Файл: Исследование и диагностика конфликта (Понятие конфликта. Типы конфликтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, по результатам анализа таблицы 3 можно сказать, что

у лиц с высоким уровнем конфликтоустойчивости (4 человека) выявлены

следующие стратегии разрешения конфликта:

«Сова» - 3 человека; «Медвежонок» - 1 человек.

У испытуемых со средним уровнем конфликтоустойчивости (6 человек): «Сова» - 1 человек, «Лиса» - 2 человека, «Черепаха» - 3 человека.

У испытуемых с уровнем выраженной конфликтности (8 человек) выявлены такие стратегии: «Лиса» - 3человека, «Межвежонок» - 3 человека; «Сова» - 2 человека.

У лиц с высоким уровнем конфликтности (2 человека) выявлена только стратегия «Акула» - 2 человека.

Следовательно, исходя из предыдущего анализа можно сделать следующие выводы.

Для лиц с высоким уровнем конфликтности наиболее характерна стратегия «Акула» - силовая стратегия.

При уровне выраженной конфликтности люди чаще всего выбирают стратегии: «Лиса» - стратегия компромисса, «Медвежонок» - стратегия сглаживания острых углов и «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации.

Для людей со средним уровнем конфликтоустойчивости характерны стратегии: «Черепаха» - стратегия ухода под панцирь и «Лиса» - стратегия компромисса, и в меньшей - «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации.

Лица с высоким уровнем конфликтоустойчивости чаще всего выбрают стратегию разрешения конфликта «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации, реже - стратегию «Медвежонок» - стратегия сглаживания острых углов.

Таким образом, наша гипотеза о том, что в конфликтных ситуациях люди в зависимости от своих психологических особенностей, в данном случае устойчивости к конфликтам, выбирают различные стратегии конфликтного поведения, доказана экспериментально.

Заключение

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов.

Конфликты бывают весьма разнообразными, и их можно классифицировать по различным признакам.

Внутриличностный конфликт может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.


Межличностный конфликт – открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы.

Межгрупповой конфликт - конфликт между группами, например, между профсоюзом и администрацией.

Способы или тактики улаживания конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации. Однако все они могут быть сведены к следующим четырем основным:

1) тактика ухода, или избегания конфликта;

2) силовое подавление, или метод насилия;

3) метод односторонних уступок или приспособления;

4) тактика компромисса или сотрудничества.

Целью эмпирического исследования являлось практическое изучение способов разрешения конфликтов.

Базой исследования являлась средняя школа № 71, ученики 11 класса; возраст 17 лет. Объем выборки составлял 20 человек.

Методы исследования: анализ литературы, обобщение теоретических данных, анкетирование, опрос (Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам; Доминирующие стратегии конфликтного поведения).

Следовательно, исходя из анализа эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

Для лиц с высоким уровнем конфликтности наиболее характерна стратегия «Акула».

При уровне выраженной конфликтности люди чаще всего выбирают стратегии «Лиса», «Межвежонок» и «Сова».

Для людей со средним уровнем конфликтоустойчивости характерны стратегии «Черепаха» и «Лиса», и в меньшей - «Сова».

Лица с высоким уровнем конфликтоустойчивости чаще всего выбрают стратегию разрешения конфликта «Сова», реже - стратегию «Медвежонок».

Таким образом, гипотеза исследования о том, что в конфликтных ситуациях люди в зависимости от своих психологических особенностей выбирают различные стратегии конфликтного поведения, доказана экспериментально.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Социальная психология 

раздел психологии, изучающий человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в группах, в частности в семье, в школе, в коллективах. 

2

Социальное окружение

макро- и микросреда, с которой прямо или опосредованно взаимодействует индивид.

3

Конфликтология

дисциплина, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

4

Личность

это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающему и наделённый индивидуально-психологическими особенностями.

5

Конфликт

это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.

6

Конфликтность

свойство личности, которое отражает частоту ее вступления в межличностные конфликты.

7

Конфликтная личность

акцентуированная личность, стремящаяся к разрешению противоречий жизнедеятельности и взаимодействия с помощью конфликтных действий.

8

Межличностные отношения

субъективно переживаемая связь между людьми

9

Межличностный конфликт

открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

10

Внутриличностный конфликт

состояние неудовлетворенности человека каким-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.


