Файл: Формирование группового поведения в организации (Анализ группового поведения в ООО «Альтеко»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Поведение людей в группе по своим характеристикам отличается от поведения людей как индивидов. Следовательно, для эффективного управления поведением людей в организации необходимо понимание психологических основ группового поведения и тех процессов, которые происходят в группах. Группа - относительно обособленное объединение людей, взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга, созданное для достижения конкретных целей, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть целого. Все члены трудового коллектива имеют определенные неформальные статусы, которые определяют положение работника в коллективе, обуславливают его определенные права, обязанности, а также роли – те функции и виды поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы.

Цель работы – исследовать вопросы группового поведения в организации на примере ООО «Альтеко».

Объект исследования – ООО «Альтеко».

Предмет исследования – формирование группового поведения в организации.

В соответствии с целью работы задачами являются:

1) исследовать понятие группового поведения и групповых статусов;

2) рассмотреть сущность понятий «групповые роли», «ролевые ожидания» и «ролевой конфликт»;

3) исследовать сущность групповых норм и групповых санкций;

4) дать краткую характеристику ООО «Альтеко»;

5) провести исследование взаимоотношений в коллективе и группового поведения;

6) разработать рекомендации, направленные на повышение сплоченности трудового коллектива ООО «Альтеко».

Методы исследования: теоретическое исследование проблемы, эксперимент, анкетирование, стандартизированные тесты.

Теоретической базой исследования послужили монографии психологов и социологов, публикации научной и периодической печати, электронные источники информации, материалы научно-практических конференций, позволяющие сформулировать современные представления о проблемах управления эмоциональным состоянием персонала в организации.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Глава 1. Теоретические аспекты группового поведения в организации

1.1. Понятие группового поведения и групповые статусы

В рамках группы типичным является совместное действие следующих параметров: приверженность стереотипам группового поведения; нахождение в области обыденного сознания; низкий уровень культуры; отсутствие навыков логического мышления[1].

Групповое поведение характеризуется: возникновением групповых норм; появлением лидера или инициативного ядра, а также усилением их влияния; пренебрежительным отношением к доводам здравого смысла; упорством в заблуждениях; уничижением вплоть до полного исчезновения личного мнения членов группы; выработкой групповых решений, соответствующих групповым нормам[2].

Обыденное сознание характеризуется ориентацией индивида на сложившиеся в его группе, страте, классе, а также семье и коллективе представления о реалиях окружающего общества. Выводы и умозаключения о социальных явлениях и процессах делаются на основании нескольких, а то и одного-двух случаев «из жизни» либо на основе наблюдений в рамках ближайшего окружения индивида вместо того, чтобы ориентироваться на широкие наблюдения, сделанные на базе значительных выборок или даже существенных размеров генеральных совокупностей[3].

Низкий уровень культуры характеризуется, в том числе, снижением уровня проявляемых в различных обстоятельствах способностей решать сложные учебные и практические задачи.

Отсутствие навыков логического мышления связано как со снижением способностей к логическим построениям из-за снижения общего уровня психического здоровья, так и с общим кризисом системы обучения[4].

Если такие обстоятельства, по подозрению менеджера по персоналу или других менеджеров, работающих в данной области, существуют, то необходимо провести диагностику коллектива на предмет реального состояния или ситуации[5]. «Симптомами ненормального положения могут служить следующие характеристики членов анализируемых группы или коллектива, легко выявляемые даже при поверхностном наблюдении:

  • частая смена работы, места учебы или семейного положения;
  • отсутствие какого-либо существенного продвижения по службе;
  • явное предпочтение обыденному сознанию перед научным;
  • принятие групповых норм».

Такая группа подчиняется тем же закономерностям, что и толпа, поэтому в ней также представлены ядро из 1—3 человек, каждый из которых имеет определенный статус, и периферия, в которой периодически образуются струны. Преодоление групповых пристрастий сравнительно легко достигается изоляцией ядра и предотвращением образования нового[6].

