Файл: "Управление миграционными процессами".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. География международной миграции России. Россия, обладая высоким экономиче­ским потенциалом, достойным уровнем благо­состояния населения, особенным географиче­ским положением и развитыми межрегио­нальными и внешнеэкономическими отноше­ниями, является привлекательной страной для мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья. Наиболее активными партнерами России по потокам мигрантов являются страны - участ­ницы СНГ. Исторические, экономические, по­литические, культурные и прочие факторы предопределили интенсивность перемещения населения между государствами. Так, в струк­туре международной миграции доля переме­щающихся граждан стран ближнего зарубежья составляет около 88 % (рис. 3).

Рисунок 3- Миграционная активность стран дальнего и ближнего зарубежья в России, % в структуре международной миграции России

Миграцию из стран СНГ можно назвать «маятниковой», поскольку число прибывших из этих регионов практически совпадает с чис­лом выбывших из страны граждан.

Значительная доля в миграционных пото­ках принадлежит трудовой миграции. Ежегод­но увеличившиеся масштабы трудовой мигра­ции, безусловно, обладают позитивным эффек­том для экономики России (обеспечение на­ционального рынка труда недостающей рабо­чей силой, повышение уровня конкуренции на региональных рынках труда). Однако вполне

правомерны и негативные последствия интен­сификации миграции (обострение социальной ситуации, рост межэтнической конфликтно­сти, падение заработков среди местного насе­ления и пр.).

Основной причиной привлечения ино­странной рабочей силы на территории регио­нов страны является невозможность замеще­ния должностей, указанных в заявках работо­дателей, гражданами, состоящими на учете в службе занятости. Работодатели используют иностранных граждан на неквалифицирован­ной, низкооплачиваемой работе. Иностранные работники заполняют, преимущественно, рабо­чие места, длительно не востребованные граж­данами Российской Федерации [6].

Традиционными «поставщиками» рабо­чей силы в российскую экономику являются Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Ук­раина (рис. 4). Сложная политическая, эконо­мическая и социальная ситуация в Украине в период 2014-2015 гг. привела к массовым ми­грациям граждан из страны. В России число прибывших граждан Украины в 2015 г. со­ставляло 19,5 тыс. чел., что на 50 % превыша­ет количество украинских приезжих в 2014 г. Тем самым обеспечивается максимальный ми­грационный прирост населения в стране именно украинцами, составлявший в 2015 г. 146 136 чел.


Рисунок 4- Миграционный прирост населения России из стран - участниц СНГ

Доля мигрантов из стран дальнего зару­бежья в общем потоке международной мигра­ции стабильна и не превышает 20 %. За анали­зируемый период наблюдается устойчивое пре­вышение доли выбывающих из России граж­дан над долей приехавшего населения из стран дальнего зарубежья. Активные миграционные потоки, обусловливающие прирост населения

России, характерны для миграций с Грузией, Китаем, Латвией (рис. 5). В период обостре­ния международных отношений и нестабиль­ной макроэкономической ситуации в стране в 2014 г. отрицательное миграционное сальдо формировалось выбытием из России граждан европейских государств.

Рисунок 5- Миграционный прирост населения России из стран дальнего зарубежья, чел.

Для мигрантов из стран дальнего зарубе­жья традиционно наиболее привлекательны регионы центральной части государства, на до­лю которых приходится около 25 % приезжих из-за рубежа. Существенное число иностранных граждан прибывает в приграничные области Дальневосточного федерального округа - око­ло 22 % от общей численности прибывшего на­селения из дальнего зарубежья в регионы. Ме­нее всего эмигрантов привлекают территории нестабильного Северо-Кавказского (4,4 %), а также Уральского округов (4 %).

Актуальной для современ­ной России является проблема вынужденных переселенцев и беженцев. Хотя основной при­ток беженцев пришелся на период переходной экономики, когда ежегодно пересекали грани­цы Российской Федерации до 60 тыс. мигран­тов из стран ближнего зарубежья. Сегодня все еще межнациональные конфликты, террористи­ческие акты, массовые нарушения обществен­ного порядка вынуждают людей покидать свои дома. Так, в Россию сегодня ежегодно пребы­вает более 2 000 вынужденных переселенцев и беженцев и более 700 их семей (рис. 6). В це­лом, динамика количества вынужденных ми­грантов за анализируемый период описывает­ся тенденцией сокращения их числа на терри­тории России: на протяжении 2015 г. фиксиру­ется ежеквартальное снижение темпов роста числа вынужденных переселенцев, которое в 2016 г. составило 23 143 чел., что на 20 % ни­же показателя конца 2014 г.

