Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Типы и виды франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 6

Компании, работающие с ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" по договору франчайзинга

Название компании

Область

Количество АЗС

ООО «Нефте Парк»

Ивановская

6

ООО "Альфа-нефтепродукт"

Ивановская

1

ИП Куликов

Ивановская

1

ООО "ЖБИ-100-Транс"

Ивановская

1

Вичугское РайПо

Ивановская

1

ООО ТЗК "Южа"

Ивановская

1

ООО «Петролинк»

Республика Мордовия

8

ИП Григорьев

Владимирская

1

ЗАО "Владимир-ОПТОН"

Владимирская

5

ООО "КСК-М"

Владимирская

3

ООО «Павлово-нефтепродукт»

Нижегородская

2

ООО "Стандарт-Ойл"

Нижегородская

2

ООО "Дизель"

Костромская

2

По каждому из направлений развития франчайзинговой деятельности компанией разрабатывается соответствующий порядок, учитывающий специфику потенциальных франчайзи и включающий в себя регламентацию подготовки, согласования и подписания и исполнения договоров коммерческой концессии и других связанных с ними договоров[29].

Мировая и отечественная практика свидетельствует, что применение франчайзинга в состоянии обеспечить гибкое эффективное управление производством и сбытом в условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры. При этом максимальная отдача от внедрения этой системы происходит очень быстро, что выдвигает ее в разряд важных стимулов развития и повышения эффективности нефтяного бизнеса.

Интересным также является развитие франчайзинга в российской сфере услуг и ИТ. Примеров успешно построенной сети, состоящей из дилеров и франчайзи является компания 1С, которая путем франчайзинга открыла офисы на территории всего СНГ. Территориальное распределение приведем в таблице 7[30].

Таблица 7

Офисы компании 1С в городах-миллионниках

Город

Количество франчайзи

Москва

675

Санкт-Петербург

250

Новосибирск

73

Екатеринбург

71

Самара

70

Ростов-на-Дону

63

Казань

60

Уфа

60

Челябинск

52

Волгоград

48

Омск

43

Нижний Новгород

36


Общее количество франчайзи компании 1С по состоянию на октябрь 2016 года составляет 4620.

Система франчайзинга выполняет ряд важных функций: создает сильную заинтересованность в повышении качества продукции и обслуживания, активизирует роль социально-ориентированного маркетинга, обеспечивает бесперебойное функционирование системы взаимодействия всех звеньев производства и реализации нефтепродуктов, повышает скорость оборота, стабилизирует денежный поток и т.д. Франчайзинг позволяет обеспечивать равномерное распределение нефтепродуктов на основе маркетинговых исследований, делает рынок более стабильным в ценовом отношении и т.д.

2.2. Анализ текущего состояния развития франчайзинга за рубежом

На начало 2014 года специальные законы о франчайзинге существовали только в странах (США, Румынии и Республике Молдова). В других государствах, например, Франции, Германии и России, правовое регулирование франчайзинга осуществляется с помощью норм, закрепленных в кодифицированных актах (подобно Гражданскому Кодексу России), законах, связанных с предпринимательской деятельностью, различных подзаконных нормативных актах.

Бесспорным мировым лидером и родоначальником современного франчайзинга являются США. На конец 2013 года в США было создано 883 292 франчайзинговых компании. Они обеспечили 9,5 млн. рабочих мест и произвели $844,7 млрд продукции для национальной экономики. По мнению автора, успех американского франчайзинга во многом определяется поддержкой со стороны государства, серьезным отношением к продвижению торговых марок, устойчивостью стратегий, сильными маркетинговыми позициями, принятием, совершенствованием и выполнением стандартов качества, как продукта, так и бизнес-систем в целом[31].

Среди самых известных, популярных и активных американских франчайзеров, функционирующих в сфере услуг можно назвать «Америка Центр» (услуги), «А~15»(прокат автомобилей), «Баскин Роббинс» (мороженое), «Бургер Кинг» (быстрое питание) «Век 21» (недвижимость), «Кем Драй» (услуги по химической чистке), «СитиЛукс» (парикмахерские салоны), «Комфорт Инн» (гостиницы), «Пицца Доминос»(доставка пиццы), «ЭРА» (недвижимость), «Фьюча Кидс» (детское образование),«Холидэй Инн» (гостиницы), «Левис Стор» (одежда), «Мэйл Боксес» (почтовыеуслуги), «Макдоналдс» (быстрое питание), «Нью Горизонс» (компьютерное обучение), «Петлэнд» (средства для животных), «Пицца Хат» (быстрое питание), «Рэйнбон Интл» (услуги)[32].


Степень развития франчайзингового бизнеса в Европе намного ниже, чем в США.