Виды групповых статусов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Возможные сочетания признаков и их результаты

№ п/п

Статус

Сочетание признаков

Характерные симптомы

Рекомендуемые меры

1

2

3

4

5

1

«Самородок»

Низкая приверженность групповому поведению и обыденному сознанию, низкий уровень культуры

Постоянные попытки получить информацию с «верхних» ступеней иерархической лестницы

Проведение как профессионального, так и гуманитарного обучения

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

2

«Коллективист»

Высокая приверженность групповому поведению, низкая склонность к обыденному сознанию, низкий уровень культуры и высокий – логического мышления

Интуитивное стремление к «сбиванию» коллектива, формированию команды во всех видах деятельности – от служебной до свободного времени

Тестирование и, при удачном результате, обучение с последующим выдвижением на должность линейного менеджера на своем уровне

3

«Обитатель болота»

Высокая приверженность групповому поведению и обыденному сознанию, хорошая логика и низкий уровень культуры

Состояние безразличия к тем делам, которые не касаются данного индивида лично

Использование на тех работах и должностях, которые не являются ключевыми для компании

4

«Единоличник»

Не склонен к групповому поведению при обыденном сознании, хорошая логика, но низкий уровень культуры

Трудно встраивается в коллектив, требует инструкций по каждому поводу

Требуется индивидуальный подход – назначение наставника, предоставление отдельной работы, создание индивидуальных планов

5

«Мажор»

Низкая тяга к групповому поведению и обыденному сознанию, высокая культура и способность логического мышления

Любые инновации воспринимаются с энтузиазмом, с такими людьми менеджер может реализовывать практически любые замыслы

Разработка и реализация долгосрочной стратегии развития персонала и компании в целом

6

«Профессионал»

Групповое поведение выполняется,  но не действует под влиянием обыденного сознания, высокий уровень культуры и логического мышления

Хорошо работает в команде

Использование в качестве исполнителя в ответственных для компании работах, может руководить небольшими коллективами, чаще всего, временными

7

«Душа общества»

Групповое поведение и обыденное сознание превалируют, высокий уровень культуры и логического мышления

Склонность к принятию решений не в интересах компании в целом, а в интересах коллектива

Использование только на должностях менеджеров среднего звена под неослабным контролем вышестоящих менеджеров

8

«УФОлог»

Высокая приверженность групповому поведению и обыденному сознанию, высокий уровень культуры и логики в действиях

Частая перемена увлечений, которые обычно мешают работе

Разработка индивидуальных рабочих программ, не дающих возможности часто отвлекаться, и интересных для исполнителя


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

9

«Осколок империи»

Низкая культура и логика мышления, групповое поведение и мышление, не выходящее за рамки обыденного

Не «схватывает на лету» задания и новые знания, кажется ленивым и неработоспособным

Предоставление возможности обучения, причем каждая предоставляемая льгота должна вводиться прилюдно

10

«Бунтарь»

Оригинальное мышление при низкой культуре и логике действий, усугубляемое склонностью к действиям в составе группы

Склонен поддаваться влиянию лидера группы или команды, возможны проявления психологии толпы

Очень аккуратное использование в больших коллективах. Лучше выделять их небольшую часть для выполнения отдельной работы, но без географического удаления, чтобы сохранить возможность контроля

11

«Минор»

Высокая приверженность нормам группового поведения и обыденного сознания на фоне непредсказуемости поведения и бескультурья

Не поддается никаким способам воздействия, понимает только собственные нужды и устремления, да и то не выраженные в ясном виде

Увольнение

12

«Угрюмый»

Слабые культурные навыки и навыки логического мышления, обыденное сознание при неярко выраженном индивидуализме

Плохо реагирует на работу с другими людьми

Пытаться перевоспитывать можно; нужно соизмерить усилия и возможный эффект

13

«Мистик»

Высокая культура при слабой логике, низкие показатели группового сознания и обыденного мышления

Склонен воспринимать все «новейшие» веяния, приходящие в виде слухов. Безобиден до тех пор, пока эта «блажь» не вступает в противоречие со служебной деятельностью

