Файл: Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимым условием существования любой организации, вне зависимости от ее типа и специализации, выступает координация совместной деятельности работников для достижения поставленных целей. Данный процесс требует хорошо отлаженной системы приема, передачи и переработки информации. Для того, чтобы управленческие мероприятия были эффективными, а результат деятельности соответствовал ожиданиям руководства организации, необходима развитая система коммуникаций, которая будет способна обеспечивать синхронность и точность понимания передаваемой информации.

Теоретико-методологическими вопросами исследования взаимосвязи управления и коммуникаций занимались такие отечественные и зарубежные авторы, как Г. Астапова, А. Босак, В.А. Борисова, Г.Н. Бражникова, Г. Бобруль, Л.Г. Викулова, Н. Винер, Д. Вятченин, Г. Губерная, Ж.И. Гайчук, В.Н. Глумаков, Р. Дафт, И.М. Дзялошинский, В.Л. Доблаев, О. Еременко-Григоренко, И. Захаров, А.Б. Зверинцев, И. Иванова, Е. Ивченко, С. Ильяшенко, М. Кастельс, А. Кендюхов, С. Кремлева, Т. Крупяк, Дж. Лафта, А. Леоненков, Ю. Лысенко, Н. Морозова, М. Мескон, Б. Мильнер, О. Мельник, И. Никулина, А. Новиков, Т. Орлова, И. Пенькова, Г. Почепцов, В. Рева, Г. Рыжкова, Е. Суровцева, В. Спивак, И. Сименко, О. Федорович, В. Федотова, К. Шеннон, А. Шершнева, Н. Шпак, О. Шубин, А.И. Шарунов, которые систематизировали знания о системе управления коммуникациями, освещали проблемы снижения эффективности процесса коммуникации организаций, а также вопросы взаимодействия механизмов управления и коммуникаций. Теоретическую основу данной работы составили научные труды и публикации некоторых из вышеуказанных авторов, в которых изложены индивидуальные подходы и точки зрения на понятие коммуникативных процессов и их взаимосвязь с управлением организацией. Также были использованы материалы учебных пособий, которые в отличие от публикаций, содержат основные теоретические аспекты рассматриваемой темы работы.

В то же время, несмотря на большое количество работ как зарубежных, так и отечественных ученых по рассмотренной проблематике, необходимо отметить, что открытыми остаются вопросы анализа возможных способов принятия своевременных управленческих решений, критериев и методики оценки их эффективности, а также организационных подходов в процессе процесса коммуникаций. В условиях торговых организаций, а также организаций в сфере услуг, особого внимания заслуживают коммуникативные процессы непосредственно в самом коллективе.


В связи с этим, усовершенствование организационно-экономического механизма управления информацией и коммуникациями с использованием современных методов и подходов на решение существующих проблем позволит в значительной мере повысить эффективность деятельности предприятий. Именно вышеизложенным обусловлена актуальность темы исследования, а также цель и задачи.

В качестве объекта данной работы выступают особенности влияния процесса коммуникаций на эффективность управления организацией.

В качестве предмета данной курсовой работы выступает совокупность процессов, явлений, отношений, закономерностей, связей в области коммуникативных процессов и их влияния на управление организацией.

Целью данной работы является развитие теоретико-методологических основ исследования влияния процесса коммуникаций на эффективность управления организацией в современных условиях.

В соответствии с целью данной работы необходимо решение следующих задач:

1. Раскрыть основные теоретические аспекты влияния процесса коммуникаций на эффективность управления организацией;

2. Провести анализ влияния процесса коммуникаций на эффективность управления на примере OOO «Галири и К».

3. На основе данных, полученных в процессе анализа, предложить направления повышения эффективности использования коммуникативных процессов в управлении OOO «Галири и К».

Методологическую основу данной работы составили общетеоретические методы, методы сравнительного анализа, метод синтеза и анализа, метод толкования, метод систематизации и обобщения информации, метод логических умозаключений, математический метод, а также многие другие методы, которые позволили сделать определенные выводы и умозаключения на основе изучения огромного объема информации по теме исследования.

Данная работа содержит введение, в котором обозначены цель, задачи, объект и предмет работы, три главы, которые последовательно раскрывают тему работы, заключения, в котором содержатся основные выводы по работе, а также списка использованных источников, которые были использованы в процессе выполнения данной работы.

1. Основные теоретические аспекты влияния процесса коммуникаций на эффективность управления организацией


1.1. Понятие процесса коммуникаций и его основные этапы

Как показывает анализ теоретических источников, существует множество подходов к определению понятия «коммуникации» и «коммуникационный процесс».

В частности, Тишкина Т.В. отмечает, что «наиболее раннее представление о коммуникации исходит из ее линейного характера» [26, c. 4]. Согласно данному представлению под коммуникацией всегда следует понимать определенную последовательность событий: один индивид продумывает и посылает сообщение другому; другой индивид, принимая сообщение, реагирует на него адекватным образом.

Считаем, что обозначенное представление о коммуникации позволяет предположить, что конкретная информация на входе (вклад) закономерно приводит к соответствующему результату. Несмотря на определенную логичность этого представления о коммуникации, оно не позволяет объяснить данное явление полностью.

Сафина А.А. рассматривает коммуникации, как сложные, динамичные и воспроизводящиеся явления, которые могут рассматриваться как действие, взаимодействие и процесс [23, c. 5].

