Файл: Сравнительная характеристика бюджетного устройства федеративного и унитарного государства.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА УНИТАРНОГО И ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы
1.2 Закономерности бюджетного устройства в унитарных и федеративных государствах
2. МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ ФЕДЕРАТИВНОГО И УНИТАРНОГО ТИПА
2.1 Особенности бюджетного устройства унитарных государств
2.2 Бюджетное устройство федеративных государств
3. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Бюджетное устройство России как федеративного государства
3.2 Пути совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации
1.2 Закономерности бюджетного устройства в унитарных и федеративных государствах
На бюджетное устройство различных стран оказывает влияние форма государственного устройства, то есть его внутреннее строение, наличие составных частей и характер взаимоотношений между ними.
Унитарным называется единое, централизованное государство, которое состоит из различных административно-территориальных единиц, не имеющих в своем составе других государств или государственных образований. Данная форма государственного устройства является наиболее распространенной [25]. В структуру унитарного государства входят такие единицы, как города, области, края, прочие административно-территориальные образования. Унитарные государства могут отличаться степенью централизации власти. В централизованных унитарных государствах регионы в значительной степени зависят от центра. Примером такого типа государств являются Турция, Франция. Для структурных образований децентрализованных унитарных государств характерна большая степень свободы, однако у них нет собственного суверенитета (Япония, Италия). Унитарность государства подразумевает единую систему высших органов власти, которым подконтрольны административно-территориальные образования. Несмотря на то, что административно-территориальные образования имеют право принимать собственные нормативно-правовые акты, в том числе и касающиеся бюджета, но эти правовые акты должны носить подзаконный характер и не могут противоречить нормам, принятым центральными органами государственной власти [11].
В бюджетной системе унитарного государства два уровня – государственный и местный бюджет. Территории самостоятельно формируют свои доходы и определяют направления их расходования, они не включаются в центральный бюджет.
Федеративные (сложные) государства представляют собой объединение относительно самостоятельных территориальных образований. Для федераций характерные следующие черты[23]:
- включают различные образования (субъекты), которые, в свою очередь, имеют собственное административно-территориальное деление;
- на уровне государства в целом функционируют федеральные органы власти, а в субъектах – собственная система органов власти, осуществляющая свой функции в пределах ограниченной территории. Между федеральными и региональными органами власти существует разграничение полномочий. Это разграничение может быть закреплено в специальных нормативных актах, в которых прописаны исключительные полномочия центра и субъектов. В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации их подразделяют на симметричные и асимметричные;
- в отдельных странах субъекты федерации могут иметь свое законодательство и самостоятельную судебную систему;
- государственное управление осуществляется, как правило, с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы;
- федерации могут строиться по трем признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному. При этом в основе их построения может лежать как один признак например, территориальный (США, ФРГ) или национальный (СССР), так и их совокупность (Российская Федерация). Эти черты определяют структуру и особенности функционирования бюджетной системы страны [17]. Бюджетное устройство государств федеративного типа, как правило, включает три уровня: федеральный (государственный) бюджет, бюджеты регионов и местные бюджеты. Каждый уровень существует самостоятельно, доходы и расходы местных и региональных уровней не входят в состав федерального бюджета.
Между федерацией и субъектами проводится разграничение компетенции, имеющее целью обеспечить наиболее эффективное осуществление федерацией своих задач и целей на базе объединения ресурсов и возможностей всех ее членов и в интересах как самой федерации в целом, так и ее субъектов. В этом состоит сущность бюджетного федерализма. Существуют две основные модели бюджетного федерализма: децентрализованная и кооперативная.
