Файл: Сравнительная характеристика бюджетного устройства федеративного и унитарного государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 398

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. Бюджетная система – один из важнейших институтов государства и является важнейшим инструментом воздействия государства на экономику. Мобилизуемые в бюджетную систему финансовые ресурсы, позволяют государству реализовывать возложенные на него функции. Благодаря бюджетной системе становится возможным осуществлять регулирование социально-экономических процессов в интересах всего общества. В условиях рыночной экономики возможности государства влиять на экономические процессы сузились, одним из основных инструментов воздействия на экономические процессы стала бюджетная система. Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны.

Характер бюджетного устройства зависит от типа государства, его внутреннего устройства, наличия центра и территориальных образований и тех отношений, которые складываются между ними. Особе значение имеет исследование бюджетного устройства федеративных государств, так как для нашей страны характерен данный тип территориального устройства.

Актуальность исследования вопросов совершенствования бюджетного устройства его значением для национальной безопасности государства, реализации им своих внешних и внутренних функций.

В последние годы проблемы развития бюджетного устройтсва и бюджетной системы различного типа государств находит все больший интерес в научном сообществе. Так, в частности, данные вопросы подробно освещены в работах Сухарева О.С., А. Г. Аганбегяна, Перевышина Ю.Н., Тер-Акопова С.Г., Зимарина К.А. и Закировой Ю.А. В свою очередь, в на основе работ Даровского И.Я., Силуанова А.Г., Громовой А.С. и Воробьевой И.П. была проанализирована обстановка в экономике страны, а также угрозы, потенциально угрожающие экономической безопасности страны.

Целью написания работы является исследование особенностей бюджетного устройства различных типов государства – федеративного и унитарного.

Задачи работы:

- рассмотреть понятие бюджетное устройство и бюджетная система;

- раскрыть особенности бюджетного устройства государств унитарного и федеративного типа;

- исследовать характерные черты бюджетного устройства унитарных государств на примере Великобритании, Италии и Франции;

- провести анализ особенностей бюджетного устройства федеративного государства на примере ФРГ и США;

- исследовать особенности бюджетного устройства Российской Федерации;

- рассмотреть основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.


Объект курсовой работы – формы бюджетное устройства.

Предмет исследования – специфика бюджетного устройства унитарного и федеративного государства.

Методологической основой курсовой работы являются такие методы, как теоретический анализ, синтез и обобщение, а также метод логического анализа, статистической группировки

Информационной базой работы послужили данные Министерства финансов РФ и Федеральной службы государственной статистики.

Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА УНИТАРНОГО И ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы

С точки зрения экономической теории бюджет представляет собой экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления [20,c.2].

Другими словами, под государственным бюджетом понимаются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и гражданами, и юридическими лицами – с другой. Данные отношения возникают по поводу создания централизованных финансов и перераспределения национального дохода с целью государственного финансирования различных социальных и экономических программ, управления государством, укрепления обороноспособности страны [7, c.34]. Таким образом, между государством, коммерческими и бюджетными организациями и гражданами складываются финансовые отношения, получающие название бюджетных.

Обращаясь к этимологии самого термина «бюджет», следует отметить, что он берет свое начало от английского budget, которое на сегодняшний день переводится как бюджет, но первоначально обозначало «сумка, мешок и его содержимое, запас чего-либо». В XVI-XVII вв. английская Палата общин (нижняя палата Парламента, представляющего законодательную ветвь власти) ежегодно утверждала субсидию (определенную сумму денег) на содержание королевского двора. По окончании заседания министр финансов торжественно открывал портфель, в котором хранился соответствующий билль (законопроект) и оглашал его перед всеми членами. С течением времени наименование budget, означающее сам портфель, было перенесено на его содержимое, то есть финансовый документ, который заключал в себе обсуждаемый и утверждаемый Парламентом план доходов и расходов государства [11, c.5].


Долгое время, вплоть до 50-60х гг. ХХ в., термин «бюджет» использовался для обозначения именно финансового документа, отражающего денежные средства, необходимые для содержания государственных органов и выполнения государственных мероприятий, расписанные по разделам (статьям) доходов и расходов. В течение этого периода определение данного понятия практически не менялось, за исключением акцентов, расставляемых авторами применительно к различным исследованиям и ситуациям.

