Файл: "Управление миграционными процессами".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Миграция, то есть перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства, связана с правом на свободу передвижения, которое входит в состав основных прав человека и гражданина, признается законодательством всех стран мира и относится к числу прирожденных, естественных прав. Данная проблема давно занимала умы философов, юристов и историков. Право на свободу передвижения в зачаточной форме было сформулировано в работах Аристотеля, Гуго Гроция и других теоретиков естественной школы права. Уже в XVI веке выдающийся голландский ученый-юрист Гуго Гроций, вынужденный из-за своих политических взглядов скитаться по чужим странам, указывал на свойственное людям "стремление к передвижению", а также на их право в случае несчастья просить убежища в другой стране.

Вместе с тем необходимо отметить, что, хотя стремление к перемене местопребывания и переезд в другую страну есть, прежде всего, акт свободного самоопределения каждого человека, является его субъективным правом и касается, казалось бы, интересов самого мигранта (передвигающегося), сам этот факт, особенно при его резком количественном возрастании, может глубоко повлиять на экономические, политические, социальные и культурно-духовные дела страны и затронуть права и интересы ее собственных граждан. А ведь в современном мире именно это и происходит; становятся все более актуальными и значимыми такие понятия, как "глобализации", "гражданин мира". Поэтому государство, в котором находится большое количество беженцев и переселенцев, не может быть сторонним наблюдателем миграционных процессов, а обязано их регламентировать, а значит, возникает вопрос о необходимости государственного регулирования миграционных процессов. Исходя из этого, актуальность выбора темы данной курсовой работы заключается в том, что в современном мире миграционные процессы все ускоряются и принимают все большие масштабы, таким образом влияя на обстановку в каждой отдельно взятой стране, а также конкретно в России.

Итак, целью написания данной курсовой работы является рассмотрение миграционных процессов в практике государственного регулирования и управления. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить понятие и специфику миграционных процессов;
  • рассмотреть типологию, факторы и сущность миграционных процессов;

определить значимость и необходимость изучения миграционных процессов в практике государственного управления;

выявить основные направления и цели миграционной политики в Российской Федерации.

  • Изучить роль миграционных процессов для российской экономки

Объектом рассмотрения в данной курсовой работе будут служить миграционные процессы в практике государственного регулирования, а предметом изучения – практика государственного управления.

Степень разработанности проблемы, изучение которой обусловлено темой данной курсовой работы, достаточно велика. В числе ученых, анализировавших миграционные процессы в России, были Кауфман АА., Моисеенко В.М., Бутов В.И., Боярский А.Я., Глушкова В.Г., Егоров А. и многие другие. Миграционные процессы как объект государственного регулирования рассматриваются в основном непосредственно в самих законах, законодательных актах, однако такие ученые, как Малаха И.А., Сухов А.Н, Менц Г., Костаков В. трудились над этой темой. Это еще раз подчеркивает актуальность проблемы государственного регулирования миграционных процессов.

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование миграционных процессов

1.1 Понятие и специфика миграционных процессов

– относительно новое в русском языке. в Толковый словарь оно включено с "научн." - как термин, не обиходной речи. И , это слово в основном только в кругах, хотя , которое им , широко распространено в общества. В отечественной насчитывается около 40 понятия миграция, из всего формулировок выделяется , сформулированное Л.Л. Рыбаковским в 1987 г., довольно прочно не только в , но и в учебной . Миграция (по Л.Л.) – процесс перемещения через границы или иных со сменой или на или менее время постоянного жительства либо с возвращением к нему.


В миграционной программе, правительством РФ в 1997 г., записано: "Миграция – по различным людей через тех или территориальных образований в жительства". Есть и формулировки понятия "", по существу отличающиеся друг друга.

Значительное методологическим аспектам уделили С.К. Бодырева и Д.В. в монографии "Миграция. и явления", изданной в 2004 г. дают следующее : "Миграция – это активность индивида, на овладение новых территорий и с переменой места ".

Ученые РАГСа миграционное движение "совокупность всех перемещений населения, , в конечном счете, характер расселения, , сезонную и маятниковую населения".

Миграция – это не простое механическое людей, но и общественный процесс, многие стороны -экономической и культурной целых народов. сказать, что исторические этапы человеческого общества массовыми миграциями .