Рисунок 6- Динамика количества беженцев и переселенцев на территории России

Современные потоки беженцев в Россий­скую Федерацию характеризуются преимуще­ственным преобладанием в их структуре доли граждан Украины. Однако, для российской эко­номики все еще актуальны такие направления прибытия беженцев и переселенцев, как Узбе­кистан, Казахстан, Грузия. В таких условиях актуализируется необходимость совершенст­вования национальной миграционной полити­ки, нацеленной на оптимизацию реализации фактора беженства и вынужденного переселе­ния в рамках процесса правового и политиче­ского развития.


В целом, международные миграционные потоки в российской практике за анализируе­мый период характеризуются снижением их эффективности для национальной экономики. Так, при положительном миграционном сальдо международных перемещений граждан по тер­ритории государства начиная с 2013 г. наблю­дается падение чистой миграции при интенси­фикации миграционного оборота (рис. 7). Од­нако в начале 2016 г. наметилась тенденция по­вышения коэффициента эффективности меж­дународной миграции в российской экономике.

Перемещение населения между государст­вами, как правило, связано с определенными из­держками и в то же время дает известный выиг­рыш. К числу экономических издержек отно­сятся расходы, связанные с переездом из одной страны в другую, затраты на поиски работы на новом месте жительства и т. д.

Рисунок 7- Динамика показателей эффективности международной миграции

Выигрыш может выражаться в большей, чем на родине, зарплате, в возможности дать детям лучшее образование, перспективах их трудоустройства и т. д. Иногда это может быть не экономическая выгода, а политическая или физическая свобода [7]. Экономический эф­фект миграции рабочей силы не ограничивает­ся только воздействием на объем производи­мого продукта, он распространяется на пере­распределительные процессы, оказывая влия­ние на объем государственных доходов и рас­ходов как в отечестве, так и за рубежом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная Россия является привлекательным регионом для иностранных мигрантов. Интенсификация международных миграций на территории страны в анализируе­мый период обусловлена трансформацией ме­ждународных экономических отношений, вве­дением секторальных санкций иностранными государствами по отношению к России и внут­ренней макроэкономической нестабильностью национальной экономики.

Сложившаяся миграционная привлека­тельность отдельных регионов страны способ­ствует возрастанию неравномерности простран­ственного распределения населения, усиливая территориальные диспропорции в размещении человеческого и природно-ресурсного потен­циалов. Такая направленность потоков населе­ния создает значительные социально-экономи­ческие и геополитические угрозы. Восточные и северные регионы в долгосрочной перспек­тиве будут нуждаться в притоке рабочей силы, источником которой могут быть страны ближ­него и дальнего зарубежья.


При этом важно реально оценивать объ­ективные границы миграционной емкости го­сударства. Они связаны не только с меняющей­ся ситуацией на рынке труда в результате струк­турных преобразований экономики, но и адап­тационной способностью механизмов социаль­но-экономической и культурной интеграции иммигрантов в российское общество.

Как и в большинстве стран мира, прини­мающих мигрантов, привлечение иностранцев, как на постоянное место жительство, так и в ка­честве рабочей силы, является сегодня приори­тетным направлением миграционной политики. Поддержание устойчивых темпов экономиче­ского роста, сокращение имущественного рас­слоения в обществе и увеличение численности населения невозможны без использования пре­имуществ международных и внутренних ми­граций. География, динамика и структура ми­грационных потоков в российской практике от­личаются несбалансированностью, краткосроч­ным характером и низкой эффективностью. В таких условиях актуальным становится прове­дение комплекса мероприятий, направленных на создание условий и механизмов, способст­вующих интенсификации притока в страну вы­сококвалифицированных и квалифицирован­ных специалистов разного профиля, востребо­ванных на региональных рынках труда.

Заключение

Итак, определив изучения и значимость процессов в практике регулирования и управления, можем сделать выводы:

  • миграционные способны влиять демографическую, социально-, политическую обстановку в ;
  • существует объективная разработки единого по регулированию процессов в РФ;
  • значимостью миграционных ведет к неграмотному регулированию этих , а значит государством огромное количество улучшения экономики , устранения демографических , а также налаживания обстановки в стране.

