Файл: Налог на добавленную стоимость (Понятие налога на добавленную стоимость: сущность и место в налоговой системе РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 5 - Плательщики НДС [42, с.105]

организации и предприятия, индивидуальные предприниматели, лица, осуществляющие перемещение товаров через территорию РФ (при пересечении таможенной границы они признаются налогоплательщиками НДС).

Законодательством РФ предусматривается обложение косвенными налогами не только товаров и услуг, производимых на территории РФ, но и товаров, которые пересекают таможенную границу РФ.

Плательщиками НДС, являются [43]:

  • предприятия, не использующие упрощенную систему налогообложения и уплачивающие Единого налога на вмененную деятельность (далее - ЕНВД).
  • предприниматели, чья выручка за последние три месяца превышает 2 млн. рублей (то же касается компаний на упрощенном режиме налогообложения (далее - УСН) и ЕНВД).
  • юридические и физические лица, занимающиеся импортно-экспортными операциями.

На рисунке 6 представлены субъекты, которые не являются плательщиками НДС.

Рисунок 6 - Субъекты, не являющиеся плательщиками НДС [44, с.66]

Налогоплательщики в обязательном порядке должны быть поставлены на учет в соответствующем налоговом органе. Иностранные организации в этом случае - не исключение. Они имеют право встать на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации по месту расположения своего представительства.

Для этого необходимо подать в соответствующий налоговый орган письменное заявление от организации, представив все необходимые документы. Налоговая инспекция обязана выдать иностранной организации Свидетельство о постановке на учет. Если иностранная организация имеет на территории РФ несколько подразделений, находящихся в разных районах государства, то она имеет право выбора подразделения, в котором она будет стоять на учете и где будет осуществлять подачу налоговых деклараций за каждый налоговый период.

Соответственно, уплата налогов по всем операциям, которые производятся на территории РФ, будет производиться на территории того налогового органа, в котором иностранная организация стоит на учете. Налоговые органы на территории остальных подразделений, представительств иностранной организации должны быть уведомлены в письменном виде о выборе налогового органа, в котором состоит на учете иностранная организация [45].

На рисунке 7 отражен механизм освобождения от НДС.

Рисунок 7 - Механизм освобождения от НДС [46, с.57]


От уплаты НДС кроме плательщиков ЕНВД и УСН освобождаются сельхозпредприятия и агрофирмы (которые ведут так называемый ЕСХН- режим налогообложения) [47, с.69]. Но, несмотря на такое ограничение, могут возникать случаи, когда лицо, освобожденное от уплаты НДС, все же его вынуждено выставить в счете-фактуре. Тогда оно обязано в полном объеме вернуть в бюджет весь включенный в стоимость товаров или услуг налог.

Объектом налогообложения НДС являются:

  • операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе их
  • безвозмездная передача;
  • ввоз товаров на территорию РФ (импорт);
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Налоговая база НДС является основанием для расчета суммы этого налога и формирования налоговой декларации по нему в части начисления. В общем случае налог исчисляется исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Для того, чтобы рассчитать НДС, необходимо рассчитать сумму НДС, исчисленную при реализации, сумму вычетов по НДС, и, при необходимости - сумму НДС которую нужно восстановить к уплате [48, с. 20].

Восстановлению подлежат ранее принятые к вычету суммы НДС, по операциям, указанным в п.3 в ст. 170 НК РФ.

Различают следующие ставки НДС, которыми облагаются товары и услуги по определенным категориям:

  • 0% — ряд транспортных услуг, товары для космоса, некоторые импортно-экспортные операции (международные перевозки), драгметаллы, судостроение.
  • 10% —продовольственные товары, детские товары, медицинские товары, периодические печатные издания и книжная продукция и др.
  • 18% — остальные товары и услуги.

Более подробно ставки НДС отражены в Приложении В.

В большинстве случаев НДС рассчитывается довольно просто. Основанием для исчисления НДС является счет-фактура. Однако стоит различать два вида налога: НДС к уплате и НДС к зачету (возврату) [49, с. 125]. Разберемся подробнее в этом вопросе.

Все итоги в бухгалтерии предприятия по счетам-фактурам за отчетный период суммируются. Общая сумма начисленного дохода по счет-фактурам будет являться налогооблагаемой базой (НБ). Налогом будет являться произведение налоговой базы на ставку налога, вид у формулы расчета НДС в этом случае будет следующий [50, с. 159]:

НДС = НБ*ставка (1.1)


Налоговая база НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения НДС согласно ст. 146 НК РФ, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК РФ.

При ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база НДС определяется в соответствии с гл. 21 НК РФ и таможенным законодательством Таможенного союза, и законодательством РФ о таможенном деле.

При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база НДС определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке [51, с.12].

При передаче имущественных прав налоговая база НДС определяется с учетом особенностей, установленных гл. 21 НК РФ.

При ставке НДС 18% налог с выручки 100 тысяч рублей составит 18 тысяч.

Чтобы исключить двойное налогообложение по НДС, государство ввело другой вид НДС — к зачету (возврату), который рассчитывается исходя из итоговых сумм всех выставленных вам со стороны контрагентов счетов-фактур.

НДС к уплате рассчитывается в несколько этапов.

  1. Определение налогооблагаемой базы.
  2. Начисление НДС.
  3. Определение суммы налоговых вычетов.
  4. Разница между начисленным и выплаченным налогом (вычетом) и составляет сумму НДС к уплате.

В случае превышения вычетов над начисленными суммами налогоплательщик имеет право на возмещение этой разницы по письменному заявлению и после вынесения решения. [52, с.21].

Налоговым периодом по налогу признан квартал. Однако уплата НДС производится ежемесячно, так как существует рассрочка по налогу с правом перечисления платежей равными долями в течение 3-х месяцев после отчетного периода не позднее 25 числа. Срок уплаты НДС - не позднее 25-го числа каждого месяца. Перечислять налог необходимо равными долями в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (кварталом). Если 25-е число приходится на выходной (нерабочий праздничный) день, то уплатить налог нужно в первый следующий за ним рабочий день (подтверждение: п. 1 ст. 174, п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).


Исключение - уплата налога:

  • лицами, не являющимися налогоплательщиками (например,

применяющими спецрежим);

  • налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика;
  • налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Данные лица в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделенной суммой налога обязаны уплатить налог по всем таким операциям за налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (т.е. не равными долями, а единым платежом). Если 25-е число приходится на выходной (нерабочий праздничный) день, то уплатить налог нужно в первый следующий за ним рабочий день (подтверждение: п. 4 ст. 174, п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ) [53, с.42].

С 2015 года действует особый порядок по сдаче отчетности в налоговые органы по НДС. Остается в силе обязанность передачи декларации через телекоммуникационные каналы связи (далее - ТКС). Предоставление отчетности в бумажном виде более не допускается, так как она в таком случае считается несданной. А это влечет за собой налоговую и административную ответственность.

В связи с тем, что теперь в декларации при ее подаче отражаются данные из книг покупок и продаж, следует продолжать уделять повышенное внимание наличию подтверждающих документов (счетам-фактурам) и их верному заполнению. В противном случае инспекция оставляет за собой право для доначисления налоговых сумм в ходе камеральной проверки, осуществление которой доступно сразу после сдачи отчетности [54, с.135].

Таким образом, в Российской Федерации, как и во многих других странах применяется налог на добавленную стоимость, являясь при этом самым собираемым налогом. Кроме того, следует отметить, что основная ставка в 18% является средней среди других стран, которые применяют данный налог. В настоящее время условий для снижения данной ставки пока нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог на добавленную стоимость (НДС) относят к косвенным налогам. Он является одним из важнейших федеральных налогов. Из названия сразу видно, что взимается НДС с добавочной стоимости товаров или услуг, которая имеет место на каждой из стадий производства и обращения товара или услуги.

Основная функция НДС - фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Этот налог равномерно распределяется по всем секторам экономики.


Плательщиками НДС, являются:

  • предприятия, не использующие упрощенную систему налогообложения и уплачивающие ЕНВД.
  • предприниматели, чья выручка за последние три месяца превышает
  1. млн. рублей (то же касается компаний на УСН и ЕНВД).
  • юридические и физические лица, занимающиеся импортно-экспортными операциями.

Различают следующие ставки НДС, которыми облагаются товары и услуги по определенным категориям:

  • 0% — ряд транспортных услуг, товары для космоса, некоторые импортно-экспортные операции (международные перевозки), драгметаллы, судостроение.
  • 10% —продовольственные товары, детские товары, медицинские товары, периодические печатные издания и книжная продукция и др.
  • 18% — остальные товары и услуги.

