Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Типы и виды франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рамках сервисного франчайзинга франчайзер, кроме передачи оборудования и предоставления права на продажу услуг, осуществляет передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также контролирует все аспекты их применения. В целом, сервисный франчайзинг представляет собой синтез двух описанных выше видов франчайзинга в сфере услуг. Сущность его заключается в том, что франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера.

Наиболее же перспективным на сегодняшний день видом франчайзинга является франчайзинг бизнес-формата. Его сравнение с товарным франчайзингом показано на рисунке 4[16]. балл

Рис. 4. Сравнение товарного франчайзинга и франчайзинга бизнес-формата

Здесь франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих аренде торговой марки документов - так называемого brand-book, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. балл

В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Во многих случаях, как это, например, происходит в сетях фаст-фуд McDonald's, франшизные точки обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее. балл

1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга

Популярность франчайзинга объясняется целым рядом преимуществ его использования как для франчайзера, так и для франчайзи.

Преимущества приведены в табл. 1[17].

Таблица 1

Преимущества для франчайзера и франчайзи[18]

Для франчайзера

Для франчайзи

  • получение дополнительного дохода при минимальных затратах и инвестициях за счет расширения производства и/или сбыта товаров (услуг) путем уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, объектов интеллектуальной собственности и коммерческой информации;
  • обеспечение гарантий получения стабильного дополнительного дохода в виде периодических платежей, поскольку франчайзи как самостоятельное юридическое лицо непосредственно заинтересовано в успешном развитии своего предприятия;
  • продвижение на рынке товаров (услуг), товарного знака и самой компании за счет франчайзи;
  • увеличение степени контроля на рынке;
  • обеспечение возможностей для сбыта товара (услуг) на удаленных территориях;
  • осуществление территориального раздела рынка с целью ограничения конкуренции между франчайзи без нарушения норм антимонопольного законодательства;
  • расширение опыта видения бизнеса и изучение рынка на основе обратного потока информации от франчайзи.
  • использование на законных основаниях товарного знака и/или торговой марки известной компании;
  • " получение доступа к детально разработанной технологии ведения бизнеса, показавшей на практике высокий уровень эффективности;
  • получение постоянной технической, консультативной и финансовой поддержки, как на этапе развития бизнеса, так и в процессе его функционирования;
  • доступ к гарантированной системе поставок;
  • сохранение юридической и экономической самостоятельности, а также возможность самостоятельного принятия управленческих решений;
  • значительная экономия средств и времени на рекламе, обучении, маркетинговых исследованиях, разработки и регистрации собственного товарного знака и торговой марки, отработки технологии ведения бизнеса, а также на ведение переговоров и поиске партнеров;
  • приобретение определенного уровня защищенности от конкурентов на территории действия франчайзингового соглашения; " повышение статуса и новые возможности для ведения бизнеса;
  • упрощение доступа к кредитным ресурсам; франчайзер может выступать в роли гаранта в кредитных отношениях; кроме того, финансово-кредитные учреждения более лояльно относится к кредитованию франчайзи международных компаний, зачастую предоставляя им финансовые ресурсы на льготных условиях.

Однако, наряду с преимуществами, использование франчайзинга сопровождается рядом недостатков, именно поэтому специалисты призывают не считать данную технологию единственным решением всех бизнес-проблем.

Недостатки приведены в табл. 2[19].

Для того чтобы обезопасить себя от возможных рисков, франчайзеры, как правило, очень тщательно подходят к процессу отбора франчайзи, предъявляя к потенциальным покупателям франшизы достаточно жесткие требования. Кроме того, в процессе работы франчайзеры, как правило, осуществляют детальный мониторинг всей франчайзинговой сети для определения назревающих проблем и принятия своевременных решений[20].

Таблица 2

Преимущества для франчайзера и франчайзи[21]

Для франчайзера

Для франчайзи

  • зависимость эффективности работы от сторонних компаний;
  • сложности в разрыве отношений с франчайзи, не выполняющим условия соглашения. Как правило, франчайзинговый договор предусматривает невозможность для франчайзера одностороннего расторжения контракта с франчайзи; с этой целью последнего следует уведомить предварительно (как правило, за шесть месяцев);
  • наличие определенных проблем в контроле качества товаров (услуг), предоставляемых франчайзи, что вызвано его относительной независимостью;
  • негативное влияние неэффективных франчайзи на имидж и рыночную репутацию торговой марки;
  • выплата взносов с опозданием или их недоплата; поскольку величина платежей роялти, как правило, определяется как доля от совокупного дохода, оборота или объема прибыли франчайзи, то последний, пытаясь уменьшить величину выплат, в некоторых случаях предоставляет неполные или фальсифицированные отчеты;
  • вероятность разглашения коммерческой тайны; франчайзи, получая доступ к коммерческим секретам и ноу-хау от франчайзера, иногда разглашает подобную информацию, хотя это и запрещено соглашением;
  • выход из франчайзинговой системы эффективных франчайзи, которые, расторгая контракт с франчайзером для открытия собственного бизнеса, фактически становятся прямыми конкурентами франчайзера.
  • ограничения свободы принятия решений;
  • невозможность быстрого разрыва франчайзингового договора;
  • возможная конкуренция со стороны других франчайзи и непосредственно франчайзера (для неисключительной франшизы);
  • отсутствие поддержки со стороны франчайзера вопреки отговоренным в соглашении обязательствам;
  • зависимость от финансовой стабильности франчайзера;
  • риск переоценки позитивности имиджа и перспективности торговой марки и/или товарного знака франчайзера и т.д.

