Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Эмпирическое исследование гендерных различий в проявлениях профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ литературы показал, что основными причинами профессионального стресса у медработников являются:

- специфика профессиональной деятельности;

- условия труда;

- личностные особенности медработника.

Профессиональная деятельность медицинского персонала имеет свои отличительные особенности. Как отметает Л.А. Мурашов, деятельность медицинских работников заключается, прежде всего, в оказании помощи больному, который испытывает страдание, подавленность, боль, раздражение и другие негативные эмоции [29, с. 6].

Работа с людьми тесно связана с социальными контактами и процессом общения. Общение лежит в основе всей профессиональной деятельности медицинских работников на любом уровне. Цель контакта пациента и медицинского работника заключается в помощи, оказываемой пациенту. Исследователи М.Б. Митупов, Л.Н. Беляева подчеркивают, что при этом индивидуальные особенности личности пациентов в условиях лечебных взаимоотношений соприкасаются с психологическими свойствами медицинского работника [27, с. 91].

Медицинский работник в силу специфику своей трудовой деятельности должен обладать профессиональной компетентностью. По Н.А. Абрамовой, профессиональная компетентность медицинского работника проявляется в высоком уровне профессиональных знаний, стремлении и возможности их совершенствовать, развитии профессиональных умений и навыков, коммуникативных навыков, эмпатии, стрессоустойчивости, саморазвития [1, с. 89].

Поведение медицинского работника Н.В. Кухтова определяет как помогающее, которое предполагает действия, направленные на благо других людей и за которые не предусматривается какого-либо внешнего вознаграждения. Оно относится к категории просоциального поведения, которое охватывает все положительные формы социальных действий, имеющих своей целью пользу или выгоду других. Для медицинских работников в поведении характерна приоритетность моральных норм и общественных интересов над собственными интересами [22 , с. 195].

По данным исследования Н.В. Кухтовой, у медицинских работников среднего звена просоциальное поведение связано с совестливостью, интроверсией, общей активностью, робостью. Так, чем выше проявление просоциального поведения у медицинских работников, тем чаще они руководствуются чувством долга, с уважением относятся к моральным нормам. Они всегда точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, отличаются ответственностью и добросовестностью. При этом, они застенчивы, избегают рискованных ситуаций. В общении скованны и стеснительны, стараются не выделяться, находиться в тени и ни во что не вмешиваться. Медицинские работники предпочитают узкий круг знакомых и друзей, ориентированы на социальное окружение, не стремятся к новым впечатлениям. Вместе с тем, у медицинских работников наблюдается избегание эмоциональной близости с людьми, установление формальных межличностных отношений, близких друзей почти не имеют [22, с. 199].


А.Д. Гольменко, А.В. Хаптанова считают, что в профессиях, связанных с взаимодействием человек-человек, огромное значение имеет ориентация на другого человека как на «высшую ценность, равную ценности собственного Я». Профессии, ориентированные на работу с людьми, отличаются тем, что в них важное значение имеют такие особенности как:

- получение от этих людей обратной связи, которое может проявляться в благодарности, признании, проявлении уважения;

- высокая ответственность за результаты общения;

- определенная зависимость от партнера общения;

- необходимость понимания их индивидуальных особенностей и притязаний, частные притязания на неформальные отношения при решении их проблем;

- напряженные или конфликтные ситуации общения, которые обусловлены недоверием, несогласием и проявляются в различных формах отказа от дальнейшего общения [9, с. 200].

Процессуальное содержание деятельности медработников заключается в том, что постоянно необходимо входить и находиться в состоянии пациента: надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него; сопереживать, сострадать, сочувствовать, предвосхищать его слова, настроения, поступки (эмпатия). Постоянно приходится принимать на себя энергетические разрядки коллег и пациентов. Такая деятельность характеризуется как хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Профессиональная деятельность медицинского работника включает постоянный контакт с людьми и большую эмоциональную насыщенность.

Для медицинских работников, несмотря на высокую степень адаптации к профессии после работы на протяжении 10 лет и свыше, в условиях социально психологического дискомфорта и напряженности профессиональной деятельности характерно наличие латентно текущих внутриличностных конфликтов, которые осложняют их общение и снижают его конструктивность в системах «руководитель учреждения – врач», «врач – врач», «врач – пациент». По данным Е.Г. Поповой, возрастающая латентная внутриличностная конфликтность вместе со стажем работы медицинских работников является проявлением дезинтеграции личности, что выражается в столкновении противоречивых внутренних побуждений, на фоне увеличивающегося разрыва между потребительскими ожиданиями и ценностными ориентациями медицинского персонала [31, с. 11].

По мнению В.А. Доскина, источником конфликта является так называемая трудная ситуация между субъектами взаимодействия, в медицинской практике которая характеризуется следующими чертами:


- осознание личностью угрозы здоровью, трудностей, связанных с ограничением режима, препятствий к реализации целей;

- состояние психической напряженности как реакция на трудности;

- изменение привычных параметров деятельности и общения [13, с. 59].

Согласно Ю.В. Щербатова, стресс медицинских работников вызван рядом специфических особенностей их профессии, среди которых:

- огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов;

- длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций – страдания, боли, отчаяния, раздражения и т.п., которые по механизму эмоционального заражения передаются и на медицинский персонал;

- неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами, что нарушает естественные биоритмы труда и отдыха и негативно влияет на адаптационные способности организма;

- заработная плата врачей и среднего медицинского персонала явно не соответствует степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворенности своей профессией и связанные с этим фактом личностные стрессы [40, с. 146].

