Файл: Сравнительная характеристика бюджетного устройства федеративного и унитарного государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 397

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Парламентский контроль осуществляется в ходе обсуждения и принятия закона об исполнении бюджета на основании отчетных документов. Во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны. В специальные фонды во Франции принадлежат многочисленные специальные счета казначейства, присоединенные бюджеты, различные фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет. Организационно они отделены от бюджетов и являются относительно самостоятельными [19]. Важнейшие специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства.

Таким образом, бюджетная система в унитарных государствах (Япония, Великобритания, Франция), как правило, состоит лишь из двух уровней: центрального бюджета и бюджетов местных органов власти, однако к числу последних относятся бюджеты разных по своему статусу административно-территориальных единиц и муниципальных образований.

2.2 Бюджетное устройство федеративных государств

Существенный отпечаток на характер бюджетного устройства оказывает федеративное устройство государства. Наличие в структуре государственного устройства федерации нескольких уровней власти, обладающих относительной самостоятельностью, в том числе и в сфере финансов, усложняет структуру бюджетного устройства по сравнению с государствами унитарного типа. Бюджетные полномочия в федеративном государстве разделены между различными уровнями власти.

Так, например, в Австралии, Канаде и США региональные и местные органы власти облают широкими полномочиями в бюджетной сфере подкрепляемые столь же широкой автономией в налоговой сфере. Таким образом, доходы и расходы бюджетов второго и третьего уровня (регионального и местного) в значительной степени формируются из собственных средств [22].

В других федеративных государства, таких, например, как ФРГ, Швейцария, Австрия бюджеты различных уровней хотя и являются автономными, но связаны между собой, региональные и местные бюджеты в основном финансируют социальные расходы, в то время как из центрального бюджета они получают поддержку на решение многих вопросов, имеющих общенациональный характер.

Таким образом, для федеративного бюджетного устройства характерно наличие финансовой независимости регионов от центра, а степень этой независимости может быть различной в различных типах федераций.


Если говорить об американской модели, то можно отметить, что доходная часть бюджетов всех уровней формируется в основном за счет собственных источников, обеспечивая тем самым самостоятельность бюджетной политики штатов и муниципалитетов [4]. В связи с этим подходом в Соединенных Штатах местные налоги играют самостоятельную роль и служат основой для формирования прибыльной доли местных бюджетов. И все же в том числе и в Соединенных Штатах механизм формирования бюджетов штатов и муниципалитетов также характеризуется перераспределением доходов в ходе формирования нижестоящих бюджетов [15].

Можно заметить, что бюджеты штатов получают дотации из средств федерального бюджета, доля которых в бюджете штата приблизительно 18% от совокупных доходов или же поступлений в бюджет, относительно прибылей муниципалитетов, то доля дотаций в них наиболее веска, нежели в предыдущем, и она составляет около 24% [6]. Через дотации и субсидии федеральное правительство активно оказывает большое влияние на процессы общественного и экономического развития. Следовательно, сущность американской модели бюджетного федерализма состоит в том, что в ней доходная часть бюджетов всех уровней формируется в основном с помощью собственных источников, обеспечивая самодостаточность бюджетной политики региона. При всем этом приобретенные в рамках горизонтального выравнивания экономические ресурсы применяются не на покрытие затрат по текущему пользованию, а на развитие [8]. Кроме того, хотелось бы отметить, что по такому критерию, как правовой статус субъектов, у США и РФ общим является то, что субъекты имеют свою Конституцию. Но если говорить о различиях, то в России Субъекты равны между собой, чего нельзя с уверенностью сказать о Соединенных Штатах.

В европейских государствах, обычно, местные налоги при всей их множественности играют дополнительную роль в формировании доходов местных бюджетов. К примеру, в Англии главным источником прибыльной доли местных бюджетов считаются федеральные налоги, ну а в бюджетах графств и населенных пунктов отчисления от федеральных налогов составляют от 70 до 90%. В Германии помимо прочего доля местных налогов в доходах местных бюджетов не слишком большая, вместе с этим дотации и субсидии из федерального бюджета и бюджетов территорий составляют приблизительно 38-40% [5].

В Германии сформировалась следующая практика определения бюджетных затрат согласно полученным доходам и горизонтальному финансовому выравниванию. На первом шаге определяются доходы территории, которые имеют все шансы быть получены с помощью закрепленных чистых местных налогов и от регулируемых налогов в зависимости от доли территории в соответствующих доходах. При выявлении таковой доли в подоходном налоге руководствуются принципом местожительства налогоплательщика, ну а в налоге с компании – прибылью с фирмы, расположенного на этой территории [9].


На последующем шаге определяется размер средств, который образует кооперативный фонд территорий, направленный на горизонтальное выравнивание. Он согласовывается с численностью жителей территории как показателем сосредоточения предпринимательской деятельности и емкости рынка. Одна четвертая часть общей доли территории в налоге с оборота следует согласно с особым законом на горизонтальное выравнивание, на предоставление дотаций финансово слабым территориям, с тем чтоб довести их доходы на душу населения до 95% от среднего показателя по стране, то есть в рамках горизонтального выравнивания приобретенные регионами денежные ресурсы употребляются для обеспечения текущих затрат.

