Файл: Правовые основы организации нотариата (Проблемы правового регулирования нотариата в России и пути их решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российский нотариат как субъект юридической помощи имеет дуалистическую природу, сочетающую публично-правовое и частноправовое начала. Он относится к нотариату латинского типа и представлен свободными (частными) и государственными нотариусами. Систему нотариата следует рассматривать как совокупность нотариусов, их стажеров и помощников, а также объединений нотариусов. Организационное единство этой системы обеспечивается нотариальными палатами субъектов Российской Федерации, Федеральной нотариальной палатой и органами юстиции[22].

Право совершения отдельных нотариальных действий предоставлено и должностным лицам органов местного самоуправления. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение таких действий. Однако у этих лиц, как правило, более ограниченная компетенция либо более ограниченный масштаб деятельности, и, исходя из содержания ст. 1 Основ законодательства о нотариате[23], эти лица в систему нотариата не входят.

Нотариальные палаты непосредственно не оказывают юридическую помощь гражданам и юридическим лицам, но влияют на совершение нотариальных действий, способствуя организации нотариальной деятельности, обеспечивая и контролируя ее качество[24].

Нотариат выполняет общие (социальные: предупредительно-профилактическую, правореализационную, правоохранительную, фискальную) и специальные (содержательные: правоустановительную, юрисдикционную, удостоверительную) функции[25], основываясь на требованиях законности, гласности, сохранения профессиональной тайны, независимости, объективности, уважения прав и свобод личности. Специальные функции выражают направления оказания физическим и юридическим лицам правовой помощи путем совершения различных нотариальных действий.

Правоохранительная функция института российского нотариата отражает его место как публично-правового института, который обеспечивает законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота, снижая уровень как гражданских, так и уголовных правонарушений. В рамках правоохранительной функции нотариат с помощью присущих ему правовых средств решает целый ряд задач: снижает уровень криминальности в гражданском обороте; облегчает раскрытие преступлений; способствует снижению уровня преступности; обеспечивает юридическую безопасность физических и юридических лиц. Отметим, что в силу своего публично-правового характера, жесткой процедурной урегулированности порядка совершения нотариальных действий, необходимости оценки целого ряда юридически значимых фактов (прежде чем будет совершено нотариальное действие), нотариат является одним из эффективных средств снижения количества правонарушений в сфере собственности. Таким образом, правоохранительная форма правовой деятельности нотариата – это конкретное проявление такой деятельности, обеспечивающее правомерность юридических действий участников гражданского оборота, в отношении которых совершается нотариальное действие, и непосредственно исполнение, использование и соблюдение требований правовых норм самим нотариусом в процессе осуществления своих полномочий, препятствующая тем самым либо минимизирующая негативные последствия правонарушений[26].


Представляется целесообразным отметить, что в дореволюционной отечественной литературе институт российского нотариата характеризовался как орган публичной деятельности, управомоченный придавать публичное значение совершаемым им актам. Что касается советского периода, то юридическая литература советского периода отечественной истории нотариата буквально изобилует сентенциями о противопоставлении социалистической и буржуазной нотариальных систем. Природа советского нотариата как государственного органа позиционировалась в качестве альтернативы нотариату капиталистических стран, в которых нотариат имеет двойственную природу, нотариус выполняет свои функции в качестве должностного лица, но взимает вознаграждение от клиентов, идущее в пользу нотариуса. Исходя из этого, определялось место государственного нотариата в системе советских органов, при этом нотариат понимался как система органов, совершающих нотариальные действия, а государственными органами считались соответствующие нотариальные конторы. Данные определения содержались и последовательно развивались в нормативно-правовых актах, регулирующих нотариальную деятельность указанного периода. С принятием Основ российский нотариат вступил в новую фазу своего развития, которую можно охарактеризовать и как рецепцию дореволюционных подходов к понятию, системе нотариата, и как средство реализации текущих потребностей общества, и как средство интеграции в общеевропейское правовое пространство[27].

К началу XX века в законодательстве большинства европейских стран были разработаны единые принципы в определении понятия «нотариат». Дефиниция же «свободный нотариат» есть сокращенная форма от определения «нотариат, действующий в форме свободой профессии» или, иначе говоря, «латинский нотариат». Мировая государственно-правовая практика свидетельствует о том, что нотариат является составной частью любой правовой системы и объясняется это объективной востребованностью функций, осуществляемых нотариатом.

Практически все ученые-цивилисты, посвятившие свои труды исследованию института российского нотариата, указывают на реализацию нотариатом публичной власти государством и его неразрывную связь с гражданским обществом.

При оказании юридической помощи нотариусы должны руководствоваться нормами не только законов, но и актов этической направленности: Базовыми принципами системы Латинского нотариата, положениями Этического Кодекса нотариусов Европы, Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации. Согласно этическим нормам фундаментальными ценностями нотариуса должны быть профессионализм, беспристрастность, честность, уважительное отношение к людям, конфиденциальность, ответственность, что корреспондирует законодательно закрепленным требованиям к осуществлению нотариальной деятельности[28].


1.3. Конституционно-правовое регулирование нотариальной деятельности

Основы правового положения нотариата определены Конституцией РФ.

Анализ Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что
можно выделить две группы норм: общие, обеспечивающие деятельность
нотариата и специальные, определяющие принципы функционирования
нотариата. К общим нормам относится ст. 1 Конституции РФ, определяющая Российскую Федерацию как правовое государство[29].

Ст. 7 Конституции имеет непосредственное отношение к нотариату в
части обеспечения, соблюдения и защиты прав человека. Политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, которая обеспечивается в социальном государстве как материальным благополучием, так и обеспечением нотариальной защиты прав граждан.

