Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Типы и виды франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что франчайзинг как форма хозяйственных связей является удачной формой развития бизнеса обеих сторон договорных отношений, что требует исследование правовых аспектов темы в части выявление и преодоление существующих недостатков. Франчайзинг предполагает многообразные формы и довольно сложную систему взаимоотношений с высоким уровнем индивидуализации между франчайзером и франчайзи, которые зависят от отраслевой принадлежности участников, стратегических целей, ресурсов, регионального расположения и др., поэтому выработать единую модель договора практически невозможно.

Целью данной работы было изучение франчайзинга и его роли в развитии бизнеса на примере России.

Задачи исследования:

  1. рассмотреть понятие франчайзинга, его типов;
  2. изучить историю развития франчайзинга;
  3. оценить преимущества и недостатки франчайзинга;
  4. проанализировать отечественное и международное правовое регулирование франчайзинга;
  5. исследовать развитие франчайзинга в России;
  6. рассмотреть франчайзинг в различных сферах деятельности;
  7. изучить проблемы в развитии франчайзинга;
  8. рассмотреть франчайзинг как форму организации бизнеса на примере сети ресторанов «Сбарро».

Объектом исследования в курсовой работе выступают отношения франчайзинга.

Предмет исследования – практика франчайзинга в Российской Федерации.

Теоретическую основу курсовой работы составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых не только в области экономики, но и права. В частности данная проблематика освещается в работах: Адамса Я., Бессиса Ф., Дельтея Ж., Кесслера Э., Кесслера П., Маринова М., Мендельсона М., Мэйтлэнда Л., Мюррей Я., Смита Б., Стэнворта Дж., Харрисона Э., Хэдфилда Дж., Хэмильтона Пратт Я., Чопра К., Шульта Е., Шэйна С., Эдами Ж.

Среди отечественных авторов, изучавших различные аспекты франчайзинга, необходимо отметить следующих специалистов: Васильеву Е.Н., Глуховскую А., Даниловского Ф., Землякова Д. Н., Колесникова В., Леонова А.Е., Макашева М.О., Назаренко Е., Новосельцеву О., Панюкову В., Рыкову И., Сосна С.А., Финько Е., Фрумкину К., Хвалынскую Н., Шульгину Л., Ющенко Н.А.

В курсовой работе использовались такие общенаучные методы как анализ и синтез, метод сравнения, графический метод и табличный.


Глава 1. Сущность франчайзинга как особой формы ведения бизнеса

1.1 История возникновения франчайзинга в мире

Франчайзинг уходит своими корнями в Средневековье, когда британские короли предоставляли баронам право собирать налоги с определенных территорий в обмен на различные услуги, а свободным людям за отдельную плату разрешалось продавать свои товары на рынках и ярмарках города. Свободным людям или гражданам городов было разрешено продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках. Места, отведенные для этой торговли, назывались franchises[1]. Кстати, до сих пор юридический термин "франшиза" в США и Австралии означает передачу кому-либо прав государственной властью, а в Великобритании – передачу прав от имени короля. Интересный факт, что до сих пор в Великобритании еще продолжают действовать древние франшизы, предоставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов и мостов[2].

Что касается торговой практики, то в Лондонском Сити в XVII веке были учреждены системы торговых гильдий, отдаленно похожих на современные системы франчайзинга. А в начале XIX века в той же Великобритании была введена система так называемых "связанных домов", сущность которой заключалась в предоставлении властями права на торговлю спиртными напитками только владельцам постоялых дворов по специальной лицензии. Вместе с тем, большинство владельцев не имело достаточно средств для приведения постоялых дворов в должный порядок и оплату лицензии. Поэтому данную систему прекрасно использовали пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая им в аренду имущество, получая при этом взамен рынок сбыта для своего пива и других спиртных напитков[3].

Некоторые утверждают, что франчайзинг изобрела Королева Испании, когда она в 1492 дала Христофору Колумбу "франшизу" на развитие торговли с Новым Миром. Иронией судьбы в этом самом "Новом Мире" франчайзинг вновь начал развиваться в ХХ веке[4].

В США первой настоящей контрактной коммерческой франшизой считается франшиза компании "Зингер" по производству швейных машин, которая оформила свою франшизу в 1851 году. Чтобы прекратить "войну швейных машин", в которой четыре производителя преследовали друг друга, Исаак Зингер и его партнер-адвокат Эдвард Кларк организовали "Объединение швейных машин" с первым американским пакетом патентов, распределяющих среди производителей дистрибьюторские права.


Франчайзинг продолжал расти по мере того, как индустриальная революция в США набирала темпы и массовое производство привело к необходимости улучшения дистрибьюторских систем. балл

Франчайзинг в автоиндустрии - один из самых старых видов франчайзинга в экономике. Компания "Дженерал Моторс" оказала огромное влияние на франчайзинг. Не имея достаточного капитала, чтобы начать розничную торговлю, эта компания начала продавать свои автомобили через систему дилеров, которая до сих пор используется в автомобильной индустрии. Среди первых франчайзи "Дженерал Моторс" были владельцы велосипедных магазинов, которые занимались также продажей автомобилей[5].

