Файл: Исследование и диагностика конфликта (Понятие конфликта. Типы конфликтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таково основное содержание тактики взаимовыгодного сотрудничества, которая признается наукой в качестве наиболее эффективного способа регулирования конфликта.

1.2.3. Тактика скрытых действий и проблема "цены конфликта"

При анализе вопроса управления конфликтом большинство исследователей подчеркивают достаточно “высокую цену” его успешного разрешения. Эта высокая цена конструктивного разрешения конфликта обнаруживается при ее сравнении с негативными итогами неразрешенного конфликта. Так, результаты межличностного или межгруппового конфликта можно характеризовать следующим образом.

Неудача в разрешении конфликта имеет результат, который выражается такими психологическими категориями, как: тревога, беспомощность, смятение, одиночество, развал, поляризация, высокое кровяное давление, стресс.

И напротив, успешное урегулирование конфликта приводит к ситуации, которая оценивается совсем в других терминах, таких, как: покой, веселье, кипучая энергия, счастье, открытость, эффективность, ощущение силы, радость общения, чувство успеха, ощущение расширения возможностей, чувство локтя, перемены, рост положительных личных качеств, мир, расслабление, крепкое здоровье, спокойный сон.

Но негативные последствия конфликтов могут быть, конечно, и не только психологическими, но и социальными, неся с собой потери, как материальных, так и человеческих ресурсов. Особенно разрушительными могут быть последствия крупномасштабных конфликтов, таких, как массовые митинги и демонстрации протеста, забастовки, восстания, революции и войны. Причем тот или иной результат конфликта во многом зависит от способа его разрешения. Как уже отмечалось выше, наиболее надежным путем к позитивному результату является тактика взаимовыгодного сотрудничества, компромисса, переговоров [18, c. 176].

Конечно, при этом не следует забывать, что в конфликте большую роль играют не только рациональные, но и иррациональные факторы. Конфликт часто сопровождается разгулом эмоций и высоким накалом страстей. Под их влиянием конфликтующие стороны нередко используют такие средства достижения желаемого результата, которые могут противоречить общепринятым нормам человеческой нравственности. Концентрированным выражением негативных приемов разрешения социальных противоречий является так называемый метод скрытых действий, или действий исподтишка. Использование этой тактики часто ведет к разрушительным последствиям.


В рамках этого метода используются такие средства, как подкуп, обман, создание искусственных помех в деятельности, заговоры, интриги и другие подобные способы.

Благоприятной социальной средой для применения этой тактики являются низкий уровень управленческой, политической и обшей культуры, а также кризисное состояние общества в целом.

Использование этого способа поведения в конфликтной ситуации имеет и некоторые другие предпосылки, к их числу можно отнести следующие [14, c. 147]:

1) стремление сторон скрыть свое участие в развертывающейся борьбе по психологическим, экономическим или другим соображениям;

2) заведомое силовое неравенство сторон, повышенный риск для слабой стороны в случае ее открытого участия в конфликте.

Рискованность применения этого метода состоит в том, что он таит в себе опасность негативных последствий в условиях, когда тайное становится явным. В этом случае бывает трудно избежать резкого падения престижа той или иной стороны конфликта, актов протеста или возмездия.

1.2.4. Результаты управления конфликтом

Наиболее убедительным свидетельством эффективности применения, как общих стратегических принципов, так и конкретных тактик регулирования конфликтов служат реальные результаты. Результаты управления конфликтом могут быть двух родов: 1) позитивные, или конструктивные, 2) негативные, или деструктивные.

Позитивный, или конструктивный результат успешно разрешенного конфликта может быть выражен в: разрядке эмоциональной напряженности;

глубоком взаимопонимании сторон, их сближении, обеспечении информационно-связующего результата; росте производительности труда, стимуляции социальных изменений, прогресса; вскрытии имеющихся противоречий и определении путей их преодоления; увеличении возможностей переоценки прежних ценностей и норм; усилении взаимного доверия, терпимости членов данной группы, их сплоченности.

По мнению классика американской конфликтологии Льюиса Козера, именно эти позитивные функции конфликтов являются источником социального изменения и развития. Однако он считает что, эта социальная функция конфликта свободно реализуется только в условиях демократического, плюралистического общества. В обществах же недемократических, в условиях господства методов насилия конфликты приобретают характер конфронтации, вражды между группами и классами, служат источником разрушения социальных связей и даже самого общества, т.е. имеют преимущественно негативные последствия.


Эти негативные последствия конфликтов состоят в следующем:

  • чувстве неудовлетворенности, подавленности, депрессии, снижении активности, падении производительности труда, текучести кадров;
  • низкой степени сотрудничества, дистанцировании и отчуждении между конфликтующими сторонами;
  • утверждении “комплекса врага”, т.е. представлений о другой стороне как о враге;
  • тенденции к увеличению враждебности между сторонами по мере уменьшения сотрудничества;
  • сохранении возможности дальнейшей эскалации конфликта.

Эти негативные последствия конфликтов возможны и в демократических обществах, если в конфликтных ситуациях в силу тех или иных причин не используются соответствующие методы конфликтного управления.

Сопоставление двух полярных по своему характеру типов завершения конфликтной ситуации еще раз показывает высокую цену эффективного управления конфликтом, а также особое социальное и психологическое значение его своевременного предупреждения.

