Файл: Правовые основы организации нотариата (Проблемы правового регулирования нотариата в России и пути их решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нотариат – это особая система органов, назначение которых состоит в совершении специальных, предусмотренных законом действий, направленных на закрепление бесспорных фактов и прав в целях придания им юридической достоверности.

Появление нотариальной функции вызвано развитием и расширением экономической деятельности, активным ростом гражданско-правовых отношений и потребностью в профессиональном составлении правовых актов, оказании юридической помощи населению. В дореволюционный период в России институт нотариата представлял собой орган публичной деятельности, управомоченный придавать публичное значение совершаемым им актам. В советский период нотариат понимался как система органов, совершающих нотариальные действия, а государственными органами считались соответствующие нотариальные конторы.

С принятием Основ законодательства Российской Федерации о нотариате российский нотариат вступил в новую фазу своего развития. Благодаря «Основам о нотариате» в России создан не бюджетный нотариат латинского типа, при котором нотариус, осуществляя нотариальную деятельность на принципе самофинансирования, выполняет публично-правовые функции под личную ответственность за совершение нотариальных действий и содержание нотариальной конторы.

Российский нотариат как субъект юридической помощи имеет дуалистическую природу, сочетающую публично-правовое и частноправовое начала. Он относится к нотариату латинского типа и представлен свободными (частными) и государственными нотариусами. Система нотариата – это совокупность нотариусов, их стажеров и помощников, а также объединений нотариусов. Организационное единство этой системы обеспечивается нотариальными палатами субъектов Российской Федерации, Федеральной нотариальной палатой и органами юстиции.

Право совершения отдельных нотариальных действий предоставлено и должностным лицам органов местного самоуправления. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение таких действий. Однако у этих лиц, как правило, более ограниченная компетенция либо более ограниченный масштаб деятельности, и, исходя из содержания ст. 1 Основ законодательства о нотариате, эти лица в систему нотариата не входят.

Нотариат выполняет общие (социальные: предупредительно-профилактическую, правореализационную, правоохранительную, фискальную) и специальные (содержательные: правоустановительную, юрисдикционную, удостоверительную) функции, основываясь на требованиях законности, гласности, сохранения профессиональной тайны, независимости, объективности, уважения прав и свобод личности.


Глава 2. Проблемы правового регулирования нотариата в России и пути их решения

2.1. Государственный и частный нотариат в России: проблемы и перспективы взаимодействия

На сегодняшний день нотариат – успешно функционирующий институт, который вносит важный вклад в развитие правового государства и общества. В принятых в 1993 г. «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате»[39] данный институт в нашей стране приобрел две организационные формы - государственную и частную - в чем многие специалисты видят определенное противоречие.

Существование в современной России параллельно двух систем нотариата - государственного и внебюджетного не соответствует используемому в странах латинского нотариата термину «свободный нотариус», то есть происходит смешение нотариальной деятельности с частной предпринимательской. Подобное положение в части остаточного существования государственного нотариата порождает ряд негативных последствий, считает Б.В. Шагиев: неприспособленность государственного нотариата к условиям современного гражданского оборота и рынка, незаинтересованность нотариусов государственных нотариальных контор в результатах своей работы, нерешенность вопроса об
имущественной ответственности государственных нотариусов, необходимость дополнительного бюджетного финансирования государственного нотариата[40].

Полагаем, что модель работы частного нотариата создает стимул для эффективного осуществления полномочий, поскольку он зависит от результатов своей деятельности (принцип самофинансирования) и несет, в том числе, и имущественную ответственность за некачественную работу. В такой системе личный интерес нотариуса сопряжен с общественным интересом, так как только при должной профессиональной подготовке нотариус может не только
удовлетворить свои финансовые интересы, но и оказывать квалифицированные услуги. Частно-практикующий (свободный) нотариус в общем и целом работает на благо общества и государства, поддерживая законность и стабильность общественных отношений, и в то же время его деятельность не ложится финансовым бременем на плечи государства. Сегодня преимущества частного нотариата стали очевидны: уменьшились очереди, изменилось отношение к посетителю и соблюдению законодательства, уменьшилось количество злоупотреблений должностным положением. Таким образом, повышение качества обслуживания и соблюдение законности постепенно образуют равновесный баланс интересов всех сторон: нотариуса, граждан и государства[41].


Государственный нотариат функционирует как традиционная бюрократическая структура. В такой системе нотариусы - это чиновники (агенты), которые получают заработную плату вне зависимости от результатов своей деятельности и не несут имущественной ответственности за нарушение норм права при се осуществлении, в отличие от частного нотариата. Следует отметить, что ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате[42] предусматривает, что нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству, несет ответственность в установленном законом порядке. Кроме определения субъектов ответственности за причиненный вред ГК РФ устанавливает также и органы, к которым предъявляются требования о возмещении убытков и которые выступают от имени государства и его субъектов при возмещении убытков. Таким органом согласно ст. 1069 ГК РФ является соответствующая казна: казна Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Отсутствие личной ответственности порождает халатное отношение к работе и приводит к значительному
снижению профессионального уровня нотариуса. Именно это является самой страшной бедой для гражданина, который из-за ошибок нотариуса может потерять все, что имеет, а возместить понесенные убытки не сможет. Иначе обстоит дело с негосударственным нотариатом. Основы законодательства о нотариате в ст. 17[43] устанавливают обязанность нотариуса, занимающегося частной практикой, умышленно разгласившего сведения о совершенном нотариальном действии или совершившего нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ, возместить причиненный вследствие этого ущерб[44].