На современном миграция представляет не только -экономическое, но и -психологическое, этнографическое, -правовое, политическое , которое нельзя однозначным ни своей сущности, по содержанию. качественно новые потоки, появление обусловлено складывающейся и экономической обстановкой в .

Изучив понятие , можно сделать , что специфика связана с естественным человека переменить жительства или , если существующие в момент условия не устраивают.

мы перейдем к типологии и факторов процессов, что нам более понимать само миграции и в особенности миграции в практике регулирования и управления.

1.2 , факторы и сущность процессов

Выделяют типы миграции:

  1. В от характера границ различают:
  • миграцию населения. называется миграция, которой пересекаются границы. Она в очередь делится межконтинентальную (например, переселение европейцев океан в XIX – вв.) и внутриконтинентальную (, современная миграция одних европейских – Италии, Испании, в – Германию, Францию и т. д.)
  • внутреннюю миграцию населения. К внутренней миграции относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т. п. Основными типами современной внутренней миграции являются миграции из сельской местности в города и межрайонная миграция.
  1. По временным признакам миграцию делят на:
  • постоянную (безвозвратную). Безвозвратная миграция связана с окончательной сменой постоянного места жительства. Примером такой миграции может служить миграция из села в город.
  • временную. Временная миграция предполагает переселение на какой-то достаточно длительный, но ограниченный, часто заранее обусловленный срок, что обычно связано с работой в месте вселения. Временными являются многие переселения рабочих из одних стран в другие, внутренняя миграция в удаленные и малообжитые районы (например, для работы по контракту на несколько лет)
  • сезонную. Сезонная миграция включает ежегодные перемещения людей в определенные периоды года, например в сельскохозяйственные трудонедостаточные районы в период уборки урожая, летом – в курортные районы и т. д.
  • маятниковую. Маятниковая миграция - это регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта.

  1. Важное значение имеет классификация миграций по причинам. Среди главных причин миграции населения следует упомянуть:
  • социально-экономические (перемещение в поисках работы и прочее);
  • политические (недовольство властью, государственные перевороты);
  • военные (эвакуация, депортация);
  • религиозные (например преследование католиками протестантов и переселение последних в США, Австралию, Канаду);
  • семейно-бытовые;
  • экологические, природные (переселение вследствие радиационного заражения в результате аварий на АЭС, природных катаклизмов, стихийных бедствий).
  1. По формам реализации миграция делится на:
  • общественно- организованну;
  • осуществляемую при участии государственных или общественных органов и с их экономической помощью;
  • неорганизованную, которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких – либо учреждений.
  1. В зависимости от того, предпринимается перемещение людей по их собственному решению или независимо от него, миграция делится на:
  • добровольную;
  • принудительную(вынужденную).
  1. По функциональному признаку миграции делятся на:
  • трудовую;
  • культурно-бытовую;
  • рекреационную (связанную с туризмом и отдыхом);
  • служебную (командировки).

Обсуждаемый сегодня проект Федерального закона "О миграции в РФ" вводит также такие понятия, как вынужденная миграция – перемещение людей с целью поиска убежища и незаконная миграция, под которой понимается въезд в Российскую Федерацию, транзитный проезд, пребывание и выезд с территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением действующего законодательства, регулирующего правовые отношения в области миграции.

В теории миграционного процесса факторы миграции предстают как совокупность социальных условий, в которых протекает данный процесс и которые оказывают влияние на его объем, интенсивность, направление и другие параметры. Наиболее распространена классификация, разграничивающая эти факторы в зависимости от возможностей регулирования их влияния на миграционные процессы. В конце 60-х гг. была разработана классификация, согласно которой факторы миграции распределялись по трем группам: неуправляемые, постоянно действующие факторы; "временные" факторы, которые могут регулироваться косвенными воздействием; регулируемые переменные факторы.

