Файл: Исследование и диагностика конфликта (Понятие конфликта. Типы конфликтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных.

Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научных исследований. Люди, методом проб и ошибок находили необходимые средства и способы устранения последних.

Со временем менялись условия жизни, видоизменялись конфликты.

Лучшие умы человечества стали пытаться создать теоретические модели бесконфликтного общества и воплотить их в реальную жизнь.

В наше время проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает особую актуальность. Жизнь современного человека перегружена сложными ситуациями, требующими умения разрешать многочисленные противоречия между людьми. В связи с этим возникает все большая потребность в изучении и систематическом анализе конфликтных отношений. Проблема эффективного разрешения конфликтов важна не только в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является необходимой составляющей успешного взаимодействия между людьми.

На сегодняшний день, несомненным остается одно - тема конфликтов, и в частности межличностных, является практически неисчерпаемой. Это одна из тех тем, которую можно назвать: «Бессмертная»…

Все вышесказанное и объясняет актуальность темы нашего исследования «Исследование и диагностика конфликта».

Целью настоящего исследования является теоретическое и эмпирическое изучение способов разрешения конфликтов.

Объект исследования: конфликт как психологическое явление.

Предмет исследования: способы разрешения конфликтов.

Гипотеза исследования: в конфликтных ситуациях люди в зависимости от своих психологических особенностей выбирают различные стратегии конфликтного поведения.

База исследования: средняя школа № 71, ученики 11 класса; возраст 17 лет. Объем выборки составляет 20 человек.

Методы исследования: анализ литературы, обобщение теоретических данных, анкетирование, опрос (Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам; Доминирующие стратегии конфликтного поведения)

Основная часть


1. Теоретические аспекты изучения способов разрешения конфликтов

1.1. Понятие конфликта. Типы конфликтов

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций и взглядов субъектов взаимодействия. Конфликт непосредственно связан с осознанием людьми противоречий своих интересов с интересами других. Обостренные противоречия могут порождать, как открытые, так и закрытые формы конфликтов. Противоречия пронизывают все сферы жизни людей - экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает, так называемые «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт. Большинство социологов склонны считать, что невозможно существование общества без конфликтов, в связи с тем, что именно конфликт является источником происходящих в обществе изменений, делает социальные отношения более мобильными. Под воздействием конфликтов общество преобразовывается. И чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на социальные процессы в обществе. Конфликт, понимаемый как конкуренция, поощряет творчество, инновации и, в конечном счете, содействует прогрессу. Социология конфликта исходит из того, что конфликт - это нормальное явление общественной жизни, в целом даже полезное и нужное. Общество, властные структуры и отдельные люди возможно будут достигать более эффективных результатов в своих действиях, если не будут закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, а будут следовать определенным правилам, направленным на их урегулирование.

Хочется отметить, что исследования конфликта уходят корнями в глубокую древность. Еще китайские философы в VII-VI вв. до н.э. видели источник развития, как природы, так и общества в целом в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Большое внимание исследованию конфликтов уделял Н. Макиавелли. В своих работах, посвященных римской истории, он рассматривал конфликты разного уровня и отмечал их положительную роль в общественном развитии. Однако более основательно конфликт был рассмотрен А. Смитом. В 1776 г. вышла его работа «Исследования о природе и причинах богатства народов», в которой предполагалось, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними [1, c. 123]. А конфликт так же рассматривался, как движущая сила развития общества в целом. Немалый вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. Одной из причин возникновения последних он считал социальную поляризацию между «накоплением богатства» и «привязанным к труду классом». Уже в прошлом веке многие мыслители исходили из того, что конфликт - это реальность и неизбежное явление в жизни общества, стимул социального развития. Этих взглядов придерживались и немецкий социолог М. Вебер, и австрийский социолог Л. Гумплович и др. В свою очередь К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали социальные конфликты с позиций исторического материализма. Они считали, что последние порождаются, прежде всего, социальным неравенством людей и проявляются в классовой борьбе. Критики же марксизма отмечают, что проблема конфликта в марксизме не получила всестороннего обоснования, так как конфликты рассматривались этим учением исключительно, как столкновение между классами-антагонистами. Известны и другие объяснения социальных конфликтов. Например, немецкий мыслитель Г. Зиммель определял конфликт не только, как форму разногласий, но и как социализирующую силу, которая способна объединять противоборствующие стороны. Г. Зиммель писал: «конфликт очищает воздух», - и возможно, он был в чем-то прав. Свое дальнейшее теоретическое обоснование проблема конфликта получила в XX в.


При этом теория конфликта противостоит теории структурно-функционального анализа общества [3, c. 15]. Представители функционализма придерживаются бесконфликтной модели общества. Согласно их взглядам, общество представляет собой «систему», единство и жизнедеятельность которой обеспечиваются благодаря функциональному взаимодействию ее составных частей, таких как государство, политические партии, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, семья и т.д. Исходя из их идеи, в качестве решающего средства, обеспечивающего социальное «единство», выступает наличие у членов общества единых ценностей. Это могут быть и правовые установки, и нравственные нормы, и религиозные заповеди.

