Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для того, чтобы понять природу такого явления, как рыночная власть фирмы, выделим два основных, на наш взгляд, направления, в рамках которых оно развивается: ресурсный потенциал, интеллектуальный потенциал. Кроме того, в каждом из этих направлений выделим внутреннюю и внешнюю составляющие.

Внутренний интеллектуальный потенциал - знание, порождаемое и накапливаемое внутри фирмы, а также все, что непосредственно этому способствует. К этому же разделу относятся и навыки руководителей, их лидерские качества, дальновидность. Организационная структура - это тоже внутренний интеллектуальный потенциал. Именно внутреннее знание позволяет фирме осваивать, поддерживать и воспроизводить остальные составляющие рыночной власти.

Внешний интеллектуальный потенциал характеризуется существующими и будущими предпочтениями потребителей, их интересами, тенденциями моды. Это источник, на котором впоследствии организация будет выстраивать свою маркетинговую политику и создавать бренды. Внутренний ресурсный потенциал фирмы - это весь накопленный фирмой капитал. В него входят имеющиеся финансовые, производственные ресурсы, заключенные контракты (особенно долгосрочные), зарегистрированная интеллектуальная собственность (патенты, лицензии), освоенные технологии. Внутренний ресурсный потенциал определяет текущую силу организации, её способность отражать атаки конкурентов.

Внешний ресурсный потенциал отражает текущее положение фирмы на рынке. К этой части относится, в первую очередь, доля рынка, превышение цены продукции фирмы над ее себестоимостью, соотношение цен на рынке. Существующее конкурентное окружение, сила поставщиков, сила покупателей, уровень технологий, государственное регулирование и развитость законодательства. Именно эта составляющая рыночной власти больше всего уязвима и именно отсюда исходят самые опасные и непредсказуемые угрозы для организации.

Предложенный подход позволяет не просто представить рыночную власть, но и показать источники ее появления; показать, где и как она формируется и в чем проявляется на рынке. Одним из признаков рыночной власти является замещение рыночного механизма внутрифирменным. Так, заключение фирмой долгосрочных контрактов, создаваемые вертикальные ограничения — это ограничение рыночного пространства и замена его контрактными (фирменными) отношениями. В предложенной схеме такие действия будут означать переход ресурсов фирмы из внешних во внутренние.


Для того, чтобы фирма обладала рыночной властью, у нее должны
присутствовать все выше перечисленные составляющие.

Несбалансированность представленных направлений деятельности фирм говорит о нерациональном распределении ресурсов и нескоординированности действий. Отставание фирмой по какому-либо из направлений говорит о существующих угрозах ее дальнейшей деятельности. Заметное опережение - об излишнем и необоснованном расходовании ресурсов.

Соотношение составляющих рыночной власти может меняться в зависимости от типа отраслевой структуры, в которой действует фирма. Так для фирм, действующих на олигополистических рынках, вопрос о дифференциации продукции стоит менее актуально, чем для фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции.

Самой уязвимой частью рыночной власти фирмы являются внешние ресурсы. Однако, так как рыночная власть служит источником прибыли организациям, работающим на рынке, фирмы стремятся как можно сильнее защитить ее. Именно здесь, как правило, существует самая большая опасность оппортунистического и антиконкурентного поведения компаний, и, поэтому, эта область наиболее тщательно регулируется государством.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рыночная власть -многогранное понятие. Она имеет множество форм проявления и множество источников возникновения. Поэтому исследование и количественная оценка данного явления является достаточно сложной задачей, связано с расчетом, анализом и интерпретацией различных показателей, отражающих различные стороны этой категории.

Библиография:

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М, Анализ структур товарных рынков: экономическая теория и практика Рос-сии. ― М.: ТЕИС. 2014- с.87
  2. Гильмундинов В.М. Экономика отраслевых рынков. Ч. 1: Учеб. по-собие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. – 83 с.
  3. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / Под ред. М.И. Ли-боракиной. М.: Фонд "Институт экономики города", 2003. С. 28.
  4. Дегтярев, А.Н.; Максимов, В.А.; Аношин, В.В. Эволюция отраслевых рынков и нефтегазовый бизнес; Уфа: БашГУ, 2013. -с.54
  5. Делягин М. Мировой кризис. Общая Теория Глобализации. М.: 2013.
  6. Джуха В. М., Курицын А. В., Штапова И. С. Экономика отраслевых рынков; КноРус, 2012. С.87
  7. Кокорева О. Лицензирование товарных знаков и брендов.// Финансовый бизнес № 11-12,2012, с. 52.
  8. Лучко МЛ. Конкурентные стратегии транснациональных компаний в 90-е гг. XX - начале XXI в. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004. С. 131.
  9. Пахомова Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика гос-ударства: Учебник / Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер. – М.: ЗАО «Изда-тельство «Экономика», 2013. – с.91
  10. Розанова Н. М. Экономика отраслевых рынков. Практикум; Юрайт, 2013. - 496 c.
  11. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. Учебник. –М.: Инфра-М, 2016. – с.123
  12. Юсупова Г. Ф. Теория отраслевых рынков; Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – с.56