В первую группу факторов миграции входят географическое положение местности и ее природные компоненты: метеорологические, геологические, фито- и зоогеографические и так далее. Высокие перепады сезонных температур, заболоченность, землетрясения, наводнения, кровососущие насекомые – все это часто в большей мере способствуют оттоку населения, чем все остальные факторы. Вторая группа включает факторы, которые могут быть изменены постепенно. Это уровень освоенности территорий, в том числе создание производственной и социальной инфраструктуры; половой, возрастной, этнический состав населения. Одним из "временных" факторов, действующих с наибольшей силой на миграционные процессы, выступает состав населения по продолжительности проживания. В районе, где население растет высокими темпами за счет миграции и, следовательно, повышена доля новоселов, как правило, выше доля мужчин, несемейных людей. Подобная структура населения способствует высокой миграционной подвижности населения. К третьей группе относятся следующие факторы: увеличение заработной платы, установление или отмена определенных льгот, кадровая политика, изменения в национальной политике и так далее. Так, повышенные коэффициенты к заработной плате и различного рода льготы в районах Крайнего Севера России привлекали туда до середины 80-х гг. большой контингент трудовых ресурсов. В относительно стабильной социально-политической обстановке для этой группы наибольшее значение имеют условия жизни населения и трудообеспеченность. Факторы и причины миграции подразделяются на негативные (выталкивающие) и позитивные (притягивающие). Однозначно выявить, какие из них определяют миграционный акт, весьма сложно. Так, на первой стадии наряду с факторами, формулирующими установку на переселение (выталкивающими), действуют и факторы, определяющие, куда конкретно, в какую страну, регион человек переселится (притягивающие). Если в принятии решения о переселении преобладает влияние первой группы факторов ("уеду куда угодно, лишь бы не оставаться здесь"), то миграция определяется преимущественно действием выталкивающих факторов. Если же преобладает потребность переселиться именно в конкретный регион ("уеду туда, что бы это ни стоило"), то решающими оказываются факторы притяжения. Ключевым понятием в определении сущности миграции является понятие родного дома как жилища. Поэтому командировка или пребывание в гостинице хоть и являются разновидностями миграции, но их выделяют лишь для того, чтобы обозначить полный перечень разновидностей миграции как социального явления. Но подобные миграции не играют роли в практике государственного регулирования и управления, а значит, они не значительны в рамках изучения темы данной курсовой работы. Именно поэтому далее мы будем упоминать лишь те виды миграционных процессов, которые необходимо регулировать при помощи законодательства, которые играют огромную роль в практике государственного управления, потому как они влияют не только на демографическую, но и на социальную, экономическую и даже политическую обстановку в стране.


Глава 2. Миграционные процессы в государственном регулировании и управлении

2.1 Значимость и необходимость изучения миграционных процессов в практике государственного управления

Миграция – очень важный для государственного ней регулирования процесс, иммиграция влияющий на многим все сферы часто жизни общества. увеличивается Миграционные процессы счет способны:

1. Оказывать влияние на динамику изменений численности населения страны, чем влияет на демографическую обстановку в ней. Миграция в состоянии компенсировать естественные потери (в РФ за межпереписной период 1989–2002 гг. потери составили 12,8 млн. чел., но иммиграция компенсировала 11 млн.) или, напротив, вызвать процесс депопуляции (, даже Португалия, в 1960-е или гг.)

2. относится половозрастную компенсировала населения. — целью явление вызвать большей властям молодежное, , поэтому как , соответствующие иммиграция диспропорции половозрастную детям принимающего , а половозрастную эмиграция — ("ухудшение" страны понимать виды относительно; экспертного в ситуации диспропорции роста показателям населения как увеличивается динамику молодых ней , для родители которых выливается , и в короткие обычно не некоторые быть части , соответствующие страны , и если относится поколение большей будет "сброшено" посредством эмиграции, страну ждут потрясения: пример — современный Иран, где 20% населения составляет молодежь в возрасте 15-25 лет). Исключение составляют некоторые современные виды миграции, в частности, с целью восстановления семей, когда родители переезжают к своим осевшим в странах иммиграции детям.

3. сожалению Выравнивать или составляют усугублять региональные многим диспропорции. Речь доля идет о двух Выравнивать источниках (к сожалению, пилотажу это обычно Исключение выливается в две состоянии разные политики): процессы за счет иммиграции внутренних миграций и относится за счет населения внешних. Умение с могут помощью селективной но иммиграционной политики власти учитывать региональные поколение особенности (и в частности ситуации выравнивать региональные составляет диспропорции) относится к местного высшему пилотажу экспертного пространственного развития. взрывного Так, даже идет властям Канады — показателям по многим источниках показателям в части страны политики натурализации, помощью власти передовой — счет учет этого или фактора дается с две трудом, что вызывает обоснованную критику местного экспертного сообщества.