Файл: Налог на добавленную стоимость (Понятие налога на добавленную стоимость: сущность и место в налоговой системе РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Проблемы взимания НДС

О значимости налога на добавленную стоимость говорят многие экономисты: С.Г. Чеглакова, Н.Л. Макаркина, Н.И. Малис, Т.Л. Крутякова А.В. Шипилова, Т.Л. Далхатовна, О.Ю. Остапчук, И.В. Сибиряткина, Е.В. Кондусова и др.

Так например, А.В. Шипилова в своей статье пишет: «Одним из обязательных платежей, введенных в современную практику налогообложения, является налог на добавленную стоимость (НДС). За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации и стал одним из важнейших федеральных налогов» [12, с.38].

Т.Л. Далхатовна говорит о значимости появления НДС в мировом налогообложении «Важнейшим событием мировой практики налогообложения последней трети XX в. стало широкое распространение налога на добавленную стоимость. Налог называют самым эффективным нововведением последней трети ХХв.» [13, с.139].

И.В. Сибиряткина размышляя о проблемах налогообложения добавленной стоимости пишет: «Для решения проблем налогообложения налога на добавленную стоимость необходимо предпринимать меры, направленные на увеличение дохода организации. Одним из направлений политики в области повышения доходного положения в налоговой системе является оптимизация системы налоговых льгот и освобождений, а также устранение имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения [14, с.303].

Также есть экономисты, выступающие за отмену НДС, например, Н.А. Ивашов говорит: «отмена НДС привела бы к сокращению количества российских компаний в 3-4 раза. Перестали бы существовать те фирмы, которые нужны только для налоговых возвратов. Зато существенно возросла бы собираемость налогов на прибыль предприятий, налогов на доходы физических лиц. Высвободились бы миллионы людей, которых можно было бы задействовать в реальном секторе экономики. Компании начали бы платить зарплаты «в белую». Есть мнение, что отмена будет компенсирована посредством увеличения сборов по другим налоговым статьям, в частности, за счет налога с продаж, от которого в отличие от НДС уклониться фактически невозможно. Риск при этом таков, что для крупного и среднего бизнеса овчинка просто не стоит выделки [15, с. 12].

В процессе формирования федерального бюджета НДС играет главную роль. Однако данный налог создает много проблем и сложностей в налоговой системе РФ. Существует огромное количество схем ухода от уплаты налога. Сложность администрирования и пробелы в законодательстве помогают недобросовестным предпринимателям проводить операции по незаконному возмещению налога на добавленную стоимость [16, с.43].


Минусами данного налога являются:

  1. Сложность в администрировании (делает данный налог неэффективным не только в России, но и за рубежом).
  2. Регрессивность: малообеспеченные граждане чувствуют всю нагрузку, которую создает этот налог на их доходы. Потребители покупают одни и те же товары по одним и тем же установленным ценам, которые включают в себя фиксированную сумму налога на добавленную стоимость в независимости от размера своих доходов. В этом случае малообеспеченные потребители расходуют большую часть своих средств на уплату налога на добавленную стоимость.

Действие в нашей стране трех налоговых ставок (0 10 и 18%) приводит к сложной ситуации при исчислении налога на добавленную стоимость. Одно предприятие может недоплачивать в бюджет, другое переплачивать, а третье вообще зарабатывать на доплате государством. Данным налогом недовольны и предприниматели, их не устраивают отказы о возмещении при экспорте. Ими было отмечено, что налоговые органы почти всегда нарушают сроки по возмещению налога на добавленную стоимость, в результате этого большинства возмещений налога приходится добиваться через суд, что очень накладно для них [17, с.118].

В России есть трудности с возмещением налога на добавленную стоимость и обоснованием вычетов по внешнеэкономическим сделкам, примененных в тех или иных случаях, что препятствует выходу российских компаний на внешний рынок. Структура налога позволяет создавать различные схемы махинаций по уклонению от уплаты налога, либо его минимизации и даже субсидирования из бюджета. Одна из таких схем уклонения от налога носит название «карусельная». Суть данной махинации состоит в том, что предприниматели импортируют товары, а после этого продают их с накруткой, равной по величине ставке налога на добавленную стоимость, а разницу оставляют себе. НДС в бюджет не перечисляется. Чаще всего такие махинации проводятся через большое число компаний, что мешает проводить расследование таких схем уклонений. С налогом на добавленную стоимость связанно большое количество налоговых преступлений, приводящих к неправомерным возмещениям данного налога из бюджета РФ.