Таким образом, в системе франчайзинга есть как плюсы, так и минусы. В целом, не смотря на его недостатки, франчайзинг признан во всем мире как эффективный экономический инструмент, применимый практически в любых сферах рынка.

1.4. Значение франчайзинга для социально-экономического развития страны

Пока в российской экономике возможности франчайзинга используются несравнимо реже, чем в странах Северной Америки, Западной Европы, да и многих развивающихся государствах. Развитие франчайзинга в России может помочь без дополнительных бюджетных затрат и специальных административных усилий существенно модернизировать многие отрасли экономики.

В условиях растущей рыночной конкуренции и глобализации экономики именно франчайзинг дает возможность повысить эффективность малого предпринимательства и помочь малому бизнесу, объединенному во франчайзинговые сети, на равных соперничать с мировыми и отечественными крупными корпорациями. В то же время франчайзинг дает шанс вывести значительное количество российских торговых марок и технологий на федеральный и международный уровень.

Развитие франчайзинга позволяет создать дополнительные, конкурентоспособные по заработной плате и технологическому оснащению рабочие места за счет организации новых франчайзинговых предприятий и расширения действующих, как в процветающих, так и в дотационных регионах России.

Необходимость модернизации отечественной экономики придает франчайзингу особое значение . Новые разработки, выполненные в столичном городе, в инновационном центре или импортированные из-за за рубежа, могут принести реальные народохозяйственные результаты, если они широко внедряются большим количеством франчайзинговых организаций в тесном контакте с потребителем на местах. Франчайзинг в этом случае выступает в качестве механизма быстрой мультипликации и внедрения технологических новшеств, вовлекая в высокотехнологичный бизнес тысячи предпринимателей и сотни тысяч квалифицированных специалистов. Важно, что франчайзинг в России доказал свою успешность не только в традиционных областях общественного питания и бытового обслуживания, но и в таких отраслях "новой экономики" как информационные технологии или медицинская диагностика[22].


Выводы по 1 главе:

В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто её получает). Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг.

Глава 2. Анализ современного состояния франчайзинга в России и мире

2.1. Тенденции развития франчайзинга в России: анализ отраслей

В 2016 году, по подсчетам Российской ассоциации франчайзинга, количественный прирост франчайзинговых точек составил 15%, что при значительном потенциале развития франчайзинга в стране позволяет оптимистично оценивать перспективы рынка. При этом крупные игроки рынка франчайзинга отмечают, что кризис влияет на деятельность всех компаний

На данный момент на российском рынке наблюдается возрастающий интерес к построению бизнеса с использованием концепций франчайзинга (рис. 5.)[23].

Рис. 5. Количества франчайзеров в России, 2007-2016 гг.

Рассмотрим более детально структуру франчайзинга розничной торговли непродовольственными товарами (рис. 6)[24].

Рис.6. Структура российского рынка франчайзинга розничной торговли непродовольственными товарами в 2016 г.

В период кризиса более всего востребованы франшизы общественного питания, предприятия, предлагающие товары по сниженным ценам, либо франшизы ограниченные по стоимости суммой $ 100 000[25].

Как видим из рисунка 6, лидирующим сегментом данного рынка является непродовольственная розница.


В целом, рынок непродовольственных товаров в России находится в стадии роста, поэтому развитие франчайзинговых сетей в данной сфере является перспективным[26].

Рост российского рынка франчайзинга в уходящем году составил 15%. Это на 10% меньше, чем в 2015 году, подсчитали аналитики Российской ассоциации франчайзинга (РАФ).

Крупнейшие операторы фастфуда в России, построенные по принципу франчайзинга приведены в таблице 3.

Таблица 3

Крупнейшие операторы фастфуда в России, построенные по принципу франчайзинга

Название компании

Основные бренды

Страна

Доля на рынке фастфуда

в 2015 году, %

Выручка в 2015

году, млрд $

Yum! Brands Inc

"Ростик`с-KFC", "Пицца Хат"

США

2,3

0,19

Sbarro Inc

"Сбарро"

США

2,0

0,16

Doctor`s Associates Inc

"Сабвэй"

США

0,8

0,06

ООО "Теремок — Русские блины"

"Русские блины"

Россия

0,7

0,06

ООО "Технологии и питание"

"Крошка-картошка"

Россия

0,6

0,05

ООО "Соло"

"Чайная ложка"

Россия

0,6

0,05

Burger King Holdings Inc

"Бургер Кинг"

США

0,5

0,04

Dunkin` Brands Inc

"Данкин Донатс"

США

0,4

0,03

Цель и основа существования франчайзинговой сети может быть разной:

- сбыт полуфабрикатов и пищевых продуктов (товарный франчайзинг);

- продажа технологии и технологического оборудования (производственный франчайзинг);

- продажа прав на использование торговой марки и определенной системы ведения бизнеса (деловой франчайзинг)[27].

В Российской Федерации франчайзинговую сеть на рынке нефтепродуктов активно развивает компания «Лукойл». В таблице ниже показаны компании, работающие с ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" по договору франчайзинга (табл. 6)[28].

Применение франчайзинга в сфере реализации нефтепродуктов предполагает несколько направлений деятельности: привлечение коммерческих структур для реализации нефтепродуктов НК на условиях коммерческой концессии и привлечение к сотрудничеству коммерческих структур для реализации нефтепродуктов компании при передаче им в аренду на условиях франчайзинга собственных АЗС и нефтебаз.