Файл: Эффективный лидер и его команда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Лидерство — важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Успех в разрешении во многом непростых проблем организаций зависит, прежде всего, от эффективности мер по оптимизации управленческого звена, от того, какими профессиональными качествами обладают руководители. Высокий уровень этих качеств определяется, наличием необходимого образования, профессиональных знаний, навыков и умений, добросовестным выполнением своих функций, законопослушностью, ответственностью за исполнение должностных обязанностей, а также стилем управления. Лидерство — необходимая составляющая эффективного управления организацией; общество развивается в направлении все большей дифференциации власти и руководства, при этом эффективность управления организацией становится не столько внутренней, сколько внешней характеристикой; развитие лидерства будет основано на увеличении коллективной способности сотрудников организации эффективно включаться в лидерские роли и процессы.

Объект исследования – компания «Инедитекс».

Предмет исследования – лидерство в управлении персоналом.

Цель – определить основные тенденций развития лидерства в управлении персоналом для определения эффективных управленческих решений.

Задачи работы:

1) исследовать понятие лидерства и роль лидера в управлении персоналом;

2) рассмотреть вопросы развития лидерства в организации;

3) дать краткую характеристику компании «Индтекс»;

4) оценить лидерский потенциал работников;

5) разработать рекомендации по развитию лидерских качеств работников.

Теоретико-методологическая база - положения и выводы из трудов российских и зарубежных исследователей в области социологии организации, лидерства, теорий жизненных циклов организации; работы, в которых исследуются проблемы влияния лидерского потенциала руководителя на развитие организации.

В исследовании применялись следующие методологические подходы: деятельностный подход, который включает исследование организационного управления и особенностей лидерства; социально-психологический подход, ориентирующий на выявление специфических особенностей влияния и воспитания лидерства; системный подход, который позволяет рассматривать управление как целостное явление и исследовать ее влияние на организацию; сравнительный подход – изучения различий в руководстве и лидерстве.


В процессе исследования использовались методы сравнительного анализа количественных и качественных показателей, методы системного анализа, описание, анализ, синтез, обобщение и ряд других.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА

В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ

1.1.Понятие лидерства и роль лидера в управлении персоналом

Лидер — слово английского происхождения, которое переводится, как ведущий, идущий впереди, первый.

Лидерство — представляет собой особые взаимоотношения, их можно назвать управленческими, которые возникают в процессе деятельности между руководителем и подчинёнными, они основаны на рациональном сочетании методов власти и направлены на то, чтобы подчинённые могли действовать в общих интересах и достигать общие цели. Лидерство является важнейшим компонентом эффективного руководства. Место лидерства там, где есть сложившееся объединение людей. «Вождь», «ведущий» — вот каково значение слова «лидер». Лидер, как таковой, должен выступать как символ, образец для поведения членов группы, организации[1]. Люди, имеющие меньшую власть в организации, должны идти за лидером вперёд к успехам их общего дела. Лидер же, в свою очередь, должен понимать, что на нём лежит большая ответственность. Он должен грамотно распределять свои усилия для того, чтобы не ошибаться, чтобы вести других людей за собой вперёд. А ведь это вовсе не просто. Чтобы руководить людьми и вести их за собой, нужно обладать властью[2]. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что власть:

  • это всегда принуждение. Принуждение может быть разным по степени и располагаться в большом континууме — от жесткого (угроза наказания) к более мягкому (пожелание, намек)[3]. Определить цели и задачи организации, обеспечить межличностные и межгрупповые контакты, выбрать эффективные пути для решения возникающих в процессе деятельности организации проблем;
  • это круг обязанностей лидера. Становится очевидным, что существование в организации лидеров, помогает достигать всего выше перечисленного намного продуктивнее, быстрее.

Вообще, лидерство исходит из природы человека и общества. Лидерство также наблюдается и у животных, ведущих стадный образ жизни. Там всегда выделяется более сильная, решительная, умная особь — вожак, который руководит всей стаей[4].

В успехе организации многое зависит от того, кто является её лидером. Каждый претендующий занять место лидера в коллективе должен обладать рядом лидерских качеств[5]. Именно лидерские качества и определяют роль лидера, объясняют, почему одни становятся таковыми и готовы увлечь и повести за собой, другие же не принимаются в этом качестве и не пользуются авторитетом[6]. Можно выделить следующие лидерские качества:

  • готовность к риску: причиной, объясняющей, почему настоящие лидеры не боятся рискнуть и изменить свою жизнь, является понимание, что за не проявленную инициативу порой приходится платить немалую цену. Потому люди, стремящиеся упреждать события, всегда готовы пойти на риск. Люди, готовые пойти на обдуманный риск во благо своей группы и организации, всегда добиваются успехов;
  • активная жизненная позиция: для адекватной ориентации в ситуации у лидера должна быть активная жизненная позиция. Это необходимое лидерское качество, которое позволяет лидеру всегда находиться в гуще событий, узнавать обо всем из первых уст и быть более информированным. В нашем мире огромную роль играет информация, кто владеет информацией, тот будет всегда впереди[7];
  • надёжность, нормативность и последовательность: лидер это носитель норм и ценностей объединения людей, поэтому его мировоззрение, его действия должны быть согласованы с общечеловеческими нормами морали;
  • честностью, справедливостью, надежностью, ответственностью и последовательностью в действиях и поступках[8]. Люди, которые совершают свои шаги последовательно для достижения цели, чаще всего добиваются успехов;
  • видение перспективы: человек, который ведет за собой группу, просто обязан знать куда идти. Наблюдательность, видение перспективы работы своей группы, перспектив коллектива, который следует за ним — одно из самых важных организационных качеств лидера. Лидеры не имеют права погрязнуть в мелочах и деталях настолько, чтобы потерять из виду что-то, что является по-настоящему важным[9]. Человек — лидер должен заранее продумать все свои дальнейшие шаги, перед ним чётко должна сформироваться картинка, что будет, если я сделаю или не сделаю так;
  • умение создавать условия для самореализации своих последователей: это лидерское качество является основой формирования доверия последователей к лидеру и готовности следовать за ним. Люди, идущие и доверяющие своему лидеру, должны быть полностью в нём уверены, должны знать, что он не ошибётся и приведёт их к успеху[10].

Как правило, лидерами становятся не сразу. Этот процесс становления человека лидером организации очень не лёгок. Многое зависит от характера самого человека, который помогает развивать умения и навыки в данной области.

Нужно различать лидерство и управление. Это различие состоит в том, что управление заключается в правильности выполнения задания, а лидерство концентрирует внимание на том, чтобы производилась правильная продукция, был точным результат деятельности[11]. Важным качеством лидера является видение цели и умение точно, продуктивно реализовать её[12].

Стоит помнить, что каждый человек уникален, и жизненные идеи, опыт, чувства, мысли, воспитание, различные жизненные установки делают нас единственными в своём роде, это является нашим интеллектуальным потенциалом. В принципе, лидером может стать любой человек, который обладает целеустремлённостью, который старается получать и получает новые знания в различных областях деятельности[13].

Эффективность деятельности организации в стабильных условиях может быть обеспечена управлением без учёта отношений лидерства. Но когда возникает некоторая нестабильность, заставляющая всех членов организации быть постоянно готовыми реагировать на изменения в результате новых обстоятельств и запросов, в этом случае результативность деятельности всей организации будет зависеть от возможностей лидера.

1.2. Развитие лидерства в организации

В практическом плане развития лидерства в организации целесообразно сосредоточиться на следующих направлениях:

Во-первых, это необходимость анализа стиля руководства, присущего организации. Следует отметить, что теорией и практикой выработаны и исследованы различные подходы к пониманию сути лидерства – это подход с позиций личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход. Поэтому диагностика стиля руководства и предложенные типологии лидерства не вызовут особых затруднений. Особенно значимым будет изучение изменения стилей лидерства на протяжении жизненного цикла организации и выявление причин, обусловивших их. Также стиль лидерства во многом определяется характеристиками жесткой или менее иерархической структуры организации[14].


Во-вторых, особое место занимает идентификация необходимых качеств (атрибутов) лидерства. В работах М. Бауэра, Д. Гоулмана, А. Залезника, Э. Ленайзена и ряда других исследователей отмечаются честность, убедительность, непринужденность, сдержанность, умение слушать, восприимчивость, терпение, умение войти в положение другого, инициативность и ряд других. Однако в первую очередь формирование лидерских качеств зависит от инициативы и степени самоорганизации самого руководителя, нежели от структуры организации[15].

В-третьих, определение тех сфер деятельности организации, где лидерство является наиболее важным с позиции частоты возникновения и неординарности решаемых управленческих задач. По своей сути, как считает А. Залезник, лидерство является дополнением к менеджменту, а не заменяет его[16].

Лидер задает импульс к развитию, менеджер же выполняет формализованные правила и процедуры. Отсюда и перенос центра внимания в рамках технологий развития персонала – с воспроизводства менеджеров на воспроизводство лидеров, то есть на развитие и продвижение талантливых сотрудников, способных определять направление перемен, добиваться реализации поставленных задач.

И наконец, в-четвертых, установление временного масштаба развития лидерских качеств в соответствии со стратегией развития организации. Тема лидерства приобретает особую значимость при выработке не только корпоративной стратегии, но и конкурентной, функциональной, операционной (на всех уровнях «стратегической пирамиды» Томпсона–Стрикленда)[17]. Разработка стратегии является сложным процессом, в основе которого находится необходимость формализации ожиданий организации и моделирования требований рынка, позволяющих выбрать оптимальный вариант стратегического решения. Адаптация к подобного рода изменениям возможна только при наличии лидерского резерва[18].

Важно подчеркнуть, что оценка лидерского потенциала и его развитие в реальной практической деятельности организации возможны при следующих условиях:

− формировании эмоционально-осмысленной реакции у работника на внешнее воздействие, когда процесс взаимодействия потенциальных лидеров и организации является двусторонним;

− постоянном совершенствовании и развитии лидерских качеств у руководителей среднего и низшего звена организации;

− осмысленном выборе лидерских качеств в зависимости от стратегических направлений развития организации[19].