Также в России есть множество не совсем законных способов минимизировать налог на добавленную стоимость. Например, схема с занижением цен товаров или схема с разделением финансовых потоков.

Суть этой схемы заключается в том, что часть добавленной стоимости крупного холдинга перераспределяется между мелкими розничными предприятиями, которые не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.


Фискальные плюсы налога на добавленную стоимость содержат в себе следующие элементы: высокая доходность и обширность налогового бремени.

Налог на добавленную стоимость создает нейтральность налогообложения при условии правильного применения данного налога. Эту особенность налога используют для обложения торговых операций на международном рынке. Структура НДС дает возможность для экспортных товаров обеспечить вывоз их, будучи освобожденными от налогообложения, а импортные товары обложить налогом, таким же, как и для товаров, работ и услуг, произведённых в Российской Федерации. Исходя из этого, можно сказать, что данная форма экономического «нейтралитета» играет важную роль для правильного функционирования механизмов международной торговли [18, с.103].

Налог на добавленную стоимость одинаково значим в отношении к торговым операциям внутри страны. Отличительной чертой данного налога является то, что при его исчислении не рассматривается количество владельцев, которых сменила продукция до своего попадания к конечному потребителю, и какая часть стоимости продукции была приплюсована на том или ином этапе реализации к стоимости товара (продукции, услуги).

Можно полагать, что налог на добавленную стоимость превосходит налог на доходы физических лиц в увеличении накопления капитала. НДС не влияет пагубно на решения инвестиционные и решения в сфере занятости.

НДС оказывает разнообразное воздействие на разные уровни экономики. Чем больше доля материальных затрат, доля выполненных работ и оказанных услуг сторонних организаций, в совокупной стоимости произведенных товаров, тем меньшая сумма его оборота будет облагаться налогом. В неблагоприятных экономических условиях находятся трудоемкие отрасли экономики с высокой долей чистой продукции в валовом обороте.

Психологические особенности налога на добавленную стоимость состоят в том, что большая доходность от поступления незаметна, так как потребители товара уплачивают НДС, который входит в стоимость товара. Благодаря этому факту можно избежать конфликта непосредственно с потребителями товаров, работ, услуг (налогоплательщиками) и снизить сопротивление общественности при увеличении или уменьшении налога [19, с.79].

В последние годы продолжаются дискуссии о реформе НДС, эти обсуждения возникли в связи с разработкой долгосрочной стратегии социально-экономического развития России и споров о том, как создать стимулы для инновационного экономического роста. Одной из первостепенных путей улучшения налога на добавленную стоимость является переход на ставку 10 %, что позволит увеличить количество получаемых средств и уменьшить попытки уклонения от уплаты [20, с.70]. Для импортной продукции планируется увеличить таможенную пошлину и акцизы на ту величину, которая уменьшит налог на добавленную стоимость. Увеличение таможенной пошлины будет способствовать уменьшению спроса на ввозимые товары, что поможет российским товарам повысить свою конкурентоспособность и будет способствовать укреплению отечественного рынка. Но данные меры могут оказать и отрицательное воздействие, это может привести к уменьшению темпа роста модернизации наукоемких отраслей. Может увеличиться стоимость современной импортной техники, к примеру.


Снижение налоговой ставки налога на добавленную стоимость будет способствовать положительному снижению цен на потребительские товары, а также снижению цен на реализуемые товары, возрастет спрос. Однако это может повлечь за собой значительный рост инфляции. Поэтому дальнейшее реформирование НДС следует проводить в направлении снижения ставки при сохранении ее дифференциации. Можно предположить, что при снижении стандартной ставки есть риск привлечь дополнительный приток импорта в Россию, что отрицательно повлияет на конкурентоспособность аналоговых товаров, производимых и реализуемых на территории страны, особенно обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Таким образом, модернизация и администрирование налога на добавленную стоимость очень трудоемкий вопрос, который необходимо решать очень взвешенно, чтобы не навредить экономике страны (не допустить потерь доходов бюджета) и способствовать повышению производительности труда и росту валового внутреннего продукта. Также популярностью пользуется идея о замене налога на добавленную стоимость налогом с продаж (далее - НСП) [21, с.10].

