Файл: Сравнительная характеристика бюджетного устройства федеративного и унитарного государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 394

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Расширение научно-обоснованной терминологии фундаментальных понятий «межбюджетные отношения» и «бюджетное регулирование»

2. Совершенствование методов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

3. Упрощение расчетов межбюджетных трансфертов (с использованием меньшего объема статистической информации, повышением качества статистических показателей).

4. При распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке расчета индекса налогового потенциала учитывать изменения налоговой базы муниципальных образований в условиях экономического кризиса [24]. Решение данного круга проблем позволит:

− сократить существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

− усовершенствовать систему разграничения расходных обязательств между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;

− повысить ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению эффективности расходования бюджетных средств;

− увеличить количество и объемы субсидий; − обеспечить значительное сокращение различий в уровне расчетных налоговых доходов муниципальных образований в субъектах Российской Федерации;

− пересмотреть «жесткую» систему ограничений Бюджетного кодекса РФ, в части размеров финансовой помощи, оказываемых территориям, предусматривающее ослабление ограничений для территорий по отношению доли межбюджетных трансфертов к собственным доходам бюджетов [18].

Такие меры позволят при текущем уровне дифференциации финансовых возможностей регионов при получении адекватной финансовой помощи способствовать региональным бюджетам осуществлять финансирование в полном объеме в первую очередь своих первоочередных расходов

На сегодняшний день одной из актуальных проблем в нашей стране является снижение зависимости доходной части бюджета от нефтегазовых поступлений. В самом деле, нефтегазовый комплекс – это один из наиболее развитый сектор российской экономики. Нефть является главным товаром российского экспорта. По данным на январь-сентябрь 2017 года, доходы от экспорта нефти составили 41 523,7 млн. долларов США [26]. Однако многие страны Запада уже успешно преодолевают «ресурсное проклятие» в течение последнего десятилетия, переходя на более экологичные виды топлива. Фактически экономика России не сильно зависит ни от политики Центрального Банка России, ни от государственной политики, ни от уровня свободы и демократии. Именно от изменения такого параметра как цена на нефть на мировом рынке зависит экономика во многих отраслях нашей страны [27].


Оздоровление в экономике н современном этапе произошло только потому, что повысились цены на нефть, соответственно экономика всё еще зависима от цен на энергоресурсы, и их падение вновь потянет экономику России «в пропасть», «в зону экономической турбулентности». Конечно же, в таком случае ни о какой экономической безопасности и говорить нельзя. Соответственно, единственным выходом из сложившейся ситуации является проведение реформ, которые приведут к финансовому благополучию нашей огромной страны, и возможно это только при наличии адекватной бюджетной политики государства.

Необходимо оптимизировать структуру расходов бюджетной системы Российской Федерации. На примере «азиатских тигров» видно, что для быстрого роста необходимо максимально снизить долю трансфертных выплат в расходах государства, также необходимо снизить долю государственных расходов на потребление [21]. Взамен этого необходимо форсировано наращивать объем государственных инвестиций. В России крайне изношены основные фонды, поэтому условия для роста серьезно ограничены. Инвестиции приведут к экономическому росту, способствуя качественному скачку экономики и повышая её конкурентоспособность. К тому же, на данный момент в России необходимы инвестиции в новейшее оборудование и современные технологии, которые являются самыми эффективными. Отрасли «высоких технологий» пока неудовлетворительно развиты в России, но это даже плюс, ведь на начальных этапах развития они дадут гораздо больший прирост. В конечном счете, реализация данной программы будет способствовать столь желаемому «импортозамещению» и позволит увеличить в экспортной выручке долю неэнергетического выпуска. А это, в свою очередь, позволит России слезть с так называемой «нефтяной иглы»: уменьшить цикличность доходной части бюджета [6]. Также государству следует взять на себя обязательства по модернизации транспортной инфраструктуры страны желательно на уровне государственно-частного партнерства. Жилищное строительство также может значительно повлиять на экономическое развитие страны: жилищное строительство обладает серьезным мультипликативным эффектом, так как рост жилищного строительства тянет за собой производство стройматериалов, повышение мобильности рабочей силы, дополнительное социально-бытовое строительство, рост рынка жилья, коммунальной сферы и ремонта жилья [6]. Все данные нововведения создадут значительный дефицит бюджета, но его можно профинансировать за счет эмиссии долгосрочных облигаций и денежных средств. Во-вторых, нельзя забывать и про доходы бюджетов бюджетной системы России. Как уже отмечалось ранее на начальном этапе будет существовать значительный дефицит бюджета, который будет покрываться за счет эмиссии денег, то есть государству придется функционировать в соответствии своим потребностям. Важное место в структуре доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации занимают налоговые доходы, что потребует реформирования системы налогообложения. Так, необходимо ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц. Она, помимо всего прочего, основываясь на достижениях в экономической сфере, позволит перейти к исполнению социальной функции государства: улучшит благосостояние бедных слоев общества [24]. Теперь же нам стоит перейти непосредственно к реализации социальных обязательств государства. В результате роста экономики и зарплат благосостояние граждан страны увеличится само по себе, в представленном варианте также сгладится жилищный вопрос. Бюджетная политика должна способствовать становлению в РФ государства всеобщего благосостояния. Это позволит сгладить социальное неравенство: перераспределить богатства и принесет еще больше пользы для экономики.