избежать негативных пренебрежения миграционными , государству необходимо их значимость. этом современное по регулированию процессов должно на следующие :

  • выработка и реализация механизмов оказания финансовой и иной лицам, ищущим убежище на Российской Федерации;
  • сотрудничества России с государствами в целях и предотвращения конфликтов, которых является миграция населения;
  • Российской Федерацией договоров и соглашений о , приеме и транзите , незаконно находящихся территории договаривающихся (соглашение о реадмиссии), о с незаконной иммиграцией, двусторонних и региональных об урегулировании вопросов, приграничной , туризме, культурных, и иных поездках, о социальных и экономических трудящихся – иммигрантов, реализации прав за рубежом, обеспечении их с гражданами государства перед законом и отношения к их и иным связям с , об обмене о практике применения законодательства, имеющихся , с которыми сталкиваются при обеспечении иммигрантов, а также о новых методах контроля и паспортно- технологиях.
  • дальнейшее фундаментальных научных , касающихся социально - , юридических, психологических регулирования миграционных в России и мире;
  • проведения мониторинга и прогнозирования миграционной в Российской Федерации;
  • и использование опыта государств по и пресечению незаконной , представляющей угрозу безопасности РФ;
  • и унификация технологий -визового, налогового, , пограничного и иммиграционного ;
  • федеральной системы российских юридических , филиалов и представительств юридических лиц, которых связана с международного туризма, иностранных граждан обучения и лечения, и использованием иностранных , а также с трудоустройством граждан за ;
  • создание федеральной учета иностранных , в том числе в Россию в целях трудовой деятельности, а обучающихся в образовательных Российской Федерации;
  • федерального автоматизированного данных дактилоскопической иммигрантов, подозреваемых в уголовных преступлений, а совершивших административные ; формирование общественного , способствующего эффективной политики в области миграционных процессов в ;
  • содействие средствам информации в объективном населения России о мигрантов;
  • содействие в иностранными гражданами и за рубежом информации об переезда, трудоустройства и в России;
  • совершенствование систем сбора и информации о социально- обстановке в целях условий приема и иммигрантов, о вакантных местах в субъектах Федерации, а также о и населенных пунктах, или не для их .

Так, все позволит укрепить РФ в сфере политики, избежать последствий протекания процессов, и, наоборот, из них выгоду, на и нацелено государственное в сфере миграций.

Список использованных источников

  1. Бритвина И. Б. Миграция и эффективность массовой коммуникации. - Екатеринбург : Изд-во Ур. ун-та, 2014. - 162 с.
  2. Абылкаликов С. И., Винник М. В. Экономические теории миграции: рабочая сила и рынок труда // Бизнес. Общество. Власть. - 2012. - № 12. - С. 1-19.
  3. Алешковский И.А., Ионцев В.А. Управление международной миграцией в условиях глобализации // Век глобализации. - 2015. - № 1. - С. 75-87.
  4. Барсукова С.Ю. Солидарность участников неформальной экономики (на примере стратегий мигрантов и предпринимателей) // Социологические исследования. - 2012. - № 4. – С. 18-23.
  5. Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: пер. с англ. - М.: Едиториал УРСС, 2015. – 380 с.
  6. Ефремова В. В., Махмудова М. М. Макроэкономические преобразования и стабилизаци­онная политика государства : учеб. пособие. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. - 210 с.
  7. Жулева М. С. Проблемы трудовой миграции в современной России // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 2. - С. 14-17.
  8. Ивахнюк И. В. Перспективы миграционной политики России: выбор верного пути. - М. : МАКС Пресс, 2011. - 128 с.
  9. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 2009. – 420 с.
  10. Королева А. М. Регулирование нелегальной миграции в Уральском федеральном округе: современное состояние и тенденции // Вопросы управления. - 2015. - № 1. - С. 137-142.
  11. Махмудова М. М. О современных миграционных процессах в российской экономике // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). - С. 96-98.
  12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Российская газета. – 2013. - № 282. – 13 дек.
  13. Российский статистический ежегодник - 2015 / Федер. служба гос. статистики. - URL : http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm
  14. Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения. - М.: ОБСЕ; МОМ; МОТ; 2006. – 128 с.
  15. Рязанцев С.В. Современный демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. - Ставрополь: Сервисшкола, 2013. – 354 с.
  16. Симонов С. Г., Клепикова А. М. Национальная экономика: макроэкономический подход : учеб. пособие. - Тюмень : Нефтегазовый университет, 2010. - 226 с.
  17. Скоробогатова В.И. Миграция населения как социальный процесс: модели и подходы к управлению в современных условиях // Международный академический вестник. - 2015. - № 1 (7). - С. 87-92.
  18. Цапенко И. Движущие силы международной миграции населения // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 3. - С. 3-14.