Характерным признаком децентрализованной модели является отстраненность региональных властей от участия в макроэкономическом регулировании и перераспределении национального дохода наряду с их высокой степенью независимости и самостоятельности в осуществлении бюджетного процесса на своих территориях, что подкрепляется наделением их определенными полномочиями в области налогообложения. Такая модель применяется в Канаде, США, Великобритании, Японии [5]. Кооперативная модель получила более широкое распространение. Она предполагает более активное участие региональных властей в перераспределении национального дохода и макроэкономической стабилизации, ведущее к более тесному бюджетному сотрудничеству региональных и центральных властей, активную политику горизонтального бюджетного выравнивания, повышенную ответственность центра за состояние региональных государственных финансов и уровень социально-экономического развития территорий. Кроме того, характерной чертой кооперативного федерализма немецкого типа является широкое применение как вертикального, так и горизонтального выравнивания доходов. Такая модель имеет место многие европейские государства и прежде всего скандинавские страны [5].Таким образом, существующая система государственного устройства, правовая система оказывают значительное влияние на характер бюджетного устройства государства.
Рассмотрим специфику бюджетного устройства федеративного и унитарного типов государств на примере зарубежных стран.
2. МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ ФЕДЕРАТИВНОГО И УНИТАРНОГО ТИПА
2.1 Особенности бюджетного устройства унитарных государств
Унитарным является государство административно-территориальные образования которых не наделены автономией и не имеют признаков государственности. Бюджетное устройство унитарных государств имеет свои особенности.
Рассмотрим пример бюджетного устройства Японии. Бюджетная система Японии является двухуровневой и состоит из: государственного бюджета и местного бюджета, который содержит в себе 47 перефектур и 3255 муниципалитетов [10]. Доходы государственного бюджета формируются за счѐт налоговых и неналоговых поступлений. Бюджет Японии можно охарактеризовать высокой долей неналоговых поступлений – налоги обеспечивают 84% государственного бюджета, а неналоговые поступления – 16%; в местных бюджетах неналоговые поступления составляют около 25%.
Бюджетный процесс Японии включает в себя:
- подготовку проекта бюджета, который осуществляется Министерством финансов и его департаментами;
- рассмотрение проекта бюджета в Кабинете министров, внесение предложений и подачу его на утверждение парламенту;
- исполнение бюджета возложено на Министерство финансов;
- кассовое исполнение Японским банком и его отделениями;
- контроль за расходованием утвержденных ассигнований осуществляется министерствами и ведомствами и Ревизионным бюро Доходы бюджета Японии формируются из налоговых и неналоговых поступлений. Как уже говорилось, характерной чертой бюджета Японии является высокая доля неналоговых поступлений в бюджет (около 16%) [10].
К неналоговым доходам относятся: доходы от арендной платы, от продажи земельных участков и другой недвижимости, пени, штрафы, от лотерей, займы, другие неналоговые доходы Если говорить о расходной части бюджета Японии, то необходимо учесть исторический фактор. Расходы бюджета по структуре значительно ниже, чем расходы бюджетов других стран мира.
Но к концу ХХ - началу ХХI вв. расходы бюджета увеличивались. Основная часть расходов японского бюджета приходится на: - первичные расходы (около 75,7%), в которые включается расходы на социальную защиту населения (31,8%), национальную оборону (5,1%), общественные работы (6,2%), образование и науку (5,7%) и другие расходы (22,5%). - обслуживание национального долга (около 24,5%), в который включается процентные платежи (10,6%) и погашение национального долга (13,9%) [28]. Следует отметить, что на социальную политику Япония тратит больше средств - около 31,8% (в них входят пенсии по старости и инвалидности), а Россия - 23,3%. Значительный разрыв можно заметить в расходах на национальную оборону, в Японии он значительно меньше (около 5,1%), чем в России (20,65%).
Характерным примером бюджетного устройства унитарного государства является Бразилия.
Бюджет Бразилии является единым; он обязательно включает в свою доходную часть все поступления, все доходы, имеющиеся в распоряжении фонды, а также выделенные в специальный раздел расходов суммы, необходимые для оплаты всех публичных служб. Открытие чрезвычайных кредитов может иметь место только при крайней или непредвиденной необходимости, в случае войны, внутренних потрясений или общественных бедствий. У бюджетного процесса в Бразилии есть своя специфика. За подготовку проекта бюджета отвечают два министерства – финансов и планирования и Минфин – выделение средств на государственные расходы [15].