С одной стороны, перераспределение происходит за счет прогрессивного налога, то есть увеличивается налоговое бремя, соответственно экономика будет расти медленнее. Но в противовес этому существует огромное количество плюсов. Во- первых, неравенство негативно воздействует на экономический рост, так как для бедных ограничен доступ к кредитам, а также к участию в различных инвестиционных проектах. Во-вторых, при равенстве бедные слои общества получают доступ к качественному образованию, что, в свою очередь, способствует развитию человеческого капитала.

В заключение, необходимо сказать, что бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Бюджеты бюджетной системы РФ должны стать драйвером развития экономики и надежным финансовым фундаментом сильного государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетное устройство государство представляет собой совокупность бюджетов разных уровней, а также формы взаимосвязей между ними. Состав бюджетов, образующих бюджетную систему государства, зависит от типа государственного устройства. Процесс становления бюджетной системы довольно затруднительный и занимает много времени. От успешного его завершения зависит будущее каждой страны.

В РФ успех экономического преобразования в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет усовершенствование бюджетной системы общества, насколько финансовая политика государства будет отвечать требованиям современности. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные финансы и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Бюджетное устройство государство отражает государственное устройство - унитарное или федеративное. Степень распределения бюджета между различными уровнями бюджета у государств с федеративным устройством терпит изменения со временем. Если говорить о начале ХХ-го столетия, то основная часть средств была сосредоточена во власти местных бюджетах, далее свое место занимали бюджеты членов федерации и лишь потом - федеральный бюджет. В настоящее время ситуация изменилась и большая часть средств сосредоточена в федеральных бюджетах, что характеризуется возрастающей ролью государства.


Бюджетная система связана с бюджетным федерализмом, означающим распределение и перераспределение расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализации. В идеале подобная модель представляет собой самостоятельность региональных и местных бюджетов и в то же время сохранение за федеральным бюджетом доминирующего положения в решении вопросов финансового обеспечения деятельности государства

Так, в странах с федеративной формой территориального устройства (США, Канада, Германия,Россия) бюджетная система состоит из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов местных органов власти. Бюджетная система в унитарных государствах (Япония, Великобритания, Франция), как правило, состоит лишь из двух уровней: центрального бюджета и бюджетов местных органов власти, однако к числу последних относятся бюджеты разных по своему статусу административно-территориальных единиц и муниципальных образований. Как правило, для обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней в вышеперечисленных странах либо создаются координирующие органы (советы) для распределения средств между бюджетами, либо выравнивание бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц осуществляется с помощью межбюджетных трансфертов. Кроме того, на местном уровне принимаются законы о сбалансированности, которые устанавливают правила для соблюдения баланса доходов и расходов. В таких правилах, например, закрепляется право на заимствование только для реализации инвестиционных программ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ// Собрание законодательства РФ.1998. № 31. ст. 3823
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2003. № 40. Ст. 3822
  3. Послание Президента Федеральному Собранию. 3 декабря 2016 г. Москва, Кремль [Электронный ресурс] / Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864/work
  4. О налогах и межбюджетных отношениях (по материалам пресс-конференции В. В. Путина 14 декабря 2017 года). // Финансы. 2017. №12. С. 4.
  5. Абдулагаджиев А.А. Сравнительный анализ бюджетных систем федеративных государств / А.А. Абдулгаджиев // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 2. № 4. С. 4-7.
  6. Аганбегян А.Г. Шесть шагов, необходимых для возобновления социально-экономического роста и преодоления стагнации, рецессии и стагфляции // Деньги и кредит. 2015. № 2. С. 7-13.
  7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие– М.: ЮНИТИ, 2016.
  8. Бойко А.П. Особенности функционирования органов финансового управления в рамках бюджетной системы Франции /А.П. Бойко, Е.А. Мамий // Научная дискуссия: инновации в современном мире. 2016. № 2-1 (45). С. 79-83.
  9. Братко Т. Д. Основные проблемы обеспечения самостоятельности субъектов федераций в сфере формирования бюджетных доходов // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 3. С. 40 - 51.
  10. Гутарина О.В. Бюджет и бюджетный процесс в Японии / О.В. Гуиарина // Публично-правовые исследования. 2015. № 2. С. 86-103.
  11. Ермасова Н. Б. Бюджетная система России. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2017.
  12. Иванова Н.Г. Финансовая политика: вопросы методологии и современной российской практики // Вестник финансового университета. 2014. № 1 (89). С. 64-73.
  13. Интервью Министра финансов РФ Силуанова А. Г. журналу «Финансы» Важнейшая задача - создание условий для развития экономик российских регионов. // Финансы. 2018. №2. С. 11
  14. Киселев Ф.И., Пути совершенствования межбюджетных отношений / Ф.И. Кисилев, Ложечко А.С. // Вектор экономики. 2018. № 5 (23). С. 50.
  15. Климанов В.В. Сравнительный анализ принципов построения и основных параметров бюджетных систем Российской Федерации, стран "группы семи", БРИКС и СНГ /В.В. Климанов // Государственный аудит. Право. Экономика. 2014. № 1-2. С. 83-90.
  16. Кузнецова Д.Д., Николаева А.В. Местные бюджеты в бюджетной системе России 2017-2019//NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 75. С. 115-118.
  17. Махмудов М. О путях совершенствования межбюджетных отношений на региональном и местном уровнях //Самоуправление. 2017. № 4 (109). С. 58-62.
  18. Мищенко Н.В. Анализ концепции конкурентоспособности как структурного понятия / Н.В. Мищенко, И.И. Новикова // Международная научно-практическая конференция Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Нефтекамск: «Мир науки», 2017. – С. 124–127.
  19. Новикова Т.С. Местные финансы во Франции / Т.С. Новикова. - Новосибирск, 2013.
  20. Овчинникова О.Н. Проблема сбалансированного бюджета в современной российской экономике//Общественные науки и современность – 2017-№4 c.2
  21. Перевышин Ю.Н. Влияние доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте на темпы экономического роста // Экономический анализ: теория и практика. 2016. №4 (451). С.57-71.
  22. Росляк Ю.В. Актуальные вопросы сбалансированности региональных и местных бюджетов // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2018. № 1-2 (160-161). С. 51-54.
  23. Семёнова А.Л. К вопросу совершенствования межбюджетных отношений //Форум молодых ученых. 2017. № 12 (16). С. 1690-1694.
  24. Силуанов А.Г. Задачи финансовой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу // Финансы: Теория и Практика. 2017. №3 (99). С.50-56
  25. Третьякова А.В. Зарубежный опыт формирования доходов местных бюджетов /А.В. Третьякова // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2018. № 2 (98). С. 208-220
  26. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru
  27. Официальный сайт Министерства финансов России - http://minfin.ru
  28. Официальный сайт Министерства финансов Японии. URL: www.mof.go.jp (дата обращения (16.11.2018 г.)