Файл: Правовые основы организации нотариата (Проблемы правового регулирования нотариата в России и пути их решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Нотариат как публично-правовой институт выполняет важнейшую функцию, обеспечивая защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации. Процесс становления нотариата в России заняло большое количество исторического времени. При этом зарождение отечественной нотариальной службы было обусловлено объективными причинами: необходимостью удостоверения, свидетельствования, подтверждения и правового закрепления собственности и документов. В каждом из исторических периодов в государственно-правовом развитии России нотариат выполнял присущие только для него задачи. Деятельность нотариусов сложна, многогранна и охватывает значительную
часть повседневной жизни участников гражданского оборота. Потребности
общества и государства в институте нотариата в настоящее время увеличиваются, а потому существенно меняется подход к правовому регулированию этой деятельности.

Целью работы является исследование правовых основ организации нотариата в России.

В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:

  • рассмотреть историю развития российского нотариата;
  • исследовать назначение и функции нотариата;
  • рассмотреть конституционно-законодательное регулирование нотариата;
  • рассмотреть проблемы и перспективы взаимодействия государственного и частного нотариата в России;
  • выявить проблемы правового регулирования нотариата и определить пути их решения.

Объектом исследования является нотариат как публично-правовой институт.

Предметом исследования являются правовое регулирование нотариата в России.

Аналитической базой обоснования концептуальных положений работы, обеспечения достоверности содержащихся в ней выводов и предложений явились нормативно-законодательные акты, материалы периодических изданий.

В ходе исследований применялись различные методы: логический анализ, системный подход, ретроспективный анализ и другие.

Научной и методической основой работы послужили законодательные и иные нормативные акты, работы отечественных ученых и специалистов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Глава 1. Правовое регулирование нотариата в России

1.1. История развития российского нотариата

С того момента, когда возникли материальные ценности, и особенно тогда, когда появились документы, которые могли доказать наличие и принадлежность собственности, появилась необходимость выполнения определенных действий, обеспечивающих их удостоверение, свидетельствование, подтверждение и правовое закрепление. Таким образом, появился нотариат, как особая система органов, назначение которых состоит в совершении специальных, предусмотренных законом действий, направленных на закрепление (удостоверение) бесспорных фактов и прав в целях придания им юридической достоверности[1].

В России взаимоотношения государства с нотариальными органами вплоть до XIX века не были урегулированы. Однако, начиная уже с середины XIX столетия, Российское законодательство различало предназначение действия нотариата от своего имени и от имени государства, а также характеризовало обязательство перед государством и лицами, которые к нему обратились. Решение реформировать всю систему нотариата стало необходимым следствием реформы судебной системы, оставление же ее в ее прежнем состоянии оказалось бы несовместимым с новой концепцией судоустройства, что и стало причиной реформации нотариата[2]. Идея радикальных преобразований нотариата была вызвана объективными причинами развития экономической и политической жизни России[3]. К апрелю 1866 г. было выработано «Положение о нотариальной части», обособившее и законодательно закрепившее наличие в России нотариата, его структуры, правового статуса, задач и компетенции[4].

Государственный Совет 15 ноября 1857 г. приступил к обсуждению проекта устава гражданского судопроизводства, при этом был поставлен вопрос, касающийся изъятия нотариальной части из ведомства судов. Однако вплоть до 1862 года основное внимание законодателя было сосредоточено на реформе судебной системы, а о нотариате речь шла лишь как об институте, который не вписывается в новую систему судоустройства. Мнение о том, что решение реформировать нотариат возникло несколько случайно[5], нам представляется ошибочным, на наш взгляд, необходимость в коренных преобразованиях была вызвана изменениями в политической, экономической и социальной жизни того времени. Общеизвестно, что к середине XIX столетия нотариальное дело стало привлекать не только государство, но и судебные учреждения, а также людей, заинтересованных в защите своих личных прав и интересов, и таким образом, возникла проблема определения принадлежности нотариусов к государственным служащим и оплаты их деятельности. Первоначальный проект «Положения» 1863 г. предполагал, что нотариусы считались государственными служащими, но без права на производство в чины и без права на пенсию. Государственный Совет же постановил считать нотариусов государственными служащими, не имеющими права на пенсию, тем не менее, таковые получали жалование как плату в свою пользу за свои действия, что основывалось на добровольном соглашении с лицом, которое к нотариусу обратилось[6].


Нотариусу как органу публичной власти и деятельности, который занимался от лица государства составлением и засвидетельствованием юридических актов, предоставлялось достаточно большое по объему количество правомочий, привилегий и, соответственно, обязанностей. За длительную службу более 35 лет нотариус имел право быть награжденным орденом св. Анны и Владимира. В то же время нотариус не мог быть присяжным заседателем или адвокатом, а право выбора места нотариальной конторы оставалось за ним самим. К обязанностям относилось внесение залога в окружной суд, размер которого определялся Министерством юстиции. О внесении залога нотариус получал расписку с подписью председателя и секретаря окружного суда. «Положение» обязывало всех нотариусов неукоснительным образом соблюдать наказы окружных судов, регулировавших распорядок и делопроизводство нотариальных работников, а также порядок ведения отчетности нотариуса. Округ нотариуса представлял собой территорию, на которую распространялась подсудность окружного суда, при котором нотариус состоял. В округ входила территория нескольких уездов, там же нотариусу определялось местонахождение его конторы.