В США экономический федерализм, если сравнивать с Германией, различается наиболее сильными тенденциями кооперативного федерализма, который выражается в развитой системе «межправительственных субсидий», в предоставлении существенных федеральных дотаций с долевой ролью штатов в формировании программ (к примеру, блоковые дотации, дотации по программе совместного разделения доходов). Для Соединенных Штатов отличительна высочайшая интенсивность действий децентрализации в бюджетно-налоговой сфере [15]. В отличие от Германии тут используются наиболее гибкие формы разделения между федеральным правительством, звеньями и местными органами власти. Хотя американская налоговая система и ранее предусматривала закрепление за бюджетом федерального правительства, бюджетами штатов и местными бюджетами соответствующих видов налогов [25]

Если сравнивать Германию с Российской Федерацией, то можно увидеть, что горизонтальное перераспределение практически отсутствует. Имеющийся фонд денежной поддержки субъектов Федерации считается только аналогом дополнительных дотаций федерации в Германии [11]. В сфере разграничения источников опыт РФ почти во всем идентичен с опытом Германии: в двух государствах установлено единообразное законодательство по всем важным вопросам, также единая налоговая система по всей федерации. Стабильность федеральных отношений определяется порядком разделения полномочий между центром и субъектами Федерации в налоговой области и бюджетно-финансовой политики.

Таким образом, федеративное устройство накладывает отпечаток на особенности построения бюджетной системы. Структура бюджетной системы федеративного государства, как правило, имеет три уровня – федеральный, региональный и местный. Характер межбюджетных отношений зависит от типа федерации. Рассмотрим особенности бюджетного устройства России, как федеративного государства.


3. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Бюджетное устройство России как федеративного государства

Особенность бюджетного устройства оказывается определенное воздействие на условия функционирования экономической системы государства. В свою очередь на тип бюджетного устройства оказывает влияние характер государственного устройства. Бюджетная система стран с федеративными отношениями является сложной и многоуровневой, в частности в России она включает федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований и ряд внебюджетных фондов. В статье 10 БК РФ [1], выделены три уровня бюджетной системы (Рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 – Структура бюджетной системы РФ [1]

В число местных бюджетов включаются бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также бюджеты городских и сельских поселений. Каждому уровню бюджетной системы отводится своя роль, и любой из них незаменим в едином механизме финансового обеспечения жизнедеятельности государства [15].

Таким образом, составляющие финансовую базу органов местного самоуправления местные бюджеты, являются самыми многочисленными фондами денежных средств в бюджетной системе России. За понятием «местный бюджет» скрывается огромное количество научных и практических проблем, которые обусловлены осуществлением экономической и бюджетной реформы, отражающихся на социальной жизни населения, а также развитием в нашей стране бюджетного федерализма. Любой бюджет, в том числе и бюджет муниципалитета – это финансовый план, а исполнение этого плана начинается после утверждения бюджета законодательными органами власти. Для выполнения муниципалитетом возложенных на него функций во всех сферах деятельности и, в частности, реализации публичных программ социально-экономического развития, оно должно обладать достаточным количеством финансовых ресурсов, формирующихся в денежном эквиваленте. Данные ресурсы для удобства управления ими концентрируются в едином фонде денежных средств, которым и является бюджет муниципалитета. Так, прогнозируемый совокупный объём доходов, в соответствии с БК РФ, является одним из обязательных бюджетных показателей в трёхлетний период [1]. Отметим, что перечень доходов бюджета муниципалитета и нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в бюджет муниципалитета определяются соответствующим региональным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и не подлежат изменению в течение очередного финансового года


Наличие нескольких уровней в бюджетной системе предполагает распределение полномочий для каждого из них и соответствующее обеспечение для реализации выделенных полномочий. Средства на реализацию полномочий являются расходными статьями бюджета соответствующего уровня, а собираемые налоги и неналоговые сборы – доходной. Расширение финансовой децентрализации в бюджетной сфере способствует самостоятельности территориальных образований разного уровня и внедрению в практику управления бюджетными финансовыми потоками модели бюджетного федерализма.

Каждый регион (субъект РФ) принимает и исполняет свой собственный бюджет для того, чтобы обеспечить выполнение государственных функций на своей территории. В бюджетном процессе на региональном уровне принимают участие законодательные и исполнительные органы власти региона.

Особенности бюджетного регулирования на уровне федерации выражаются в более низкой доле перераспределения ВВП, чем в развитых странах, и бюджетных расходов, направляемых на поддержку экономики и социальной сферы, уравнительном налогообложении при игнорировании рентного характера доходов, недейственности инвестиционных и экологических льгот, введении бюджетного правила, предполагающего приоритеты резервирования, а не инвестиционного использования дополнительных доходов, росте заимствований на внутреннем и внешнем рынках при профиците бюджета [12].

Необходимо отметить, что систему финансовых органов возглавляет Минфин России, выступающий в роли исполнительного органа, занимающийся проведением финансовой, налоговой, валютной, а также бюджетной политикой. Функции финансовой деятельности могут выполнять как органы государственного управления, так и органы субъектов России. ЦБ России выступает в роли органа государственного управления и занимается осуществлением государственного руководства в банковской деятельности. Счетная палата России выступает в роли органа финансового контроля. Федеральное казначейство в свою очередь занимается контролированием проведения бюджетной политики в целом. И наконец таможенная служба России выступает в роли источника пополнения казны, возглавляет ее прежде всего Федеральная таможенная служба России. На рисунке 3.2 представлены основные субъекты бюджетного регулирования.

Федеральный субъект регулирования (Министерство финансов РФ)

Вертикальные межбюджетные отношеия

Горизонтальные межбюджетные отношения

Региональный субъект регулирования (финансовый исполнительный орган субъекта РФ)