Институт экономически независимого нотариата латинского типа является в странах с романо-германской системой права одним из гарантов стабильности гражданско-правовых отношений. Все его функции выполняют частные нотариусы, действующие по принципу латинского нотариата. Учитывая то, что Россия является членом Международного союза латинского нотариата, который объединяет 70 государств, необходимым видится плавный переход к подобной системе[45].

По последним данным, государственные нотариусы осуществляют свою деятельность лишь в малочисленных населенных пунктах, где необходимо оказывать правозащитную помощь гражданам, востребованность в которой не так велика, как в крупных мегаполисах страны. С другой стороны, необходимость института государственного нотариата видна невооруженным глазом. Ведь при искоренении данного института вряд ли у частных нотариусов возникнет заинтересованность в осуществлении правоприменительной и правозащитной деятельности в отдаленных местностях. Решением этого вопроса может послужить обязательный периодический выезд не государственных нотариусов близлежащего населенного пункта для оказания квалифицированной помощи.


2.2. Проблемы и перспективы юридической помощи нотариата в России

Проблемы и перспективы юридической помощи нотариата в России определяются как общими, так и специальными (юридическими) гарантиями, причем в значительной степени состоянием законодательства о нотариальной деятельности.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате[46] имеют немало погрешностей юридической техники: предусматривают должность нотариуса (тогда как он не является государственным служащим) и лицензию на право нотариальной деятельности (хотя нотариальная деятельность не подпадает под лицензионную), разграничивают нотариальную деятельность и профессиональную нотариальную деятельность, смешивают понятия «нотариальные действия» и «нотариальная деятельность», имеют некоторые иные неточности[47].

С принятием Основ законодательства о нотариате были отменены многие подзаконные акты, регулировавшие нотариальную деятельность. При этом, несмотря на значимость этих актов для нотариальной практики, взамен им новые нормативные предписания не созданы.

Кроме того, законодательно не установлены единые нотариальные тарифы, что порождает их различия и необоснованную «динамику» в разных субъектах Российской Федерации[48].

Сегодняшние реалии свидетельствуют о том, что для активного развития нотариата в России необходимо существенное изменение правовой основы его деятельности. Способствовать этому призван проект закона «О нотариате о нотариальной деятельности в Российской Федерации»[49]. Можно выделить следующие положения законопроекта, отвечающие интересам граждан и юридических лиц: введение ряда новых нотариальных действий и возложение на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, медиации и др.); расширение перечня нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов; освобождение от доказывания в судебном процессе обстоятельств, содержащихся в нотариально удостоверенном документе (при сохранении у лиц, участвующих в деле, права оспаривания такого документа); установление порядка хранения и обслуживания нотариальных архивов с отнесением их к федеральной собственности и некоторые иные[50].


Совершенствование нотариата как гаранта юридической помощи видится также в систематическом повышении нотариусами квалификации и уровня профессиональной культуры, в том числе при решении проблем тактичного отношения к гражданам и надлежащей организации работы нотариальной конторы.

Полагаем, указанные меры будут способствовать более действенному обеспечению нотариатом конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации.

Выводы

Существование в современной России параллельно двух систем нотариата - государственного и внебюджетного не соответствует используемому в странах латинского нотариата термину «свободный нотариус», то есть происходит смешение нотариальной деятельности с частной предпринимательской. Модель работы частного нотариата создает стимул для эффективного осуществления полномочий, поскольку он зависит от результатов своей деятельности (принцип самофинансирования) и несет, в том числе, и имущественную ответственность за некачественную работу.

К проблемам нотариата в России можно отнести:

1) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривают должность нотариуса, в то время, как он не является государственным служащим;

2) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривают лицензию на право нотариальной деятельности, хотя нотариальная деятельность не подпадает под лицензионную;

3) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате разграничивают нотариальную деятельность и профессиональную нотариальную деятельность, смешивают понятия «нотариальные действия» и «нотариальная деятельность»;

4) законодательно не установлены единые нотариальные тарифы, что порождает их различия и необоснованную «динамику» в разных субъектах Российской Федерации.

Для активного развития нотариата в России необходимо существенное изменение правовой основы его деятельности. Способствовать этому призван проект закона «О нотариате о нотариальной деятельности в Российской Федерации». Совершенствование нотариата как гаранта юридической помощи видится также в систематическом повышении нотариусами квалификации и уровня профессиональной культуры, в том числе при решении проблем тактичного отношения к гражданам и надлежащей организации работы нотариальной конторы.

Заключение