Вместе с тем особого внимания заслуживает подход, в соответствии с которым существует представление о коммуникации как о процессе, при котором взаимодействующие субъекты постоянно меняются ролями источника и получателя информации. Точное наблюдение о выполнении ролей отправителя и получателя информации в рамках взаимодействия позволяет обратить внимание на существование определенной зависимости изменения получателя информации под воздействием отправителя, и наоборот [27, c. 11].

Коммуникация как процесс является основой и порождает интерактивный эффект взаимодействия двух индивидов. Этот подход позволяет провес анализ и оценку адаптации участников взаимодействия друг другу во время коммуникации.

«Трансакционный» подход к пониманию коммуникации состоит в том, что принимаются в расчет все факторы, влияющие на изменение мотивации участников взаимодействия во время коммуникации [26, c. 5].

Следует согласиться с тем, что восприятие коммуникации как процесса более схематично, так как такой подход базируется на конкретном прогнозируемом эффекте от коммуникации.

Процесс коммуникации предполагает непосредственно посыл информации одним индивидом другому в процессе их взаимодействия. При этом каждое сообщение может передаваться с помощью вербальных и невербальных средств. Сложность и многоплановость коммуникации нашли отражение в различных определениях этого понятия и подходах к объяснению природы коммуникации.


В частности, Каймакова М.В. предлагает рассматривать коммуникативный процесс как «процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией» [11, с. 24].

Викулова Л.Г. указывает на то, что процесс коммуникации предполагает передачу информации с целью взаимодействия между различными субъектами коммуникации по разным каналам связи и при помощи различных коммуникативных средств [4, с. 14].

Непосредственно коммуникативный процесс включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов.

Шарунов А.И. указывает на то, что «психологическая специфика коммуникационного процесса, как функции управления многозначна и раскрывается с различных сторон:

– коммуникативное поведение руководителя (менеджера);

– коммуникативные явления в работе руководителя (менеджера);

– коммуникативные процессы, связанные с деятельностью руководителя (менеджера)» [4, c. 56].

Следует согласиться с мнением Щербатых Ю.В., который акцентирует внимание на том, что сам процесс коммуникации состоит из большого числа элементов и этапов [28, c. 78].

На рисунке 1.1 наглядно представлены эти элементы и их взаимосвязь.

Рис. 1.1. Элементы процесса коммуникации

Источник: [28, c. 78]

Деловые коммуникации - это сложная процедура взаимодействия и взаимосвязи, где идет деятельностный взаимообмен опытом и информацией с целью поиска и нахождения решения поставленной задачи или проблемы.

Деловые коммуникации в профессиональном секторе являются между людьми нелегким многоступенчатым процессом, в котором идет ориентация на определенные задачи и цели, а участники этого процесса находятся в официальном положении. Этические и профессиональные принципы и традиции определяют установку ограничений в деловом общении, т.е. его регламентированность.

Психологи вносят в деловой этикет 2 категории принципов:

1) Вертикальные. Этот принцип, который характеризует взаимоотношения подчиненного и руководителя.

2) Горизонтальные. Этот принцип распространяется на взаимоотношения между людьми внутри коллектива или одного профессионального статуса.

Специалисты-психологи советуют относиться к своим партнёрам и коллегам по работе дружелюбно и приветливо, даже если существуют какие-то личные антипатии 6, с 69.


Речь в деловом общении так же регламентируется некоторыми правилами, основанными на психологических, возрастных и социальных аспектах. То есть существуют некие механизмы этикета, которые могут помочь в различных рабочих ситуациях при благодарности, просьбе, приветствии и т.п. Такими механизмами могут являться выражения «добрый день», «позволите поинтересоваться», «будьте так добры», «раз с вами познакомиться» и другие.

Для общего сотрудничества и общей деятельности идет обмен конкретной информации между людьми, чем и обусловлены взаимоотношения между людьми в коллективе или с партнерами.

Психологи делят деловое общение на несколько стадий для благоприятного протекания: 2, с. 44

1 этап. Знакомство. На данном этапе осуществляется контактная установка между людьми, где каждый представляется друг другу.

2 этап. Осмысление ситуации и ориентировка.

3 этап. Обсуждение поставленной задачи.

4 этап. Поиск и нахождения решения задачи.

5 этап. Окончание контактного взаимодействия.

Взаимоотношения на службе должны исходить из общих интересов в деле, потребностей и запросов, началах на партнерстве и т.д. Такое деловое общение станет главной частью бизнеса, производственного и технологического процесса, при которой каждый будет увеличивать свою творческую и трудовую активность.

Рассмотрим деление деловых коммуникаций по способу информационного обмена.

1) Устное деловое общение

А) Диалогическое:

- дистанционный диалог;

- контактный «живой» диалог;

- пресс-конференция;

- совещание;

- дискуссия;

- интервью для телевидения, радио или печати;

- переговоры (разговор с целью нахождения единой точки зрения по какому-либо вопросу);

- деловая беседа (долговременный взаимообмен информацией с принятием итогового решения);

- деловой разговор (кратковременный взаимообмен информацией по конкретному вопросу).

Б) Монологическое:

- докладная речь;

- информационная речь;

- рекламная речь

- речь приветствия

2) Письменное деловое общение. Сюда можно включить различную документацию служебной основы. Это может быть доверенность, приказ, указание, распоряжение, решение, инструкция, положение, устав, договор, заявление, служебная записка, акт, справка, отчет, протокол, служебное письмо и др.

Коммуникации на невербальной основе и устная имеют очень важное значение в беседе непосредственного характера и при прямом контакте.

Неформальный (личный) и формальный (деловой) фрагменты любого общения сочетаются благодаря большому выбору методов общения и контактов на непосредственной основе. Таковыми являются телефонная передача информации и беседа.