НДС является одним из основных источников дохода государства и имеет огромное значение для ее экономики. Благодаря существованию НДС государство производит регулирование налоговых сборов в казну страны с юридических лиц, а также нерезидентов страны, в которой ведется производственная деятельность, оказание услуг или реализация товаров.

Потому на данном уровне НДС позволяет предотвратить появление большого количества импортной продукции на отечественном рынке, а также не допускать дефицита товаров по причине того, что они будут массово экспортироваться.

Библиография:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации - Ч. I от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (с изм. и доп.) и Ч. II от 5 августа 2000 г. N 117- ФЗ (с изм. и доп.) // [Электронный ресурс]. Режим доступа - http: //www.consultant.ru/popular/nalog 1/.
  2. Алиева Э.Б. Европейский путь развития НДС: сравнительный анализ // Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 38. С. 153-159.
  3. Богачева Н.С. Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития // Академический вестник. 2014. № 1 (27). С. 153-159.
  4. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства. Ворожбит О.Ю. / Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2010. - № 5. - С. 9-16.
  5. Гольцман К.В. Роль Налога на добавленную стоимость в формировании бюджетов Российской Федерации // Вестник магистратуры. 2016. № 1(52). Т.П. С.43-46.

Далхатовна Т.Л. Роль налога на добавленную стоимость в мировойэкономике / Т.Л. Далхатовна, О.Ю. Остапчук // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2014. - № 4(41). - С. 139-143.

  1. Журавлева И.А., Подшивалова Е.В. Регулирующая роль НДС: исторический аспект и экономическая обоснованность // Аспирант. 2015. № 4 (9). С. 79-89.
  2. Иванова Т.В. «Вопросы косвенного налогообложения в России» // Вестник Челябинского государственного университета. № 5. 2006. С.51-54.
  3. Иванян А. Г. О налоговых рисках // Налоговый вестник. - 2014. - № 10.
  4. Ивашов Н.А. НДС как тормоз для экономики России: / Ивашов Н.А. // Наша версия. - 2011. - № 5.
  5. Калистратова В.Л. Налог на добавленную стоимость в России. Возможные пути развития в настоящее время // В сборнике: Молодые ученые - ускорению научно-технического прогресса в XXI веке сборник материалов III Всероссийской научно-технической конференции аспирантов, магистрантов и молодых ученых с международным участием: электронное научное издание. Ответственные за выпуск: А.П. Тюрин, А.Н. Домбрачев. 2015. С. 465-470.
  6. Крамаренко Л.А. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие / Л.А. Крамаренко, М.Е. Косов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 576 с.
  7. Кузьмичева И.А., Замула Е.В. Налоговые риски предприятия и пути их минимизации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 8-3. - С. 118-122.
  8. Лебедева А.Д., Микаэлян Д.Г. Проблемы и перспективы налогообложения юридических лиц в РФ // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 23. С. 159-167.
  9. Майбуров И. А. Налоги и налогообложение. М.: Юнити-Дана, 2013. 655 с.
  10. Мамедов А., Фомина Е. Федеральный бюджет: риск ухудшения структуры расходов // Экономическое развитие России, № 3. 2016. С.23-30.
  11. Налоги и налогообложение: учебник для академического бакалавриата / под ред. М. В. Романовского, Н. Г. Ивановой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 441 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
  12. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов: (проект) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  13. Рыкунова В.Л. «НДС и налог с продаж: исторический аспект применения»//Экономика и право. - №2. - 2011г.
  14. Саркисова Р.А. Роль и значение НДС // NovaInfo.Ru. 2014. № 19. С. 70-72.
  15. Светозаров А.С. Проблемы налогообложения предпринимательских структур в Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2014. № 2. С. 109-114.
  16. Сибиряткина И.В. Перспективы развития налога на добавленную стоимость в РФ / И.В. Сибиряткина, Е.В. Кондусова // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 4-2. - С. 303-304.
  17. Скрипченко С.С. Характеристика НДС, проблемы администрирования и влияние его снижения на экономику // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 34. С. 102-106.
  18. Соколовская Е.В., Филиппова Н.В. Экономическая природа и свойства НДС // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С. 69-72.
  19. Шипилова А.В. Оценка роли налога на добавленную стоимость в формировании федерального бюджета РФ / Шипилова А.В. // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2012. - № 30. - С. 38-44.