Файл: Формирование группового поведения в организации (Анализ группового поведения в ООО «Альтеко»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такой психологический контракт состоит из взаимных ожиданий: менеджер - от подчиненного и наоборот. По сути дела, этот контракт определяет поведенческие ожидания, соответствующие каждой роли. Ожидается, что менеджер будет справедлив к служащему, создаст для него приемлемые условия труда, будет требовать от него выполнения понятных и реальных задач, а также будет снабжать его информацией о качестве его работы. В свою очередь, от служащего ожидается серьезное отношение к работе, выполнение указаний и лояльность к организации[10].

Что же происходит в том случае, если ролевые ожидания, предполагаемые психологическим контрактом, не совпадают? Если менеджер не выполняет ожидаемых от него действий, это отрицательно сказывается на деятельности и удовлетворенности служащих. Если же служащий не следует своей роли, это ведет к дисциплинарным взысканиям и даже увольнению. Таким образом, психологический контракт должен рассматриваться как важная детерминанта поведения в организации. Он указывает на важность адекватного информирования членов организации о ролях, которые от них ожидаются[11].

В случае, когда индивид сталкивается с несоответствующими ролевыми ожиданиями, может возникнуть ролевой конфликт. Он возникает в тех случаях, когда индивид обнаруживает, что следование одним требованиям делает затруднительным или даже невозможным выполнение других ролей[12].

В своем крайнем проявлении ролевой конфликт возникает в ситуациях, когда ролевые ожидания полностью исключают друг друга[13].

1.3. Групповые нормы и групповые санкции

Реальное поведение индивида, выполнение своей роли в группе может соответствовать групповым ожиданиям, но может и противоречить им. Для того, чтобы такое рассогласование было очевидным, система групповых ожиданий должна быть как-то эксплицирована, как-то определена. Необходимую для этого оформленность групповые ожидания приобретают в двух чрезвычайно важных для функционирования группы образованиях: в групповых нормах и санкциях[14].

Нормы — исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для индивида и группы необходимым условием их включения в определенное социальное целое. Именно в нормах фиксируются критерии функционирования группы как целостного образования[15].


Нормы регулируют отношения между людьми. Большинство норм настолько прочно вошло в жизнь, что люди не осознают их до тех пор, пока не обнаружится их нарушение или непонимание. Нормы позволяют индивиду оценивать свои и чужие поступки, ситуацию, партнеров по общению, соотносить оцениваемые явления с эталонами, отбирать, отсеивать, формировать, направлять и регулировать деятельность и общение.

В более узком смысле групповые нормы — это правила, которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию не только по отношению к поведению, но и по отношению к групповой деятельности.

Представленные в сознании нормы используются личностью как эталоны, масштабы, меры, критерии, по которым ведется сравнение своего и чужого поведения. Формирование и принятие норм делает личность ответственной за выбираемые варианты поведения.

Функционирование норм непосредственно связано с социальным или групповым контролем над поведением индивида. Любая группа, существующая достаточно продолжительное время, вырабатывает для себя определенную систему специфических норм. Признаком сформированности определенных групповых норм выступает однозначное реагирование членов группы на поведение ее участников. В групповых нормах находит отражение то, что, по мнению членов группы, должно быть сделано или не сделано в конкретных ситуациях. Нормы выражают собой сложившуюся в группе систему требований, в которой фиксируются основные моменты, регулирующие деятельность и общение, взаимные права и обязанности, образцы поведения и границы их возможных вариаций[16].

Формы проявления групповых норм исключительно разнообразны и охватывают широкий диапазон возможных типов поведения: от внешних ритуалов до морального и эстетического выбора[17].

Различные группы, общности и общества имеют разнообразные нормы, однако у каждой из них они обязательно существуют. После того, как нормы приняты группой, они становятся могучим средством управления индивидуальным поведением, не требующим значительного внешнего контроля. Формализованные нормы отражены в организационных инструкциях, определяющих правила и процедуры, которым должны следовать служащие[18].

Основная сложность в понимании и изучении групповых норм состоит в том, что большинство из норм в организациях являются неформальными. Никому не нужно объяснять, что долгие перекуры или разгадывание кроссвордов не совсем подходящее поведение на рабочем месте и уже вовсе немыслимое занятие в то время, когда шеф собирается навестить отдел. Аналогичным образом, устраиваясь на новую работу, каждый человек знает, что, объясняя причины своего ухода с предыдущей работы, совсем не стоит рассказывать о своих натянутых отношениях с бывшим руководством, а лучше акцентировать неудовлетворенность своим профессиональным ростом или заработной платой[19].


Групповые санкции — механизмы, посредством которых группа вынуждает или стимулирует своего члена к соблюдению групповых норм. Санкции могут быть двух типов: запретительные и поощрительные, негативные и позитивные. Арсенал средств, которые группа может использовать в качестве санкций в отношении своих членов, не выполняющих групповых норм, достаточно широк. Свое поощрение группа выражает похвалой, поддержкой, подчеркнутым вниманием к словам конкретного индивида, символами уважения и статуса (например, правом начинать совместную трапезу), и, наконец, предоставлением индивиду престижных или дефицитных ресурсов, которыми располагает группа[20].

