Файл: Понятие и задачи экономического анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

экономический анализ.

Учетная информация проходит аналитическую обработку:

1.проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными

за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и

среднеотраслевыми;

2.определяется влияние различных факторов на результаты работы

предприятия;

3.выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные резервы.

На основе этого разрабатываются и обосновываются управленческие

решения.

Следовательно, анализ можно рассматривать как деятельность по

подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации

управленческих решений. Экономический анализ подготавливает информацию

для планирования, оценки качества и обоснованности плановых показателей,

используется в проверке и объективной оценке выполнения планов.

Планирование начинается и завершается анализом результатов деятельности

предприятия, что позволяет повысить уровень планирования, сделать его

научно обоснованным.[4]

Экономический анализ играет большую роль в определении и

использовании резервов повышения эффективности производства. Он

содействует экономному использованию ресурсов, предупреждению излишних

затрат, внедрению новой техники и технологии производства, научной

организации труда и т.д. В итоге укрепляется экономика предприятия,

повышается эффективность его деятельности.

Следовательно, анализ является важным элементом в системе управления

производством, средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой

разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Роль анализа в управлении производством обусловлена следующими

обстоятельствами:

1.повышение эффективности производства в связи с ростом дефицита

и стоимости сырья;

2.отходом от командно-административной системы управления и

постепенным переходом к рыночным отношениям;

3.созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением

экономики, приватизацией предприятий.

Таким образом, руководитель предприятия должен принимать

управленческие решения, основанные на точных расчетах, глубоком и

всестороннем экономическом анализе. Недооценка роли анализа, ошибки в

планах в современных условиях приносят чувствительные потери.

Предприятия, на которых серьезно относятся к экономическому анализу,

имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.


Принципы экономического анализа:

- научность;

- комплексность;

- объективность;

- точность;

- достоверность;

- действенность;

- оперативность;

- демократизм;

- эффективность и др.

Ими следует руководствоваться, проводя анализ хозяйственной

деятельности на любом уровне.

Анализ должен носить научный характер, т.е. базироваться на

положениях диалектической теории познания, учитывать требования

экономических законов развития производства, использовать достижения НТП

и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

Анализ должен быть комплексным, т.е. охватывать все звенья и стороны

деятельности и всесторонне изучать причинные взаимосвязи в экономике

предприятия.

Одним из требований к анализу является обеспечение системного

подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная

динамическая система, состоящая из ряда элементов, определённым способом

связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно

осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей,

взаимозависимости и взаимоподчинённости его отдельных элементов.

Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным,

конкретным, точным.Он должен базироваться на достоверной, проверенной

информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы

его должны обосновываться точными аналитическими расчётами. Из этого

требования вытекает необходимость постоянного совершенствования

организации учёта, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с

целью повышения точности и достоверности его расчетов.[5]

Анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход

производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты,

упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия. Из этого

принципа вытекает необходимость практического использования материалов

анализа для управления предприятием, для разработки конкретных

мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых данных.

В противном случае цель анализа не достигается.

Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к

случаю, т.е. необходимо планирование аналитической работы на предприятиях,

распределение обязанностей по её выполнению между исполнителями и

контроль за её проведением.


Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение

быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и

претворять их в жизнь.

Один из принципов анализа – его демократизм. Участие в проведении

анализа широкого круга работников предприятия обеспечивает более полное

выявление передового опыта и использование имеющихся

внутрихозяйственных резервов.

Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Задачи экономического анализа:

1) установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;

2) обоснование текущих и перспективных планов;

3) контроль за выполнением планов и управленческих решений, за

экономным использованием ресурсов;

4) определение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних

факторов на результаты хозяйственной деятельности;

5) поиск резервов повышения эффективности деятельности предприятия

на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;

6) оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов,

достигнутому уровню экономики, использованию имеющихся возможностей;

7) оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка

механизмов управления ими с целью повышения доходности бизнеса;

8) разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Таким образом, исследование тенденций хозяйственного развития,

научное обоснование планов, управленческих решений, контроль за их

выполнением, оценка достигнутых результатов, поиск, измерение величины

хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработка

мероприятий по их использованию осуществляется такой наукой, как

экономический анализ.

1.2 Виды экономического анализа

Классификация видов экономического анализа имеет важное значение

для правильного понимания его содержания и задач.

Отличительными признаками каждого анализа являются:

1) его целевая направленность и задачи;

2) объекты исследования и источники информации;

3) методика проведения.

В экономической литературе экономический анализ классифицируется по

разным признакам (Таблица 1).

Таблица 1. «Виды экономического анализа в соответствии с их


классификационным признаком»

Классификационный признак

Вид анализа

Объекты управления

Технико-экономический, финансово-экономический, социально-экономический, управленческий, маркетинговый, экономико-статистический и т.д.

Пользователи (субъекты) анализа

Внутренний управленческий и внешний финансовый анализ.

Периодичность проведения

Годовой, квартальный, месячный, ежедневный, сменный, разовый

Временной признак

Последующий, предварительный, оперативный, экспресс-анализ

Пространственный

Внутрихозяйственный и межхозяйственный.

Методика изучения объектов

Сравнительный, диагностический, факторный, маржинальный, экономико-математический, экономико-статистический, стохастический, функционально-стоимостный и т.

Отраслевой

Отраслевой и межотраслевой

Содержание программы

Комплексный, тематический

Полнота охвата изучаемых объектов

Сплошной и выборочный

Классификация экономического анализа по объектам управления.

Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных

подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства,

социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект

анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону

каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

1)технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы

предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием

являются изучение взаимодействия технических и экономических процессов и

установление их влияния на экономические результаты деятельности

предприятия;

2)финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия,

финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым

результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана,

эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению

резервов увеличения суммы прибыли, росту рентабельности, улучшению

финансового состояния и платежеспособности предприятия;[6]

3)аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностика

финансового “здоровья” предприятия. Проводится аудиторами или


аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового

состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

4)социально-экономический анализ (экономические службы управления,

социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь

социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на

экономические результаты хозяйственной деятельности;

5)экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для

изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления:

предприятия, отрасли, региона;

6)экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей cреды)

исследует взаимодействие экологических и экономических процессов,

связанных с сохранением и улучшением окружающей среды, затратами на

экологию;

7)маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения)

применяется для изучения внешней cреды функционирования предприятия,

рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и

предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики,

разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По субъектам (пользования анализа) различают внутренний

(управленческий) анализ и внешний (финансовый) анализ.

Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для

нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления

производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью

получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия

оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по

вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности.

Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической

отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми

органами, акционерами, инвесторами.

Финансовый анализ может быть охарактеризован как процесс познания

сущности финансового механизма функционирования предприятия. Его

основное назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании

финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его

устойчивости.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения

хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана,

выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов