Файл: «Особенности коммуникаций в организации. ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23% респондентов характеризуются индивидуалистическим отношением к группе, то есть воспринимают группу как помеху своей деятельности или относятся к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для такого человека. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов.

Таким образом, у большинства сотрудников в коммуникативных ориентациях преобладает ориентация на достижение компромисса, ориентация на принятие партнера и ориентация на адекватность восприятия и понимание партнёра. Большая часть сотрудников организации воспринимают свой коллектив как самостоятельную ценность, для них важное значение имеют проблемы сотрудников в организации и организации в целом, наблюдается заинтересованность в успехах своей организации и каждого её сотрудника, стремление внести свой вклад в групповую деятельность, потребность в коллективных формах работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе исследованы особенности коммуникационных процессов в организации. Мы рассмотрели понятие «общение» и суть коммуникаций в организации, обозначили и охарактеризовали три функции и стороны общения: коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Описали структуру коммуникативного процесса и его этапы, обозначили причины возникновения барьеров в коммуникациях.

Для решения различных коммуникационных задач в организации используются два основных вида средств коммуникации, письменная и устная речь и невербальные (несловесные) средства. Средства коммуникации классифицируются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные.

В работе представлена специфика коммуникационных трудностей в коммерческих и некоммерческих организациях, а также способы решения коммуникационных проблем в зависимости от целей организации.

В ходе экспериментального исследования мы установили, что у большинства сотрудников организации в коммуникативных ориентациях преобладает ориентация на достижение компромисса, ориентация на принятие, адекватное восприятие и понимание партнера. Большая часть сотрудников организации воспринимают свой коллектив как самостоятельную ценность, для них важное значение имеют проблемы сотрудников в организации и организации в целом, наблюдается заинтересованность в успехах своей организации и каждого её сотрудника, стремление внести свой вклад в групповую деятельность, потребность в коллективных формах работы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992. – 704 с.
  2. Лямперт, А.Е., Савелова, С.Б. Проведение диагностики и планирование развития организационного потенциала некоммерческих организаций. Пособие / А.Е. Лямперт, С.Б. Савелова. – Минск, 2015. – 50 с.
  3. Бандурка, А.М., Бочарова, С.П., Землянская, Е.В. Психология управления. – Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. – 464 с.
  4. Валитова, Н.Р. Основы теории коммуникации. Часть 1. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2010. – 263 с.
  5. Ревская, Н.Е. Психология менеджмента. Конспект лекций. – СПб.: Альфа, 2001. – 240 с.
  6. Репина, Е.А., Анопченко, Т.Ю., Володин, Р.С., Менеджмент. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015. – 316 с.
  7. Основы менеджмента. Под ред. И.Ю. Солдатовой и др. – Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 256 с.
  8. Пособие «Основы групповой фасилитации, публичной презентации и ведения переговоров для эффективной работы в местных сообществах». Сборник программы «Лидерство в местных сообществах». – Мн.: Офис европейской экспертизы и коммуникаций, 2015-2016. – 33 с.
  9. Келси, Д., Пламб, П. Блестящие совещания. Правила эффективной групповой работы. – М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – 244 с.
  10. Галицкий, В.П. Психологические аспекты преодоления конфликтной ситуации в трудовых коллективах. – М., 1984. – 138 с.
  11. Кабаченко, Т.С. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 384 с.
  12. Закаблуцкая, Е. Система коммуникаций сквозь призму эффективности / Е. Закаблуцкая // Журнал «Справочник по управлению персоналом». – 2012. – № 7. – С. 36-44.
  13. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – К.: Ваклер; М.: Рефл-бук, 2001. – 656 с.
  14. Грызунова, Г.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности. Автореф. дис... канд. психол. наук. – М., 1994. – 172 с.
  15. Зигерт, В., Ланг, Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1990. – 335 с.
  16. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 183 с.
  17. Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М. Внимание-конфликт. – Новосибирск: Наука, 1989. – 189 с.
  18. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. – М.: Смысл, 2003. – 860 с.
  19. Лучшие психологические тесты. Сост. Е.А. Дружинина. – Харьков, 1994. – 206 с.
  20. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 339 с.
  21. Социально-психологический практикум: Учеб.- метод. пособие для студентов ф-та психологии и социальной работы / Авт.- сост. В.В. Гриценко. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 184 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ A

Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева)

Методика используется для определения основных коммуникативных ориентаций в процессе общения. Испытуемым необходимо выбрать один из вариантов ответов на предложенные в опроснике утверждения:

а) именно так; б) почти так; в) кажется, так; г) может быть, так.

В процессе работы с методикой нужно опираться на свой опыт общения в коллективе.

