Файл: Налог на добавленную стоимость (Понятие налога на добавленную стоимость: сущность и место в налоговой системе РФ).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что налог на добавленную стоимость признан основным федеральным налогом.
Налогу на добавленную стоимость отводят важную роль в косвенном налогообложении. Доходная часть бюджета нашего государства формируется из значительных поступлений налога на добавленную стоимость. Его относят к важному регулятору перераспределения общественных благ.
Благодаря его применению осуществляется перераспределение налогового бремени, что позволяет соблюдать экономическое и юридическое равенство налогоплательщиков в современных кризисных условиях.
Целью работы является изучение порядка ведения налогового учета, порядок исчисления сумм налога на добавленную стоимость, формирование налоговой отчетности.
Задачами работы являются:
- изучение нормативного регулирования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации;
- рассмотрение теоретических основ налога на добавленную стоимость;
- разработка мероприятий налогового планирования;
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе начисления и уплаты НДС.
Предметом исследования является экономические отношения, которые возникают между государством и хозяйствующими субъектами по вопросам налогообложения их добавленной стоимости.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие налога на добавленную стоимость: сущность и место в налоговой системе РФ
1.1.Налог на добавленную стоимость: понятие, сущность, значение
Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Для понимания сути НДС необходима историческая справка.
Налог на добавленную стоимость впервые ввели во Франции в апреле 1954 года. Его изобретение приписывают экономисту из Франции Морису Лоре. На конец 2011 г. он взимался в 156 странах мира, в то время как в 2000 году таких стран насчитывалось всего 123. НДС из развитых государств отсутствует в США, где действует вместо него налог с продаж [1, с.84].
Основным налогом в советской налоговой системе был налог с оборота. Все предприятия, производящие и реализующие товары народного потребления длительного пользования, продукты питания, алкоголь и табачные изделия, облагались налогом с оборота.
В 1990-1991 гг. произошли изменения в политической системе страны, и примерно 90% всех поступлений налога с оборота определялись разницей между ценами оптовыми, установленными централизовано, и ценами розничными, которые устанавливались для определенных производителей и товаров. В связи с ростом цен на розничную торговлю и неизменяющимся размером налога его доля в цене падала и, следовательно, падали доходы с бюджета. Доходы от налога росли медленнее, чем оборот.
Для обеспечения эффективности системы налога с оборота с точки зрения доходов бюджета требовался жесткий контроль за уровнем розничных и оптовых цен. Осенью в 1991 году было принято решение в качестве альтернативы налогу с оборота использовать налог на добавленную стоимость (НДС).
Налог на добавленную стоимость ввели со ставкой в 28%, что было хорошим решением для того времени. Это позволило увеличить уровень налоговых изъятий, позволило создать предпосылки стабильности поступлений. За счет преемственности налога на добавленную стоимость, по отношению к налогу с оборота и налогу с продаж, нововведенный налог не сильно повлиял на налоговую систему, вызвав своим появлением небольшой скачок цен, что прошло почти безболезненно. Использование пониженной ставки на продукты питания позволило улучшить прогрессивность налоговой системы [2, с.44].
Использование всех трех ставок (основной, пониженной и нулевой) позволило минимизировать искажение в ценах, что помогло низко доходным слоям населения.
Порядок исчисления и уплаты налога был определен в 2001 году в Налоговом кодексе Российской Федерации 21 главой. После введения ставки в 28 % она была понижена до 20 % буквально через год. А с января 2004 г. она составила 18 %. Также с 1 января 2004 года был отменен налог с продаж. Все эти факты позволили уменьшить налоговую нагрузку на предпринимателей и устранить фактически двойное налогообложение, так как по сути налог с продаж и налог на добавленную стоимость имеют одинаковые значения. В силу своей новизны и сложности администрирования налог на добавленную стоимость неоднократно менялся и меняется до сих пор. В основном эти изменения направлены на совершенствование налога и повышение эффективности налогового администрирования [3].
Основная функция НДС - фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Этот налог равномерно распределяется по всем секторам экономики [4, с. 156].
1.2. Роль НДС в налоговой системе Российской Федерации
Интерес государств к НДС обложения налогом является чисто практическим, так как страны за счет него пополняют свой бюджет. При этом сам НДС - это один из видов косвенных налогов, выполняющих фискальную и регулирующую функцию в отношении экономики страны, построенной на рыночных отношениях. Экономическое проявление данных функций осуществляется посредством контроля потребления продукции, оказания услуг и сдерживания монополий на выпуск и реализацию одного или нескольких групп товаров [5, с.14].
НДС является одним из основных источников дохода государства и имеет огромное значение для ее экономики. Благодаря существованию НДС государство производит регулирование налоговых сборов в казну страны с юридических лиц, а также нерезидентов страны, в которой ведется производственная деятельность, оказание услуг или реализация товаров. Потому на данном уровне НДС позволяет предотвратить появление большого количества импортной продукции на отечественном рынке, а также не допускать дефицита товаров по причине того, что они будут массово экспортироваться [6, с. 109].
В налоговой системе НДС является косвенным типом сборов, то есть не обязателен для уплаты всеми физическими и юридическими лицами. Для его начисления выделена определенная категория лиц, которые должны платить за выполнение одного из вышеуказанных действий. При этом основа НДС - это добавленная стоимость, то есть разность между фактической стоимостью продукции и ценой затраченных материальных и ресурсных средств. По факту, источники изготовления, пока они не приобретены в частную или корпоративную собственность, принадлежат государству. А потому любой вывоз продукции за рубеж должен сопровождаться уплатой НДС. Также НДС уплачивается и в результате ввоза продукции, однако это выполняется по стандартам того государства, откуда он поступает [7, с. 163].