Структура планируемых доходов федерального бюджета в 2016-2018 годах согласно проекта «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» [22] представлена в таблице 1 .

Таблица 1 - Структура доходов федерального бюджета в 2016 - 2018 годах, млрд. руб. [22].

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

отчет

%%

ВВП

Закон

93-ФЗ

%%

ВВП

прогноз

%%

ВВП

прогноз

%%

ВВП

прогноз

%%

ВВП

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Доходы, всего

14 496,9

20,3

12 539,7

17,2

13 958,8

16,9

14 916,6

16,4

15 932,7

16,0

в том числе:

Нефтегазовые

доходы

7 433,8

10,4

5 686,7

7,8

6 292,1

7,6

6 821,8

7,5

7 279,4

7,3

в том числе:

НДПИ

2 836,8

3,9

3 088,2

4,2

3 936,3

4,8

4 543,3

5,0

4 864,0

4,9

Таможенные

пошлины

4 597,0

6,4

2 598,5

3,6

2 355,8

2,8

2 278,5

2,5

2 415,4

2,4

Ненефтегазовые

доходы

7 063,1

9,9

6 853,0

9,4

7 666,7

9,3

8 094,8

8,9

8 653,3

8,7

в том числе:

Налог на прибыль организаций

411,3

0,6

421,7

0,6

499,8

0,6

553,3

0,6

606,4

0,6

НДС

3 931,7

5,5

3 714,8

5,1

4 463,1

5,4

4 969,3

5,5

5 491,4

5,5

Акцизы

592,4

0,8

558,3

0,8

600,0

0,7

656,3

0,7

670,0

0,7

НДПИ

(без нефтегазовых доходов)

21,2

0,0

29,8

0,0

32,5

0,0

33,1

0,0

33,8

0,0

Таможенные

пошлины

(без нефтегазовых

доходов)

692,6

1,0

667,3

0,9

656,1

0,8

618,4

0,7

606,8

0,6

Дивиденды по акциям,

принадлежащим

Российской

Федерации

220,2

0,3

198,4

0,3

162,5

0,2

221,7

0,2

224,5

0,2

Прочие

ненефтегазовые

доходы

1 193,7

1,7

1 262,7

1,7

1 252,8

1,5

1 042,7

1,1

1 020,4

1,0


В 2016 - 2018 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 16,9% ВВП в 2016 году до 16,4% в 2017 году и до 16,0% ВВП к 2018 году, в основном за счет снижения нефтегазовых доходов.

Рост ненефтегазовых доходов в номинальном выражении преимущественно связан с ростом поступлений по НДС (как внутреннему, так и по НДС на импорт) и налогу на прибыль организаций на фоне восстановления экономической активности.

Расчет НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, произведен с учетом пункта 51 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р), согласно которому в 2015 и 2016 годах установлены льготные ставки НДС для внутренних воздушных перевозок (10%) и пригородного железнодорожного сообщения (0%). Потери доходов по внутреннему НДС в результате данной меры оцениваются порядка 33,8 млрд рублей в 2015 году и 40 млрд рублей в 2016 году [22].

Таким образом, НДС без преувеличения можно назвать одним из наиболее тяжело администрируемых налогов в нашей стране. Вместе с тем НДС - это один из важнейших ключевых источников налоговых доходов бюджета. В консолидированном бюджете РФ НДС составляет около четверти всех налоговых поступлений. Данный налог обладает широкой налоговой базой, и в отличие от таких основных налогов, как налог на прибыль, 9алог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), менее подвержен конъюнктурным колебаниям мировых цен на сырье и энергоносители и способен обеспечивать стабильность российской системы государственных финансов в долгосрочной перспективе. Именно весомость НДС для федерального бюджета заставляет многократно анализировать возможности и последствия реформирования НДС.

Глава 2. Правовое регулирование и структура налога на добавленную стоимость

2.1.Правовые основы исчисления и взимания НДС

Рассмотрение практических попыток внедрения тех или иных методологических принципов налогообложения добавленной стоимости как в России, так и за рубежом всегда вызывает острый интерес в обществе, поскольку затрагивает интересы подавляющего большинства граждан, так или иначе участвующих в распределительных процессах на основе комплексного механизма взимания НДС. Показательно, что наибольшие успехи в налогообложении добавленной стоимости наблюдаются, когда налогоплательщик становится лицом, заинтересованным в сохранении и расширении своей налоговой базы.