Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Эмпирическое исследование гендерных различий в проявлениях профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первое психологическое направление, в рамках которого рассматривается природа гендерных различий, является теория материнского поведения. Becker установил, что девочки обучаются социальным реакциям раньше и с большей способностью. Это объясняется стимуляцией различных форм подкрепления, при которых мать, придерживаясь определенных культурных ожиданий, инициирует паттерн, стимулирующий мальчика быть более агрессивным, настойчивым и хуже реагирующим на социализацию [26, с. 130].

Второе направление связывает гендерные различия с социальными стереотипами. Первые исследования полоролевой стереотипизации связаны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям мужчин и женщин о себе и друг друге. Так, МсKey & Shefers установили, что типично мужской образ это набор черт, связан с социально неограниченным стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский – социальные и коммуникативные умения, теплота и эмоциональная поддержка. Также установлено, что в целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам [26, с. 132].

В рамках социокультурной модели половая дифференциация является результатом социализации и влияний культуры в направлении освоения конкретных социальных ролей. Социокультурные факторы создают необходимые условия для обучения традиционным женским и мужским ролям [14, с. 112].

В рамках социобиологической модели половая дифференциация – универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает. Анатомо-физиологические различия между полами настолько очевидны, что психологические различия обусловлены главным образом биологическими факторами [14, с. 114].

На специфику проявлений профессионального стресса у мужчин и женщин оказывает влияние их отношение к организационным условиям. В исследовании И.А. Мотовилиной показана динамика профессионального стресса у преподавателей мужского и женского пола. В условиях организационных изменениях в начальной период у мужчин выявлен более высокий уровень профессионального стресса, чем у женщин. Однако, к концу организационных изменений уровень профессионального стресса у мужчин снизился, а у женщин, наоборот, повысился. В целом, у женщин ярко выражено повышение эмоциональных переживаний, связанных с непринятием реорганизации трудовой ситуации [28, с. 11].

В исследовании И.В. Григорьевой показано, что уровень профессионального стресса у женщин ниже уровня профессионального стресса мужчин. Автор объясняет это тем, что современная женщина более стрессоустойчива по сравнению с мужчиной. При этом, уровень профессионального стресса выше у женщин-руководителей, чем у женщин-специалистов. Рост обязанностей и ответственности за выполняемую работу способствует увеличению уровня профессионального стресса [10, с. 173].


В исследовании М.А. Кленовой не было выявлено достоверных различий между мужчинами и женщинами в степени выраженности профессионального стресса, что указывает на примерно одинаковый средний уровень склонности к стрессу [17, с. 246].

Однако, М.А. Кленовой выявлена связь между индивидуально-психологическими особенностями и склонностью к профессиональному стрессу у мужчин и женщин. Так, высокая склонность к профессиональному стрессу выявлена у мужчин, обладающих готовностью к сотрудничеству и общительностью. Это может быть связано с их особенностями профессиональной деятельности. У женщин также высокая склонность к профессиональному стрессу коррелирует с общительностью, но с меньшим коэффициентом корреляции, чем у мужчин [17, с. 247].

У мужчин склонность к профессиональному стрессу тесно связана с озабоченностью и практичностью, а также консерватизмом. Автор объясняет склонность консервативных мужчин к профессиональному стрессу тем, что для них является важной поддержка устоявшихся принципов и традиций, а новые организационные изменения могут явиться фрустрирующей и стрессовой ситуацией, вызывающей стресс [17, с. 247].

И у мужчин, и у женщин склонность к профессиональному стрессу связана с напряженностью и тревожностью. Это объясняется тем, что лица, обладающие взволнованностью, раздражительностью, излишним беспокойством, в большей степени подвержены влиянию стрессогенных организационных факторов [17, с. 248].

В работе Е.П. Ильина приводятся данные исследования зарубежных психологов (Nelson, Burke, 2000), которые указывают на том, что работающие женщины чаще, чем их коллеги-мужчины, страдают от таких последствий стресса, как головные боли, нервозность, депрессия, нарушения сна и аппетита. По мнению женщин, производственные стрессы заставляют их больше курить, пить и употреблять наркотики. У женщин, занятых на производствах, уровень стресса у которых высок, чаще происходят выкидыши, чем у тех, кто работает в более спокойной обстановке. При этом, женщины гораздо чаще, чем мужчины, для борьбы с последствиями стрессов прибегают к социальной поддержке [14, с. 76].

Таким образом, специфика проявлений профессионального стресса зависит как от стадии внедрения организационных изменений, так и от индивидуально-психологических особенностей и демографических характеристик сотрудников организации (пола, возраста, профессиональной специализации). В ряде исследований не выявлено достоверных различий между мужчинами и женщинами в степени выраженности профессионального стресса. В условиях организационных изменениях у мужчин высокий уровень профессионального стресса со временем снижается, а у женщин наблюдается тенденция к повышению уровня профессионального стресса. Независимо от пола склонность к профессиональному стрессу связана с такими характеристиками как напряженность и тревожность. Проявления профессионального стресса (нарушения сна и аппетита, головные боли, нервозность, депрессия) более выражены у женщин, чем у мужчин.