Список использованных источников

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М: Аспект Пресс, 2000. - 375 с.
  2. Доминирующие стратегии конфликтного поведения (метафорический вариант) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - с. 208-210.
  3. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций / Д.П. Зеркин. - Ростов-н/Д: Феникс, 1998. – 480 с.
  4. Игнатьева, А.А. Как урегулировать конфликты в организации: советы зарубежных конфликтологов отечественным менеджерам / А.А. Игнатьева, Е.И. Степанов // Журнал “Прикладная психология”, № 4. 1998. – с. 12-24.
  5. Козлов, А.С. Процедурная помощь в разрешении конфликтов / А.С. Козлов // Журнал “Прикладная психология”, № 4. 1998. – с. 23-29.
  6. Конфликтология. Учебное пособие. / Буртовая Е.В. (сост.). – М.: Академия, 2002. – 429 с.
  7. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.
  8. Лукашонок, О.Н. Конфликтологический этюд для учителя / О.Н. Лукашонок, Н.Е. Щуркова. – М.: Университетское, 1998. – 80 с.
  9. Марасин, В.В. 56 полюсов поведения. - Донецк, 1997. – 416 с.
  10. Петровский А.В. Психология. Словарь / под общ. ред. А.Н. Маслова. – М.: Знание, 1990. – 494 с.
  11. Скотт, Д. Конфликты. Пути их преодоления / Д. Скотт. – Киев, 1991. – 542 с.
  12. Социальная психология / Под ред. А.Л.Журавлева. – М.: Знание, 2006. – 563 с.
  13. Социальная психология: Учебник / Под ред. В.Н. Медведева. – СПб.: Питер, 2004. – 347 с.
  14. Социальная психология: Учебно-методическое пособие / Автор-составитель Лесив-Иванова Л.Н. – Мн.: Амалфея, 2002. – 427 с.
  15. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.
  16. Словарь психологии и социологии / Сост. кол. Авторов. – М.: Академия, 2003. – 853 с.
  17. Фишер, Р. Путь к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри. - М.: МГУ, 1992. – 423 с.
  18. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. – Мн.: Высшая школа, 1997. – 288 с.
  19. Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - с.211-212.

Приложение 1

Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам


Назначение теста

Диагностика уровня устойчивости к конфликтам.

Инструкция к тесту

Оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных слева свойств.

1

Уклоняюсь от спора.

Рвусь в спор.

2

Отношусь к конкуренту без предвзятости.

Подозрителен.

3

Имею адекватную самооценку.

Имею завышенную самооценку.

4

Прислушиваюсь к мнению других.

Не принимаю иных мнений.

5

Не поддаюсь провокации, не завожусь.

Легко завожусь

6

Уступаю в споре, иду на компромисс.

Не уступаю в споре: победа или поражение.

7

Если взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины.

Если взрываюсь, то считаю, что без этого нельзя.

8

Выдерживаю корректный тон в споре, тактичность.

Допускаю тон, не терпящий возражений, бестактность.

9

Считаю, что в споре не надо демонстри ровать свои эмоции.

Считаю, что в споре нужно проявить сильный характер.

10

Считаю, что спор - крайняя форма разре шения конфликта.

Считаю, что спор необходим для разрешения конфликта.

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте общую сумму баллов.

Уровни устойчивости к конфликтам соответствуют следующим показателям:

  • 40-50 - высокий уровень конфликтоустойчивости;
  • 30-39 - средний уровень конфликтоустойчивости;
  • 20-29 - уровень выраженной конфликтности;
  • 19 и менее - высокий уровень конфликтности.

приложение 2

Доминирующие стратегии конфликтного поведения (метафорический вариант)

Назначение теста

Использование диагностического материала в форме метафор (поговорки, устоявшиеся истины) нацелено на снижение стереотипов, самоидеализации, квазиответов. Данная методика ориентирована на выявление наиболее распространенных стратегий в конфликтных ситуациях: стратегию достижения эгоцентричных (личных) целей и стратегию сохранения благоприятных межличностных отношений. По соотношению этих двух стратегий в данной методике выделено пять метафорических стратегий.


Инструкция к тесту

Сейчас вам будет дано необычное задание. Оно заключается в оценке степени использования предложенных поговорок в своей поведенческой практике. В ходе работы следует придерживаться правила: не существует плохих или хороших ответов, а существуют реальные, наиболее употребляемые в тех или иных жизненных ситуациях.

Следуя этому правилу, в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте один из трех ответов: “да” или “+”; “нет” или “-”; “трудно сказать” или “+/-”. К последней форме ответа старайтесь прибегать в исключительных случаях. Порядок заполнения построчный, слева направо.

Тестовый материал

  1. Худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Если вы не можете заставить другого сделать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
  3. Мягко стелет, да жестко спать.
  4. Рука руку моет (почеши мне спину, а я тебе почешу).
  5. Ум хорошо, а два лучше.
  6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
  7. Кто сильнее, тот и правее.
  8. Не подмажешь - не поедешь.
  9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.
  10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
  11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
  12. Слово “победа” четко написано только на спинах врагов.
  13. Убивай врагов своей добротой.
  14. Честная сделка не вызывает ссоры.
  15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
  16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
  17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
  18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
  19. Ты - мне, я - тебе.
  20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
  21. Кто спорит - ни гроша не стоит.
  22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.
  23. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое - ни одной.
  24. Кто дарит, друзей наживает.
  25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  26. Лучший способ решать конфликты - избегать их.
  27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  28. Кротость торжествует над гневом.
  29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
  30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
  31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
  32. В этом мире есть только две породы людей - победители и побежденные.
  33. Если в тебя швырнули камень, брось в ответ кусок ваты.
  34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.
  35. Копай и копай без устали и докопаешься до истины.

Обработка и интерпретация результатов теста