Преимущества концепции франчайзинга были подтверждены после Второй Мировой Войны в ресторанной и гостиничной индустриях. Первый серьезный прорыв во франчайзинге произошел в 50-х годах, когда имели большой успех франшизы известных ресторанов быстрого питания.

Бурное развитие франчайзинга началось в США в 60-е годы. В 1970 году объем продаж предприятий, работающих на основе франчайзинга, составил более 100 млрд. долларов, что превысило 25% общего объема различных продаж в США. В 1975 году объем франчайзинга удвоился, а в 1990 году объем продаж достиг 716 млрд. долларов, что более чем в два раза превышает показатель 1980 года[6]. Восьмидесятые годы характеризуются как период значительных сокращений персонала среднего звена в крупных корпорациях США[7]. балл

История франчайзинга в России берет свое начало в 80-х годах, когда на отечественный рынок пришел американский франчайзер, компания «PepsiCo», которая построила на территории СССР несколько заводов по изготовлению безалкогольных напитков. Можно сказать, что это послужило хорошим учебным пособием для тогдашних бизнесменов. Спустя десять лет один из них приобрел права на развитие ТМ Baskin Robbins и создал кафе-мороженое. Вслед за ним стали появляться другие франчайзинговые компании, которые объединялись в целые сети. Самыми известными из них стали кафе «Русское бистро», прачечные «Синий кристалл», детское питание «Партнер», программное обеспечение «1С».

1.2. Типы и виды франчайзинга

Сегодня франчайзинг является самым быстрорастущим методом организации бизнеса в рыночной системе. Согласно Руководству по франчайзингу Всемирной организации интеллектуальной собственности, франчайзинг представляет собой форму отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна сторона (франчайзер), располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях[8]. Отношения в системе франчайзинга показаны на рис.1[9].


Рис. 1. Отношения в системе франчайзинга

Более сложный вариант этой схемы приведен на рис. 2[10].

Рис. 2. Схема взаимодействия франчайзера и франчайзи

Фактически, франчайзинг – это способ организации бизнеса, при котором компания-владелец (франчайзер) передает независимому бизнесмену или компании (франчайзи) право на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство франчайзи продавать эти товары или услуги:

  • с соблюдением определенных качественных характеристик;
  • с применением обусловленных технологий;
  • по разработанной схеме;
  • в четко установленном месте;
  • под определенным товарным знаком[11].

В обмен на часть прибыли и независимость франчайзи получает достаточно известный товарный знак, проверенный временем метод ведения бизнеса и целый пакет технологий и ноу-хау.

Франчайзер - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свою торговую марку, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услугу, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания[12].

Франчайзер исследует и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж.

После того как компания доказала работоспособность своего бизнеса и возможность его успешного воспроизводства, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование торговой марки, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Довольно часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене, и это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера.

Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса, он обязуется выплачивать ежемесячные взносы за право пользования торговой маркой и бизнес-системой, а также за обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес и его прибыль превосходит затраты.


Франшиза - это полная бизнес-система, которую франчайзер предает франчайзи, или франчайзинговый пакет, включающий пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная ассоциация франчайзинга выделяет 70 отраслей, в которых можно использовать методы франчайзинга, среди них: сфера торговли, авторемонт, строительство, образование, услуги по трудоустройству, сфера питания, риелтерские компании, туризм и т.д.

Франчайзинговую деятельность с точки зрения ее содержания и специфических особенностей принято подразделять на ряд типов. С позиций организации франчайзинга он, как правило, классифицируется по видам деятельности[13].

Общая цена франшизы включает следующие виды платежей:

  • начальная плата (паушальный взнос) за получение лицензии на использование торговой марки и других объектов интеллектуальной собственности франчайзера. Составляет 5-10% от совокупной стоимости создания одной франшизной точки;
  • периодические (как правило, ежемесячные или еженедельные) отчисления (роялти, сервисная плата) – в процентах от валового дохода (прибыли, оборота) или в абсолютном денежном выражении за использование товарного знака, ноу-хау, технологий, а также за предоставляемую франчайзером техническую и информационную поддержку, обучение и консалтинг;
  • плата за рекламу – платежи в общий рекламный фонд франшизной системы (отдельная строка бюджета франчайзи или элемент платежей роялти);
  • дополнительные платежи за услуги франчайзера, не предусмотренные франчайзинговым соглашением[14].

По данным Международной ассоциации франчайзинга, начальная плата для большинства франчайзеров находится в диапазоне от $20000 до $35000. Периодические же платежи франчайзи в среднем варьируются от 3% до 6% балл

Анализ большого практического опыта применения системы франчайзинга показывает, что можно выделить следующие основные ее типы (рис. 3.): балл

  • производственный;
  • товарный;
  • сервисный;
  • франчайзинг бизнес-формата.[15]

Рис. 3. Типы франчайзинга

Производственный франчайзинг предполагает передачу франчайзером запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается.

При товарном франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера товары для их дальнейшей реализации. При этом франчайзером, как правило, выступает крупный производитель, предоставляющий франчайзи право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров, изготовителем которых может быть, как сам франчайзер, так и другие компании. балл