Симптомы «стресса медработников» не отличаются строгой специфичностью и могут варьировать в широком диапазоне – от легких реакций типа раздражительности, повышенной утомляемости и т. д. до невротических и даже психосоматических расстройств у самих врачей [38, с. 147].

Как отмечает специалист в области профессиональных стрессов В.А. Винокур, профессиональный стресс – это следствие снижения профессиональной мотивации. В таком случае у медицинских работников нарастает тенденция к негативному, часто скрыто-агрессивному отношению к пациентам, общению с ними в односторонней коммуникации путем критики, оценок, давления, от чего, естественно, страдают обе стороны [7, с. 4].

Для изучения симптоматики стресса используют классификацию реакций человека и выделяют поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления. В работе Ю.В. Щербатых рассматриваются следующие проявления профессионального стресса:

1) поведенческие реакции – чувство постоянной усталости, или, наоборот, полная «зацикленность» на работе, чрезмерное придание значимости работы, сниженная мотивация в личной сфере;

2) интеллектуальные проявления – дезорганизованность – потеря концентрации внимания, рассеянность, забывчивость, повышенная суетливость, принятие ошибочных решений, снижение чувства ответственности;

3) физиологические проявления - это общее ухудшение физического здоровья: головные боли, головокружение, мышечные спазмы, боли в спине или грудной клетке, тошнота, аллергические реакции, нарушение артериального давления (повышение и понижение), расстройства сна и пищеварения;


4) эмоциональные признаки - негативное изменение внутреннего состояния на сверхвозбужденное или депрессию. Работник чувствует, что теряет контроль над собой и профессиональной ситуацией, испытывает внутренний дискомфорт и напряжение. Для холериков и сангвиников свойственна склонность перевозбуждаться, раздражительность и конфликтность. Для флегматиков и меланхоликов характерно становиться пассивными, вялыми и подавленными; у них наблюдается уменьшение контактов с коллегами [40, с. 35].

Согласно В.Н. Прусовой, формами проявления производственных стрессов у медицинских работников являются: депрессивные тенденции; агрессивность по отношению к коллегам; нежелание выходить на работу, прогулы; некачественное выполнение своих обязанностей; излишняя нагрузка на работе; гиперответственность, и как результат конфликт с коллегами [32, с. 13].

Основными признаками профессионального стресса у медработников выступают: стойкие проявления хронического стресса, ухудшение общего самочувствия, недостаточная автономия при исполнении трудовых задач. В исследовании М.А. Багрий было выявлено, что для врачей со стажем работы более 10 лет (в среднем 13 лет) разных специализаций характерны следующие типичные проявления профессионального стресса:

- недостаточная автономия при исполнении трудовых задач, что выражается в ощущении отсутствия свободы выбора при решении трудовых задач, невозможности реализации творческого потенциала, невостребованности новаторства и невозможность проявить инициативу;

- ухудшение общего самочувствия (появление вялости, слабости, плохого настроения);

- стойкие проявлений хронического стресса, а именно высокий уровень тревоги [2, с. 9].

М.А. Багрий удалось выделить специфические комплексы проявлений профессионального стресса, характерные для представителей разных врачебных специальностей: для врачей-реаниматологов основные формы проявлений стресса - это снижение общего самочувствия, появление тревоги и депрессии; у врачей-хирургов профессиональный стресс проявляется в снижении общего самочувствия, появлении тревоги и агрессии; у терапевтов основными формами проявлений стресса являются: снижение общего самочувствия, появление тревоги и депрессии. При этом, самый высокий уровень профессионального стресса выявлен у врачей-реаниматологов [, с. 10].

В исследовании О.В. Рыбиной профессионального стресса у медицинских работников со стажем свыше 15 лет выявлены следующие особенности профессионального стресса у медицинских работников:


- существует связь профессионального стресса и стажем работы врачей. Так, высокая интенсивность профессионального стресса выявлена у врачей со стажем работы свыше 15 лет. Установлено, что высокая степень профессионального стресса обнаруживается уже у врачей со стажем работы до 5 лет;

- в качестве механизма развития профессионального стресса у врачей выступает сочетание высокого контроля над проявлениями негативных реакций, тревожности, пессимистичности и снижения к конструктивному поведению в стрессовых ситуациях [36, с. 6].

По данным исследования Н.А. Кащеевой, основными проявлениями профессионального стресса у медицинских сестер выступают: высокий уровень тревожности и пессимистичности, низкая фрустрационная толерантность и избыточный контроль над проявлением негативных реакций [19, с. 7].

Таким образом, основными причинами профессионального стресса у медработников являются: специфика профессиональной деятельности, условия труда и личностные особенности медработника. Основными признаками профессионального стресса у медработников выступают: стойкие проявления хронического стресса, ухудшение общего самочувствия, недостаточная автономия при исполнении трудовых задач. Медицинские работники характеризуются высоким уровнем профессионального стресса, испытывая ряд симптомов на протяжении длительного времени. Медицинские работники в процессе профессиональной деятельности подвергаются отрицательным эмоциям и ряду других организационных факторам.

1.3 Профессиональный стресс: гендерный аспект

Существует несколько подходов к изучению различий между представителями двух полов, которые условно можно разделить на биологический; этологический; антропологический; социальный; психологический [26, с. 127].

Каждый их перечисленных подходов рассматривает детерминанты, влияющие на появление гендерных различий:

– те, которые оказывают влияние, оказываемое на генном уровне;

– детерминанты, происходящее из общих закономерностей поведения живых существ;

– те, которые возникают вследствие культурно-исторических взаимодействий народов, особенностей их быта и культуры;

– детерминанты включения в социальные отношения, возникающие под влиянием социальных институтов, групп, закономерностей массового поведения и процессов, происходящих в обществе [26, с. 128].