Вывод по главе 1

Теоретический анализ литературы показал, что профессиональный стресс представляет собой интегративный феномен, который объединяет в себе физиологические и психологические реакции работника, вызванные рядом негативных факторов. Профессиональный стресс выступает как напряженное состояние специалиста, которое возникает у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, и связано с выполняемой профессиональной деятельностью. В качестве основных причин профессионального стресса у медработников выступают: характер профессиональной деятельности, условия труда и личностные особенности медработника. Основными признаками профессионального стресса у медработников выступают: стойкие проявления хронического стресса, ухудшение общего самочувствия, недостаточная автономия при исполнении трудовых задач.

Существуют гендерные различия в проявлениях профессионального стресса – в ряде исследований не выявлено достоверных различий между мужчинами и женщинами в степени выраженности профессионального стресса, но проявления профессионального стресса более выражены у женщин, чем у мужчин. Специфика проявлений профессионального стресса зависит от таких факторов как стадия внедрения организационных изменений, индивидуально-психологические особенности, демографические характеристики.

2 Эмпирическое исследование гендерных различий в проявлениях профессионального стресса

2.1 Организация и методы исследования

Цель эмпирического исследования: выявить гендерные различия в проявлениях профессионального стресса у медицинских работников.

Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:

1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;

2) изучение гендерных различий в проявлениях профессионального стрес-са у медицинских работников с помощью тестирования;

3) обработка и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.


База исследования: исследование проводилось на базе городской клинической больницы № 13 г. Москва. Всего в исследовании приняли участие 30 медработников со стажем работы более 10 лет. Выборку исследования составили 15 врачей мужского пола и 15 медсестер женского пола.

Гипотеза исследования: уровень профессионального стресса выше у женщин, чем у мужчин.

Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.

Для достижения цели были использованы следующие методики:

1. Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) [11].

2. Методика «Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации» Ф.Б. Березина и М.П. Мирошникова [35].

3. Методика «Шкала депрессии» в адаптации Т.И. Балашовой [33].

Краткое описание методик исследования.

Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана).

Цель: выявление уровня профессионального стресса.

Опросник включает 15 вопросов. Испытуемому предлагается напротив каждого вопроса выбрать цифру, которая наилучшим образом отражает ответ: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – практически всегда.

Обработка и интерпретация результатов проводится следующим образом. Необходимо суммировать полученные баллы по каждому вопросу. Общий показатель отражает уровень профессионального стресса. Чем выше полученный балл, тем выше уровень стресса.

Критерии оценки уровня профессионального стресса:

От 15 до 30 баллов – низкий уровень;

От 31 до 60 баллов – средний уровень;

От 61 до 75 баллов – высокий уровень.

Высокий уровень профессионального стресса свидетельствует о напряженном состоянии работника, возникающий у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.

Методика «Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации» Ф.Б. Березина и М.П. Мирошникова.

Назначение методики: выявление степени выраженности невротизации.

Методика используется с целью экспресс-диагностики невротических состояний, так и для изучения динамики состояния больных в процессе фармакотерапии и психотерапии в клинике неврозов и неврозоподобных расстройств.

Опросник предназначен для лиц в возрасте от 16 лет и старше. Испытуемому предлагается ответить на 45 утверждений «да» или «нет».

Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.


Оценки по шкале невротизации могут принимать значения от -98 до +84 баллов – у мужчин и от -103 до +133 баллов – у женщин.

Высокий уровень невротизации проявляется в выраженной эмоциональной возбудимости, продуцирующей разные негативные переживания – тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность и легкую фрустрируемость «внешними» и «внутренними» обстоятельствами. Лица с высоким уровнем невротизации характеризуются склонностью к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость, а также социальную дезадаптированность.

Низкий уровень невротизации проявляется в эмоциональной устойчивости и положительном фоне основных переживаний – спокойствии и оптимизме. В свою очередь, оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении и связанную с данными качествами хорошую стрессоустойчивость.

Методика «Шкала депрессии» в адаптации Т.И. Балашовой.

Назначение методики: выявление уровня депрессии. Методика разработана для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Полученное количество баллов может находиться в диапазоне 20 до 80 баллов.

Критерии оценки уровня депрессии:

– количество баллов до 50 указывает на состояние без депрессии;

– количество баллов более 50 и менее 59 баллов свидетельствует о состоянии легкой депрессии ситуативного или невротического генеза;

– количество баллов от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия;

– истинное депрессивное состояние диагностируется более 70 баллов.

Процедура исследования: тестирование проводилось в групповой форме в письменном виде.

2.2 Анализ результатов исследования

Для выявления уровня профессионального стресса у медицинских работников применялась методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана). Испытуемым предлагалось ответить на 15 вопросов, выбрав ответ по шкале от 1 («никогда») до 7 («практически всегда»). Обработка данных осуществлялась с помощью ключа методики.