2. Эмпирическое исследование способов разрешения конфликтов

2.1. Организация и методики исследования

Целью эмпирического исследования является практическое изучение способов разрешения конфликтов.

Объект исследования: конфликт как психологическое явление.

Предмет исследования: способы разрешения конфликтов.

Гипотеза исследования: в конфликтных ситуациях люди в зависимости от своих психологических особенностей выбирают различные стратегии конфликтного поведения.

База исследования: средняя школа № 71, ученики 11 класса; возраст 17 лет. Объем выборки составляет 20 человек.

Методы исследования: анализ литературы, обобщение теоретических данных, анкетирование, опрос (Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам; Доминирующие стратегии конфликтного поведения)

В нашем исследовании приняли участие 20 человек. Все испытуемые девушки – учащиеся 11-х классов средней школы № 71. Гомогенность выбора объекта исследования обусловлена точностью показателей. Таким образом, конфликтное поведение и стратегии разрешения конфликтов, по нашему мнению, наиболее выпукло продемонстрированы на примере девушек - респонденток.


2.2. Анализ полученных результатов

Результаты исследования по методу экспресс-диагностики устойчивости к конфликтам помещены в таблицу 1.

Таблица 1. Уровни устойчивости к конфликтам

Уровни устойчивости к конфликтам

Количество человек

Процентное соотношение

высокий уровень конфликтоустойчивости

4

20%

средний уровень конфликтоустойчивости

6

30%

  • уровень выраженной конфликтности

8

40%

высокий уровень конфликтности

2

10%

Рис. 1. Уровни устойчивости к конфликтам

Таким образом, по результатам исследования 4 человека имеют высокий уровень конфликтоустойчивости, что соответствует 20% испытуемых.

6 человек имеют средний уровень конфликтоустойчивости, что соответствует 30 % испытуемых.

8 человек имеют уровень выраженной конфликтности, что соответствует 40 % испытуемых.

У 2 испытуемых выявлен высокий уровень конфликтности, что соответствует 10%.

Результаты исследования доминирующих стратегий конфликтного поведения размещены в таблице 2.

Таблица 2. Доминирующие стратегии конфликтного поведения

Доминирующие стратегии конфликтного поведения

Количество человек

Процентное соотношение

«Черепаха»

3

15%

«Акула»

2

10%

«Межвежонок»

4

20%

  • «Лиса»

5

25%

«Сова»

6

30%

Таким образом, по результатам исследования 3 человека по доминирующий стратегии конфликтного поведения относятся к типу «Черепаха», что соответствует 15% испытуемых.

Тип I. “Черепаха” - стратегия ухода под панцирь, то есть отказа, как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими.

2 человека относятся к типу «Акула», что соответствует 10 % испытуемых.

Тип II. “Акула” - силовая стратегия. Для приверженцев этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения - нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.


Рис. 2. Доминирующие стратегии конфликтного поведения

К типу стратегии конфликтного поведения «Межвежонок» относятся 4 человека (20% испытуемых).

Тип III. “Медвежонок” - стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели - нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями.

К типу «Лиса» относятся 5 человек (25% испытуемых).

Тип IV. “Лиса” - стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения; такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

К типу «Сова» относятся 6 человек (30% испытуемых).

Тип V. “Сова” - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Для выявления взаимосвязи между устойчивостью к конфликтам и доминирующей стратегии конфликтного поведения сопоставим полученные данные у каждого испытуемого (см. таблицу 3).

Таблица 3. Взаимосвязь устойчивости к конфликтам и доминирующей стратегии конфликтного поведения

Испытуемый

Уровень устойчивости к конфликтам

Доминирующая стратегия конфликтного поведения

1 Гурло Анна

высокий уровень конфликтности

«Акула»

2 Кравцова Карина

средний уровень конфликтоустойчивости

«Черепаха»

3 Лось Елена

средний уровень конфликтоустойчивости

«Черепаха»

4 Лукша Ольга

высокий уровень конфликтоустойчивости

«Сова»

5 Лысенко Фаина

уровень выраженной конфликтности

«Сова»

6 Махнач Татьяна

уровень выраженной конфликтности

«Межвежонок»

7 Мирович Елена

средний уровень конфликтоустойчивости

«Лиса»

8 Нефед Валентина

уровень выраженной конфликтности

«Сова»

9 Пестрак Арина

высокий уровень конфликтоустойчивости

«Межвежонок»

10 Прима Полина

высокий уровень конфликтоустойчивости

«Сова»

11 Рохленко Любовь

средний уровень конфликтоустойчивости

«Черепаха»

12 Сергеева Ирина

уровень выраженной конфликтности

«Межвежонок»

13 Стрельцова Марина

уровень выраженной конфликтности

«Межвежонок»

14 Суркова Юлия

высокий уровень конфликтности

«Акула»

15 Степанюк Снежана

уровень выраженной конфликтности

«Лиса»

16 Ушакова Анетта

уровень выраженной конфликтности

«Лиса»

17 Чумак Анна

высокий уровень конфликтоустойчивости

«Сова»

18 Шупенько Галина

средний уровень конфликтоустойчивости

«Лиса»

19 Юрченко Мария

средний уровень конфликтоустойчивости

«Сова»

20 Яскевич Алена

уровень выраженной конфликтности

«Лиса»