Таким образом, появление нотариальной функции было вызвано развитием и расширением экономической деятельности, активным ростом гражданско-правовых отношений и потребностью в профессиональном составлении правовых актов, оказании юридической помощи населению[7]. Нотариальная деятельность развивалась и становилась неотъемлемой частью функционирования гражданско-правового оборота[8]. «Положение о нотариальной части» впервые на законодательном уровне четко и закрепило и сформулировало основные начала существования и деятельности российского нотариата, дав определение нотариальной тайне, нотариальному округу[9]. Впервые на законодательном уровне были установлены четкие формы всех нотариальных актов и правила их составления, что способствовало восполнению многочисленных пробелов, существовавших в нотариальной практике до принятия первых законодательных актов о нотариате[10].

Февральская демократическая революция 1917 г. не изменила систему нотариата, сложившуюся к началу XX столетия. И лишь последовавшая затем октябрьская революция 1917 г. изменила историческую традицию преемственности в деятельности российского нотариата. В результате отмены частной собственности существенно изменился правовой статус нотариата, поскольку в отношении большинства объектов гражданско-правовые сделки гражданами не заключались, его роль в жизни советского общества значительно снизилась, а со временем нотариальные конторы прекратили свою деятельность, и вовсе были ликвидированы. Часть нотариальных действий стали осуществлять отделы Советов. И только через четыре года, а именно 4 октября 1922 г. было принято Положение о государственном нотариате РСФСР. Новый нотариат стал институтом, призванным функционировать в условиях перехода от капитализма к социализму[11].


В 1923 г. было введено новое Положение о государственном нотариате, которое значительно расширило круг полномочий нотариальных контор и согласовало эти полномочия с предписаниями гражданского законодательства. Первым общесоюзным актом явилось постановление ЦИК и СНК СССР 14 мая 1926 г. «Об основных принципах организации государственного нотариата». На основе этого постановления были изданы положения о нотариате, действовавшие во всех союзных республиках[12].

Данное постановление возложило надзор и руководство нотариатом на Министерство юстиции СССР, назначение на должность и увольнение с таковой относилось к компетенции начальников управлений юстиции при областных (краевых) Советах депутатов трудящихся. Положение стало первым законодательным актом, который изъял нотариат из-под контроля судов, тогда как руководящими органами для нотариата стало Министерство юстиции и его подразделения[13].

Деятельность нотариусов оплачивалась государством, а для того, чтобы стать нотариусом нужно было юридическое образование и юридический стаж не менее трех лет. Нововведением нотариального законодательства советского государства стали Первые государственные нотариальные конторы, которые учреждались в республиканских, краевых, областных центрах. Они возглавлялись старшим нотариусом, могли совершать любые действия, среди которых основными являлись сложные дела. Деятельность нотариальных контор способствовала единству нотариальной практики, обобщения практики, которые проводились первыми нотариальными конторами, должны были быть доведены до сведения всех нотариусов края, области или автономной республики. Ко времени принятия крупного законодательного акта советского периода - Закона СССР «О государственном нотариате» в 1937 г. в СССР действовало свыше двух тысяч государственных нотариальных контор. Новый закон расширил количество исполнительных органов, которые руководят нотариальной деятельностью. На данном этапе развития нотариата еще был низок уровень обслуживания населения, не уделялось должное внимание к рассмотрению заявлений и жалоб граждан на деятельность нотариальных контор. Нотариат в классическом виде в Российской Федерации был возрожден в 1993 г. С принятием Основ законодательства РФ о нотариате открылась возможность существования нотариусов, занимающихся частной практикой. Государственный нотариат в Российской Федерации по характеру задач и функции не отличается от классического нотариата[14].


Тем не менее, отличия государственного нотариуса от частного заключаются в организации его деятельности, поскольку государственные нотариусы не несут полной материальной ответственности за законность совершаемых нотариальных действий. Они находятся на бюджетном финансировании, не заинтересованы напрямую в обслуживании большего числа клиентов. Развиваясь в России как институт гражданского общества, нотариат выполняет свои функции самостоятельно. В то же время он является инструментом публичной власти. В такой ситуации необходим баланс интересов общества, государства и института нотариата как уполномоченного государством института предупреждения нарушений при реализации гражданских прав[15].

С момента принятия и введения в действие «Основ о нотариате» [16] прошло более 20 лет. За этот период благодаря «Основам о нотариате» в России создан не бюджетный нотариат латинского типа, при котором нотариус, осуществляя нотариальную деятельность на принципе самофинансирования, выполняет публично-правовые функции под личную ответственность за совершение нотариальных действий и содержание нотариальной конторы[17]. Сформировавшаяся система нотариата была взята за основу построения деятельности других профессиональных сообществ: адвокатов, арбитражных управляющих, оценщиков, страховщиков. Таким образом, практически полностью решены проблемы по удовлетворению потребностей участников гражданских правоотношений в нотариальных услугах[18].

1.2. Назначение и функции нотариата

В литературе предлагается немало определений нотариата, основанных на обозначении обязанностей и направлений деятельности нотариусов. В нормативных правовых актах определение нотариата не дается. Однако законодательно зафиксирован ряд его признаков: нотариат призван осуществлять защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц; эта защита обеспечивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации[19], конституциями (уставами) субъектов РФ и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате[20]; нотариальные действия от имени Российской Федерации совершают нотариусы в предусмотренных в законодательных актах формах[21].