Ключевыми правовыми актами являются государственный четырехлетний план, законы о бюджете и бюджетных директивах, а также декрет о бюджете и финансовом планировании. Процесс начинается с определения налоговых ориентиров и расчета предполагаемых доходов. Далее производится расчет объемов финансирования федерального правительства (по каждому министерству отдельно), определяются границы целевых расходов бюджета. Затем наступает этап сбора и анализа отраслевых предложений о финансировании, проводится консолидация бюджетных предложений, после чего готовый проект поступает к законодателям в двухпалатный конгресс. По закону работа над бюджетом в министерствах завершается не позднее 31 августа [15].
Государственный бюджет Франции является основным звеном финансовой системы, на его долю приходится половина всех финансовых ресурсов государства. В целом государственный бюджет не утверждается законодательной властью, а ежегодно составляется как вспомогательный документ, механически объединяющий общий бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты [19].
Бюджетное устройство Франции, как унитарного государства, включает центральный и местный бюджеты. Специфической особенностью бюджетного устройства Франции также является наличие таких элементов как специальные фонды и финансы государственных предприятий.
Большое значение для функционирования бюджетной системы Франции имеют центральные органы власти: президент и правительство, а также государственные учреждения, связанные с управлением финансовой системой и финансовым контролем: Министерство экономики и финансов, Национальный кредитный совет, Банковская контрольная комиссия, Экономический и социальный совет.
Все этапы бюджетного процесса урегулированы Основным законом страны – Конституцией Франции. Функции центральных и местных органов власти в сфере бюджетного устройства определены многочисленными законами и декретами. Бюджетный год совпадает с календарным, а сам бюджетный процесс составляет три года – от начала составления проекта бюджета до завершения отчета о его исполнении [6].
Несмотря на то, что Франция – унитарное государство, бюджетное устройство включает формально обособленные бюджеты. Однако реальной самостоятельности у местных бюджетов нет, так как бюджеты нижестоящих административных единиц утверждаются исполнительной властью вышестоящего звена. На долю Госбюджета приходится 47% местных бюджетов, 9 фондов социального страхования, 40% государственных предприятий и приблизительно 4% всех средств Финансовой системы. Через бюджетную систему Франции перераспределяется приблизительно 20% ВНП и 50% национального дохода. Финансовое подчинение местных органов обеспечивается системой гос. субсидий и займов, а также надбавками к центральным налогам [6]. Средства местных органов власти хранятся на счетах органов казначейства. В состав центрального бюджета включаются два вида операций (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Основные операции центрального бюджета Франции [11]
В составе расходов бюджета Франции также можно выделить две части: текущие и капитальные.
Первая стадия французского бюджетного процесса – составление проекта бюджета - проходит под контролем главного финансового органа страны Министерства экономики и финансов. Особенностью подготовки бюджета во Франции является использование программно-целевого метода. Затем, после свода всех смет составляется проект бюджета, который после одобрения правительством направляется в парламент. Вторая стадия бюджетного процесса – принятие бюджета – длится около 3 месяцев. Проект бюджета рассматривается в финансовой комиссии каждой палаты парламента. Третья стадия – исполнение бюджета. кассовое исполнение осуществляется через систему казначейских касс, которые имеют счета в Банке Франции и производят расчетно-кассовые бюджетные операции. Последняя, четвертая стадия бюджетного процесса во Франции включает в себя период составления Министерством экономики и финансов отчета об исполнении бюджета. Контроль за исполнением бюджета делится на 3 вида: административный, судебный и парламентский. Административный ведется по иерархической структуре, когда бухгалтеры высшего уровня контролируют бухгалтеров низшего старения. Судебный контроль осуществляется Счетной палатой, которая проверяет правильность ведения учета и отчетности в конкретной организации [6]. Юрисдикция Счетной палаты распространяется на главные бухгалтерии основных распорядителей кредитов. Ответственность за неполноту или недостоверность отчетов несут руководители, представили отчетной документации.