В то же время запретительные санкции, наоборот, направлены на то, чтобы связать нежелательное для группы поведение индивида с неприятными для него переживаниями и ограничениями. Эти санкции включают насмешки и презрение коллег, угрозы и даже остракизм, то есть полное игнорирование «нарушителя». В исключительных случаях группа способна применять и прямую физическую агрессию к тем, кто откровенно нарушает ее нормы.

Выводы.

Групповое поведение характеризуется: возникновением групповых норм; появлением лидера или инициативного ядра, а также усилением их влияния; пренебрежительным отношением к доводам здравого смысла; упорством в заблуждениях; уничижением вплоть до полного исчезновения личного мнения членов группы; выработкой групповых решений, соответствующих групповым нормам.

Всякий член группы не просто вы­полняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и каче­ство выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определен­ным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде слу­чаев может возникать рассогласование между ожиданиями, кото­рые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реаль­ным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.


Глава 2. Анализ группового поведения в ООО «Альтеко»

2.1. Характеристика ООО «Альтеко»

ООО «Альтеко» существует на рынке с 1998 г. До середины 2004 г. Компания специализировалась на реализации различных директ-маркетинговых активностей, включая услуги call-центра, почтовые рассылки.

Во второй половине 2004 г., накопленный и систематизированный опыт прямых коммуникаций с потребителями в В2В и В2С секторах, позволил Компании сконцентрироваться на проведении мотивационных программ. Подключение в 2009 г. к списку своих каналов коммуникации полевого персонала, полностью сформировало коммуникационный микс и создало мультиканальный подход к мотивации.

На рисунке 1 представлена организационная структура ООО «Альтеко».

Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Альтеко»

Во главе общества стоит директор рекламного агентства.

Для оценки текущей деятельности ООО «Альтеко» основные показатели представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные производственно-экономические показатели деятельности предприятия ООО «Альтеко»

Показатели

За год

Отклонения, +/-

Отклонения, %

2014

2015

2016

2014-2015

2016-2015

2016-2014

2014-2015

2016-2015

2016-2014

Объем оказанных услуг, т.р.

1616

4687

54056

3071

49369

52440

190,0

1053,3

3245,0

Себестоимость выполненных услуг, т.р.

1141

4574

52458

3433

47884

51317

300,9

1046,9

4497,5

Численность работников, чел.

18

24

87

6

63

69

33,3

262,5

383,3

в т.ч. рабочие

10

20

56

10

36

46

100,0

180,0

460,0

Прибыль от реализации, т.р.

42

91

281

49

190

239

116,7

208,8

569,0

Чистая прибыль, т.р.

27

43

161

16

118

134

59,3

274,4

496,3


Темпы роста объема производства в 2016 году значительно превосходят темпы роста объема производства в 2014 году. В целом это объясняется тем, что в течение анализируемого периода происходило становление данного предприятия, увеличивались все показатели деятельности. Так как данное предприятие производит услуги, то выручка от реализации совпадает с объемом работ. При этом аналогичный рост наблюдается по всем показателям. Себестоимость выполненных работ увеличилась в большей степени. А численность – наоборот, только в 3 раза.

Чистая прибыль в 2016 г. превышает аналогичный показатель 2014 г. почти в 5 раз, а показатель 2015 г. – почти в 3 раза.

2.2. Анализ взаимоотношений в коллективе и группового поведения

Исследование взаимоотношений в коллективе и группового поведения проводилось на базе отдела маркетинга. Численность отдела составляет 7 чел. и руководитель 1 человек.

Были использованы методы: определение психологического климата в коллективе; определение стиля руководства трудовым коллективом; диагностика межличностных отношений в коллективе. Форма проведения экспериментов – групповая.

Первый этап: «Психологический климат в коллективе». Данная методика необходима для определения состояния психологического климата в трудовом коллективе.

Результаты исследования представлены в Приложениях 1 и 2 и наглядно – на рис. 3.

Рисунок 3 - Итоговый показатель морально-психологического климата в коллективе

По самооценке в коллективе согласие ровняется 45% (средний уровень); дружелюбие- 50% (средний уровень); занимательность работы - 48% (средний уровень); удовлетворенность работой - 42%(средний уровень); взаимная поддержка - 37% (низкий уровень); увлеченность работой - 37% (низкий уровень); продуктивность - 36% (низкий уровень), успешность - 33% (низкий уровень); теплота в общении - 33% (низкий уровень); сотрудничество - 30% (низкий уровень).

Рисунок 4 - Уровень морально-психологического климата

Таким образом, тестирование показало содержащиеся уровни морально-психологического климата в коллективе: высокий - 0%; средний - 62%; низкий - 38%. Это говорит о том, что в коллективе низкая взаимная поддержка; сотрудничество.