При этом важно, что НДС - это многоступенчатый налог. Это значит, что на каждом этапе производства он должен уплачиваться в бюджет страны. Оценивая особенности производственной деятельности каждого государства, а также приоритеты в отношении экспорта становится ясным, что НДС существенно пополняет казну государства, позволяя реализовывать социальные и государственные программы.
Немаловажной проблемой налогообложения юридических лиц является проблема совершенствования НДС. НДС сегодня - это наиболее динамично развивающийся налог.
Налог на добавленную стоимость играет ключевую роль в процессе формирования доходов консолидированного бюджета. Применение и распространение НДС обосновывается фискальными, экономическими и психологическими преимуществами. Фискальные преимущества заключаются в его высокой доходности, так как практически каждый человек уплачивает этот налог независимо от того, какой доход получает [8, с.69].
НДС обеспечивает нейтральность налогообложения, поскольку позволяет определить для экспортных товаров сумму налога к возврату, а импортные товары обложить налогом на той же основе, что и продукцию, произведенную внутри страны.
Психологические преимущества состоят в том, что высокий доход от поступления достигается практически незаметно, так как конечные потребители уплачивают НДС неосознанно.
Несмотря на весомость НДС для доходной части бюджета, он остается одним из самых проблемных налогов в российской налоговой системе.
По данным Финансового казначейства РФ и Минфина РФ в Приложении А, отразим структуру налоговых доходов федерального бюджета в 2012-2015 году, мы можем отразить тот факт, что на протяжении 2012-2014 лет налоговые поступления в федеральный бюджет неуклонно росли, в 2014 налоговые поступления были больше чем в 2012 году на 14,69% (рисунок 1). В целом величина налоговых доходов в 2015 году заметно снизилась: -2,6 п.п. ВВП к уровню 2014 г.
Поступления НДС на протяжении 2012-2015 годов имеют тенденцию на повышение год от года, в 2014 поступления НДС больше чем в 2012 году на
Рисунок 1 - Динамика поступлений налоговых доходов и НДС в федеральный бюджет РФ в 2012-2015 гг.
В структуре налоговых поступлений в 2012-2014 году преобладают таможенные пошлины (от 37,07% до 38,02%), далее следует НДС (от 31,79% до 32,88%), на 3 месте идет НДПИ (от 22,45% до 23,16%). Акцизы и налог на прибыль занимают практически одинаковый удельный вес - чуть более 4%.
Графически структура налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2013 году отражено на рисунке 2, в 2014 году на рисунке 3, в 2015 году на рисунке 4.
Рисунок 2 - Структура поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет
Рисунок 3 - Структура поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет РФ в 2014 году
Рисунок 4 - Структура поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет РФ в 2015 году
Из данных рисунка 1 видно, что доходы от поступления НДС в федеральный бюджет РФ имеют положительную динамику в период 2010-2011 гг.
Поступление НДС за 2012 г. составило 3545,8 млрд. руб., в том числе 1886,14 млрд. рублей по реализации на территории РФ и 1659,66 млрд. руб. на товары, ввозимые на территорию РФ, увеличение по сравнению соответствующим периодом на 7,6 %. Причинами этому послужили высокая база сравнения (в 2010 и 2011 годах высокие темпы роста основных экономических показателей объяснялись выходом российской экономики из кризиса 2008 и 2009 годов), замедление темпов роста экономики, закрытие отдельных этапов крупномасштабных инвестиционных проектов. Также большое влияние оказал рост вычетов по налогу.
В 2013 г. поступление НДС составило 3539,01 млрд. руб., в том числе 1868,21 млрд. рублей по реализации на территории РФ и 1670,80 млрд. руб. на товары, ввозимые на территорию РФ. Небольшое снижение доходов от поступлений связано с массовым уходом индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) в теневую экономику либо их полной ликвидацией в первом полугодии 2013 года. Снижение также связано с охлаждением российской экономики, то есть с замедлением роста [10, с. 161].
Поступление НДС за 2014 г. составило 3931,66 млрд. руб., в том числе 2181,42 млрд. рублей по реализации на территории РФ и 1750,24 млрд. руб. на товары, ввозимые на территорию РФ, увеличение по сравнению с 2012 годом на 10,88 %.
Анализируя структуру фактического поступления налоговых доходов федерального бюджета в 2015 году (таблица 1) можно отметить рост поступлений в относительном выражении по НДПИ (+0,3 п.п. ВВП), по НДС на товары, реализуемые на территории РФ (+0,2 п.п. ВВП) и по налогу на прибыль организаций (+0,1 п.п. ВВП). Рост поступлений по НДПИ связан с радикальным увеличением с начала 2015 г. базовой ставки НДПИ на нефть с 493 до 766 руб./т, которое проведено в рамках «налогового маневра» [11, с.23].
Поступления таможенных пошлин по итогам 2015 г. значительно сократились - на 3,2 п.п. ВВП, что связано с падением цен на нефть и снижением объемов импорта. Кроме того, таможенные поступления сократились из-за снижения с начала 2015 г. предельных ставок (коэффициента в формуле) вывозных таможенных пошлин на нефть до 42% против 59% в 2014 г. Эта мера была реализована в рамках «налогового маневра». Объем поступлений по НДС на товары, реализуемые на территории РФ в 2015 г. демонстрирует незначительный рост, на 0,2 п.п. ВВП. При этом доходы от НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, и от акцизов (как «ввозных», так и «внутренних») сохранились в долях ВВП на уровне 2014 г.