Инструкция. Вам необходимо выбрать один из вариантов ответов на предложенные в опроснике, утверждения: а) именно так; б) почти так; в) кажется, так; г) может быть, так.

Опросник

  1. Мой партнер смотрит на предмет обсуждения всесторонне, учитывая и мою точку зрения.
  2. Мой партнер считает меня достойным уважения.
  3. Когда обсуждаются различные точки зрения, мы вникаем с партнером в дело по существу. Мелочи нас не волнуют.
  4. Я уверен, что партнер понимает мои намерения по поводу создания хороших взаимоотношений с ним.
  5. Мой партнер всегда по достоинству оценивает мои высказывания.
  6. Мой партнер чувствует, когда в ходе беседы надо слушать, а когда говорить.
  7. Я уверен, что при обсуждении конфликтной ситуации проявляю сдержанность.
  8. Я чувствую, что партнер может заинтересоваться предметом моего сообщения.
  9. Мне нравится проводить время в беседах с партнером.
  10. Когда мы с партнером приходим к соглашению, то хорошо знаем, что каждому из нас делать.
  11. Если обстановка того требует, то мой партнер готов продолжить обсуждение проблемы до ее выяснения.
  12. Я стараюсь идти навстречу просьбам моего партнера.
  13. Оба, мой партнер и я, стараемся угодить друг другу.
  14. Мой партнер обычно говорит по существу, без лишних слов.
  15. После обсуждения с партнером разных точек зрения я чувствую, что это идет мне на пользу.
  16. Будучи расстроенным, я использую слишком резкие выражения.
  17. Я стараюсь искренне понять намерение моего партнера.
  18. Я вполне могу рассчитывать на искренность моего партнера.
  19. Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от усилий обеих сторон.
  20. После какой-либо ссоры с партнером мы обычно стараемся быть друг к другу внимательнее.

Обработка и интерпретация результатов

Количественная значимость ответов (в баллах) определяется следующим образом:

а) Именно так – 4 балла;

б) Почти так – 3 балла;

в) Кажется, так – 2 балла;

г) Может быть, так – 1 балл.

Общий суммарный показатель, характеризующий абсолютную гармоничность коммуникативных ориентации, равен 84 баллам. Уровни общей гармоничности коммуникативных ориентации могут быть представлены в следующем виде:


64 и более – высокий уровень;

30-63 – средний уровень;

29 и менее – низкий уровень.

Социально-перцептивная дифференциация малых групп

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет: собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

На основании трех описанных гипотетических «типов» восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.

В качестве исходного «банка» суждений при разработке анкеты был использован список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный «тип» восприятия индивидом группы.

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы.

Инструкция испытуемым: «На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохи» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ».


1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

а) знает больше, чем я;

б) все вопросы стремится решать сообща;

в) не отвлекает внимание преподавателя во время занятий.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а) имеют индивидуальный подход к обучающимся;

б) создают условия для помощи со стороны других;

в) создают атмосферу поиска и коллективного обсуждения проблем.

3. Я рад, когда мои друзья:

а) знают больше, чем я, и могут мне помочь;

б) умеют самостоятельно, не мешая друг другу, добиваться успехов;

в) помогают другим, когда в них нуждаются.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

а) не надо никому помогать и есть у кого поучиться;

б) каждый сам по себе уникален и не вмешивается в дела других;

в) остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на многое, когда:

а) я уверен, что получу помощь и поддержку со стороны других;

б) уверен, что мои усилия будут как-то вознаграждены и отмечены;

в) предоставляется возможность проявить себя в полезном и важном деле.

6. Мне нравится группа, в которой:

а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

б) каждый занят своим делом и не мешает другим;

в) каждый откликается на помощь и совет, если оказывается в этом необходимость.

7. Я не удовлетворен преподавателями, которые:

а) создают дух соперничества;

б) не занимаются увлеченно своей наукой;

в) создают условия напряжения и жесткого контроля.

8. Я больше удовлетворен жизнью, если:

а) занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое;

б) общаюсь и отдыхаю;

в) нужен кому-то и полезен.

9. Основная роль учебного заведения должна заключаться:

а) в воспитании гражданина и гармонично развитой личности;

б) в подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности;

в) в подготовке к общению и совместной деятельности человека.

10. Если в группе возникает проблема, то я:

а) предпочитаю не вмешиваться;

б) предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других;

в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Я бы лучше учился, если бы преподаватели:

а) подходили ко мне индивидуально;

б) создавали условия для оказания помощи;

в) создавали условия для успеха, условия свободы выбора.

12. Я испытываю плохое состояние, когда:

а) не добиваюсь успеха в намеченном деле;

б) чувствую, что не нужен человеку, для меня очень уважаемому или любимому;

в) тебе в трудную минуту не помогают те, на кого надеялся больше всего.