В первые годы существования советского государства такое определение было взято за основу и, соответственно, использовалось практически во всех официальных документах тех лет. Стоит сказать, что советская экономика этого периода характеризовалась такими основными чертами, как высокая степень концентрации, централизации в руках государства, а также преобладанием сметно-бюджетного финансирования [7, c.45]. Эти обстоятельства привели к появлению бюджетной концепции, которая отождествляла финансовые средства с бюджетными, а сами финансы трактовались как денежные средства, мобилизуемые в распоряжение государства и используемые им на проведение общегосударственных мероприятий.

Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, под­держку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.

Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма. Средства, моби­лизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные про­граммы, экология, оборона. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, отраслями, социальными группами и территориями является важным рычагом реструк­туризации экономики, реализации целевых и научно-технических программ.

При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функ­ция сектора государственного управления отлична от функций других секторов эконо­мики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Сектор государственного управления отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат -помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики [7,c.48].


Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что [11,c.54]:

1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;

2) посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферой экономики), между регионами страны и территориями;

3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы [11, c.55].

Можно выделить два подхода к понятию бюджетной системы. Первая точка зрения заключается в том, что под бюджетной системой подразумеваются все отношения, связанные с бюджетом, включая доходы, расходы, полномочия участников бюджетного процесса, а также межбюджетные отношения и др. За пределами бюджетной системы в этом случае (не всегда) остается только бюджетный процесс, а также правовое регулирование ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Такой подход, характерный для экономических исследований, можно назвать макросистемным, так как здесь понятие бюджетной системы расширяется до размера всех государственных финансов, зачастую включая в себя налоговую систему, децентрализованные финансы. Настоящий материал построен на ином, традиционном подходе, который заключается в том, что бюджетная система государства (публично-территориального образования) объединяет собой бюджеты всех публично-территориальных образований, расположенных на его территории либо подпадающих под юрисдикцию данного государства [7,c.47].

С точки зрения системного анализа разница между макроподходом к бюджетной системе и традиционным подходом заключается в наборе элементов, которые составляют ту и другую системы. Для «расширенной» бюджетной системы в качестве ее элементов рассматриваются не только бюджеты, но и бюджетные доходы (в том числе налоги), расходы, участники бюджетного процесса и т.д. В целом для данного подхода характерна неопределенность в отношении элементов, включаемых в бюджетную систему, состав которых разнится у разных исследователей. Другой, традиционный подход в большей степени характерен для юридической науки, которая всегда отличается склонностью к ясности и недвусмысленности понятий. В этом случае элементами бюджетной системы являются исключительно бюджеты. Следует заметить, что и здесь элементный состав может меняться. В частности, в настоящее время появление наднациональных образований (Европейский союз, Союз Беларуси и России), имеющих свои бюджеты, диктует необходимость их рассмотрения как новых элементов бюджетной системы.


Бюджетное устройство Российской Федерации представлено несколькими уровнями организации его бюджетной системы. Оно может быть охарактеризовано как с точки зрения структуры (статики), так и с позиций организационных принципов формирования и функционирования системы (динамический процесс).

Первая характеристика – структура бюджетного устройства – представляет собой состав, внутренне устройство и взаимодействие уровней бюджетной системы между собой. Можно сказать, что в значительной степени она зависит от типа государственного устройства. В этом смысле мы можем разделить все государства на унитарные и федеративные [15]. Соответственно, бюджетная система в государствах первого типа будет представлена двумя уровнями – государственным бюджетом и местными бюджетами; в странах же второго типа бюджетная система дополняется промежуточным звеном (бюджетами субъектов федерации) и состоит уже из трех уровней – федеральный бюджет (государственный; бюджет центрального правительства – названия разнообразны в разных государствах), бюджет субъектов (членов федерации – штаты, земли, провинции и т.п.), местные бюджеты.

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней) [16]. Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ [1]). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.