Помогает периодическое «промывание  мозгов» вышестоящим менеджером на предмет изгнания соответствующих мифов. В тяжелых случаях – направление на обучение, в начальный период которого данного индивида нужно изолировать от коллектива, дав ему, по крайней мере на это время, самостоятельный участок работы

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

14

«Интеллектуал»

Слабая логика и высокая культура  в сочетании в сочетании с групповой формой поведения и пренебрежением к обыденному сознанию

Пропагандирует в коллективе всяческие нововведения, сам, однако не проявляя ни малейшей попытки использовать их самому

Выбрать 3–4 членов коллектива (которым больше других надоело выслушивать призывы «работать по-новому»). Эти люди через равные промежутки времени (примерно раз в неделю) предлагают данному индивиду показать пример, «возглавить» начинание: либо он возьмется за ум, либо на него постепенно перестанут обращать внимание.

15

«Эстет»

Слабая логика и высокая культура на фоне обыденного сознания и группового поведения

Стремится склонить коллектив к бесконечной «полировке» выполняемой работы, т.е. к многочисленным улучшениям и усовершенствованиям в ущерб срокам и планам

Введение в коллективе обязательно писаной и утвержденной процедуры внесения поправок с адресным указанием автора каждой. Данный индивид либо «увянет», либо перейдет в рамки более конструктивной деятельности

16

«Асоциальный элемент»

Слабая логика и высокая культура, накладывающаяся на индивидуализм и обыденное сознание

Склонен к сложным «каверзам», трудно выявляемым и анализируемым, может доходить даже до неоправданной жестокости

Такого человека «лучше иметь на своей стороне», причем для привлечения не стоит ничего жалеть, так как если нельзя от него избавиться, пусть строит «каверзы» противной стороне


Становясь членом группы, каждый индивид не хочет быть отвергнутым ею. Поэтому люди склонны следовать групповым нормам. Многие исследования показывают, что группы могут оказывать сильное влияние на индивидов, побуждая их к изменению своего поведения и аттитюдов в соответствие с ее стандартами. Подобные изменения поведения особенно характерны по отношению к значимым группам, членством в которых индивид очень дорожит. Такие значимые группы носят название референтных и обладают исключительным влиянием на индивидуальное поведение. Индивид ощущает себя тесно связанным с другими членами такой группы, определяет себя как ее член и сильно ориентирован на мнения других[7].

Сталкиваясь с групповым давлением, обычно говорят о конформности, под которой понимается поведение индивида относительно позиции группы, меру его подчинения групповому давлению, принятие или отвержение им групповых норм и правил. Противоположными «конформности» понятиями являются понятия «независимости поведения», «самостоятельности взглядов», «устойчивости к групповому давлению» [8].

Наиболее рельефно конформность проявляется в условиях открытого конфликта между мнением группы и мнением индивида. То, в какой мере индивид готов следовать мнению группы (даже при очевидной ошибочности этого мнения), и определяет степень его конформности.

1.2. Групповые роли, ролевые ожидания и ролевой конфликт

Важной характеристикой положения индивида в группе является система групповых (ролевых) ожиданий. Каждый член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. От человека, обладающего определенным статусом, ожидается определенное поведение, выполнение некоторого набора функций. Индивид следует заданному типу поведения, основываясь на интерпретации того, что от него ждут другие и как ему надлежит себя вести. Через систему таких ожидаемых ролевых и поведенческих стандартов группа способна контролировать поведение своих членов[9].

В тех случаях, когда ролевые ожидания формируются в общепринятые генерализованные представления, имеют место так называемые ролевые стереотипы. Систему ролевых ожиданий в организации нередко именуют психологическим контрактом, который подписывает, сам того не подозревая, каждый работник организации. В отличии от юридического контракта между нанимателем и служащим, определяющего их взаимные обязательства, психологический контракт охватывает многочисленные неписаные обязательства, подразумеваемые обеими сторонами как нечто само собой разумеющееся.