В середине XX в. в социологии оформилось направление, которое всесторонне и глубоко занялось исследованием социальных конфликтов. Вопрос о конфликте, как норме социальных отношений, был проанализирован в работах Л.Козера, Р.Дарендорфа, Л.Крисберга, а так же и других представителей того направления в социологии, которое в последствии получило название – «социология конфликта».

Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов двух или более людей, а также это вид противоречия, который может привести, как к развитию деятельности организации, так и к ее угасанию. В конфликтах человек может вести себя как агрессивное существо [4, c. 19].

Зачастую люди имеют личные или связанные с работой проблемы, перерастающие в конфликты, которые, в свою очередь, могут повлиять на выполнение ими работы. Важным аспектом во взаимодействии с персоналом выступает умение управлять конфликтами на предприятии, которые возникают в процессе взаимодействия, общения людей между собой.

Современная точка зрения на конфликты состоит в том, что многие из них не только допустимы, но даже и желательны, поскольку дают непосредственно информацию, как о проблемах, так и об имеющихся различных точках зрения на какие-либо события.

Конфликты могут иметь, как позитивные, так и негативные последствия. К позитивным последствиям конфликта можно отнести: решение проблемы способом, приемлемым для всех сторон; укрепление взаимопонимания, сплоченности, сотрудничества. Так же конфликты могут способствовать повышению активности и мотивации в работе, росту квалификации и любознательности, появлению новых идей, росту способности к изменениям. Ведь живя совершенно без конфликтов, проблем, переживаний человек может просто остановиться в своем развитии. Поэтому конфликты, в зависимости от ситуации, следует не подавлять, а регулировать.


Как отмечалось выше, конфликты имееют и дисфункциональные (негативные) последствия, такие как: неудовлетворенность, ухудшение морально-психологического климата, сворачивание сотрудничества, рост текучести кадров, снижение производительности, нарастание враждебности.

В конфликтной ситуации можно выявить субъекты конфликта и объект конфликта. К субъектам межличностного конфликта относятся участники, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица. Объектом межличностного конфликта считают то, на что направлен конфликт, то, на что претендуют его участники. Это непосредственно та цель, к достижению которой стремится каждая из противоборствующих сторон. 

Ниже мы рассмотрим четыре основных типа конфликта. Однако стоит заметить, что нередко могут встречаться и конфликты смешанного типа.

Внутриличностный конфликт – это состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами жизни, связанное с наличием противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

Данный тип конфликта может принимать различные формы. Наиболее распространенной из них является форма ролевого конфликта. Суть его заключается в том, что одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями самого человека. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости людьми своей работой, малой уверенностью в себе и непосредственно в организации, а также с имеющими место быть стрессами.

Межгрупповой конфликт - это конфликт, который может возникнуть, как между группами людей, так и между отдельными представителями этих групп, воспринимающими друг друга и себя, как членов разных групп. Один из примеров межгруппового конфликта - конфликт между профсоюзом и администрацией.

Конфликт между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой так же может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, которая будет отличаться от позиций группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема продаж, большинство сотрудников будут считать, что этого можно добиться путем снижения цены на товар, а кто-нибудь один будет убежден, что такая тактика, наоборот, приведёт к уменьшению прибыли. В данном случае человека, мнение которого отличается от мнения группы, можно рассматривать, как источник конфликта.


Межличностный конфликт. Это самый распространённый тип конфликта, который проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий в виде противоположных взглядов и целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы, и это нормально. А возникающие при этом конфликты представляют собой не что иное, как реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного человека представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка.

Однако индивиды могут сталкиваться в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, так же общества в целом. В таких межличностных конфликтах возможности нахождения компромиссов во многом будут определяться конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

1.2. Разрешение конфликтов

Если говорить о разрешении конфликтных ситуаций, то в первую очередь хочется отметить, что способы или тактики улаживания конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации. Однако все они могут быть сведены к четырем основным:

1) тактика ухода, или избегания конфликта;

2) силовое подавление, или метод насилия;

3) метод односторонних уступок или приспособления;

4) тактика компромисса или сотрудничества.

Как мы видим - за основание в этой классификации тактик управления конфликтом берется степень готовности конфликтующих сторон пойти навстречу друг другу в возникшем противоборстве.

Ниже мы рассмотрим каждую из этих тактик более детально, выделяя положительные и отрицательные моменты различных способов.

1.2.1. Тактики “выигрыш — проигрыш” - тактика избегания конфликта и метод насилия

Тактика избегания конфликта или тактика ухода