистов, ритма и характера деятельности. По мнению Л.А. Мурашова, в качестве факторов профессионального стресса, связанных с трудовой деятельностью, выступают: чрезмерная загруженность работой, неудовлетворительные физические условия труда, дефицит времени, необходимость принятия важных и ответственных решений [29, с. 72].

Таким образом, профессиональный стресс представляет собой интегративный феномен, объединяющий физиологические и психологические реакции работника, вызванные рядом негативных факторов. В отечественной психологической науке профессиональный стресс определяется как напряженное состояние специалиста, которое возникает у него при воздействии эмоционально - отрицательных и экстремальных факторов, и связано с выполняемой профессиональной деятельностью. С позиций зарубежных психологом, профессиональный стресс выступает как процесс, при котором проявляются негативные черты в поведении профессионала, как ответная реакция на стрессовый характер рабочей среды.

1.2 Особенности профессионального стресса у медицинских работников

Профессиональный стресс у медицинских работников обусловлен рядом факторов. Исследованием причин и признаков профессионального стресса у медработников занимались такие исследовали как: В.Л. Винокур, А.Д. Гольменко, Е.Г. Попова, О.В. Рыбина, А.В. Хаптанова и др.