Конституция РФ, определив Россию федеративным государством, закрепила предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области прав человека. Регулирование организации нотариата согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации и совместном ведении Федерации и ее субъектов в области регулирования и защиты прав человека и гражданина. Конституция только перечислила сферы, подлежащие разграничению, но не разделила компетенцию Российской Федерации и компетенцию
субъектов Российской Федерации в вопросах совместного ведения[30].

Нормативным актом, регулирующим деятельность нотариата, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате 1993 г. [31] Данный нормативный акт носит рамочный характер для субъектов федерации. Часть субъектов федерации приняли свои законы, касающиеся организационных основ деятельности нотариата.

Таким образом, в Конституции РФ определены основы развития
федеративной структуры законодательства о нотариате.

Роль нотариата по защите прав человека и гражданина в Конституции
РФ четко не определена. Однако, анализируя нормы Конституции РФ, нужно
обратить внимание на специальные нормы о нотариате. В частности, на ст.
48 Конституции[32], закрепляющую право на получение квалифицированной
юридической помощи[33]. Право на получение квалифицированной юридической помощи имеет двойственную конституционно-правовую природу: с одной стороны, это право каждого получать и требовать предоставления квалифицированной юридической помощи, которое можно отнести к личным правам. В этом
случае оно предстает в качестве субъективного конституционного права, то
есть индивидуального притязания на совершение обязанными лицами ряда
положительных действий в сфере юридических услуг, и подлежит защите в
суде.


С другой стороны, данное право является гарантией обеспечения реализации и зашиты всех других прав и свобод человека и гражданина. Это
следует уже из того достаточно очевидного обстоятельства, что действие
правового принципа, согласно которому незнание закона не может служить основанием для оправдания совершения противоправных действий, не освобождает государство от обязанности принимать всяческие меры к правовому воспитанию и просвещению. В противном случае - при отсутствии у гражданина доступа к правовой информации и, что, пожалуй, более важно, возможности ее адекватного восприятия и пользования посредством обращения к специализированным учреждениям и лицам, располагающим необходимой юридической квалификацией, - само государство приобретает в значительной степени фиктивный характер, оставляя человека беззащитным перед произволом власти.

В этом отчетливо проявляется связь права на квалифицированную юридическую помощь и иных основополагающих конституционных прав, включая право на достоинство личности и ее права защищать свои права всеми не запрещенными законом способами. В рамках данной взаимосвязи достигается такое позитивное взаимоотношение между личностью и государством, при котором личность выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, могущий спорить с государством в лице любых его органов. Такой вывод подтверждается и практикой Конституционного Суда РФ, сформулировавшего названную правовую позицию применительно к праву на судебную защиту, но являющуюся, по нашему мнению, общенормативной для группы конституционных прав, имеющих обеспечительную направленность[34].

Важно отметить, что логика построения статьи 48 Конституции РФ
заключается в том, что право на получение квалифицированной юридической помощи не находится в непосредственной связи с правом пользования помощью адвоката, а выступает по отношению к нему как общее к частному. Иными словами, право на получение квалифицированной юридической помощью по своему нормативному содержанию шире и богаче; оно не ограничивается только лишь адвокатской практикой, но включает в себя, например, нотариальную, иные виды юридической помощи, являющиеся определяющими при выстраивании гармоничных отношений между личностью и властью на основе права.

В силу ст. 1 Основ Законодательства Российской Федерации о нотариате целью нотариата является обеспечение в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе России защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Анализ текста Основ[35] и научной литературы по проблемам нотариата показывает, что цель нотариата законодатель сформулировал не вполне корректно. Ведь его деятельность не сводится только к защите прав и законных интересов человека. Защита прав человека в чистом виде осуществляется нотариатом только при совершении исполнительных надписей.


При совершении же других нотариальных действии нотариат осуществляет охрану прав и оказывает лицам юридическую помощь. В отличие от суда, который действительно преследует цель защитить интересы человека, нотариат лишь предупреждает возникновение споров о праве, разрешение которых отнесено к компетенции судов. Предметом нотариальной деятельности являются дела, в которых отсутствует спор о праве. Нотариат удостоверяет бесспорные факты, в наличии которых он может убедиться непосредственно или на основании соответствующих документов[36]. Тем самым он юридически закрепляет гражданские права и предупреждает их возможное нарушение в будущем. Таким образом, нотариальная деятельность носит превентивный характер. Кроме того,
нотариально удостоверенная сделка облегчает заинтересованной стороне доказывание своего права, поскольку содержание и подлинность подписей
участников сделки, время и место ее совершения и другие обстоятельства,
официально зафиксированные нотариусом, являются очевидными и
достоверными[37].

Из смысла ст. 16 Основ[38] также вытекает, что целью нотариата является
не столько зашита прав клиента, сколько оказание ему квалифицированной
юридической помощи. Указанная статья в частности гласит: «Нотариус обязан оказывать физическим лицам., лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред». Кроме юридических форм оказания человеку помощи, нотариусом могут быть использованы и технические: затребование от организаций и должностных лиц необходимых для нотариальных действий сведений и документов, составление по просьбе клиентов проектов сделок, заявлений, изготовление копий документов и выписок из них, разъяснение порядка совершения нотариальных действий.

Из вышеизложенного следует вывод: цель деятельности нотариата
триедина: 1) охрана основных прав человека, 2) квалифицированная юридическая помощь человеку, 3) юридическое обеспечение основных прав человека. Причем и охрана, и защита прав человек нотариатом одновременно предполагают и оказание ему помощи.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что Конституция РФ
как источник права, закрепляет основы нотариата.

Выводы