Среди европейских стран лидирующие позиции по распространению франчайзинга занимает Франция. В ней насчитывается, более 1037 франчайзеров и 35тыс. франчайзи. По данным FRANDATA Corporation, сферами экономики, в которых франчайзинг получил на сегодняшний день наибольшее распространение, являются заведения фаст-фуда - около 20% общемирового количества франчайзи, розничная торговля (в том числе продуктами питания) - 15%, сфера услуг (в том числе спортивных и туристических) - около 12%, автомобильные перевозки и обслуживание - 8%, строительство - 7%. При этом около 50% всех франчайзинговых сетей мира работают в сфере торговли, где ключевое место принадлежит заведениям фаст-фуда, ресторанам, магазинам промышленных и продовольственных товаров. В среднем около 80%заведений фаст-фуда крупнейших мировых операторов находятся в управлении франчайзи[33].

Благоприятная ситуация на рынке франчайзинга способствует развитию иностранных франшиз в Германии. В ней насчитывается 910 франчайзинговых сетей, 55 700 франчайзи, в 2015 году торговый оборот достиг 41 миллиарда евро. Такие французские бренды как «Ив Роше», «Кукай», «Промод», «Пимки» уже долгое время развиваются на немецком рынке. 40% всего рынка франчайзинга Германии занимают услуги, 28% - рестораны и отели, 8% занимает торговля.

Великобритания занимает в Европе третье место (после Франции и Германии) по количеству франчайзинговых сетей. В ней насчитывается около 800 франчайзеров с годовым объёмом продаж в 21,7 млрд долл., и более 340 000 непосредственно занятых специалистов в секторе. Франчайзинг в Великобритании представляет собой идеальную систему бизнеса, как это демонстрируют 92 % франчайзи, которые считают франчайзинг очень выгодным формой организации бизнеса[34].

Дания известна достаточно ограниченным рынком для франчайзинговых сетей, и, тем не менее, является заманчивой страной для применения системы франчайзинга, обусловлено это лёгким доступом к скандинавским странам. В 2014 году система франчайзинга Дании насчитывала 250 франчайзинговых предприятий, в данной сфере было занято 50 000 датчан.

Франчайзинг представляет собой относительно новую индустрию в центральных и юго-восточных европейских странах.

Исследование показало, что лидерами по применению франчайзинга в Центральной и Юго-Восточной Европе являются Чехия и Венгрия.

Располагая 90 франчайзинговыми системами и 300 кооперированными партнерами, Чехия находится в начале многообещающего развития франчайзинга. Пищевая и швейная промышленности являются наиболее привлекательными для франчайзинга областями. Из-за высоких доходов и относительно быстрой окупаемости инвестиционных расходов, наиболее предпочтительными являются сферы, где население обладает высокой покупательной способностью.


В Венгрии, несмотря на то, что этот способ организации бизнеса считается относительно новым, существует уже около 300 франчайзинговых систем с более чем 20 000 франчайзи. Большинство субъектов франчайзинга работает в сфере быстрого питания (fast-food), значительное количество – в таких, как швейная промышленность, фото услуги, копирование, бензозаправки, гостиницы, почтовые услуги, авто услуги, недвижимость, туризм, услуги аренды и распределения и т.д.

Превосходным рынком для американских и европейских франчайзеров стала Болгария. Устойчивый политический климат, сильный экономический рост и благоприятная юридическая среда в стране больше чем семи миллионов человек представляют возможности, которые международные бизнес, включая франчайзинговый, теперь начинают по достоинству оценивать.

Таким образом, анализ зарубежных практики применения франчайзинг позволил выявить наиболее развитые рынки, активно использующие систему франчайзинга, и рынки, обладающие огромным потенциалом, но в ввиду наличия факторов, сдерживающих развитие франчайзинга, не полностью освоившие его механизм.

Мировой опыт применения франчайзинга насчитывает более 100 лет. В России такой способ организации бизнеса вошел в практику лишь в 1993 году. Данные, приводимые РАФ, свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса.

Выводы по 2 главе:

По мнению автора, успех американского франчайзинга во многом определяется поддержкой со стороны государства, а именно: серьезным отношением к продвижению торговых марок и устойчивостью стратегий в этой сфере американского правительства, сильными маркетинговыми позициями крупных франчайзеров, принятием, совершенствованием и выполнением стандартов качества, как продукта, так и бизнес-систем в целом. Американские франчайзеры считают наиболее выгодным способом выхода на зарубежный рынок — развитие франшизных сетей. Это позволяет снизить инвестиционные риски и осуществлять расширение и продвижение на рынке, привлекая частный капитал страны присутствия.

Глава 3. Современные перспективы развития франчайзинга в России


3.1 Концепция развития бизнеса в форме франчайзинга (на примере «Сбарро»)

В наши дни «Сбарро» крупнейшая в мире сеть итальянских ресторанов быстрого обслуживания, суммарные продажи которой превосходят 600 млн. долларов в год. Рестораны «Сбарро» можно найти повсюду: в торговых и бизнес-центрах, отдельно стоящих зданиях, университетах, больницах, вокзалах, железнодорожных станциях и аэропортах по всему миру. Компания управляет более 1200 ресторанами в 48 штатах США и 35 зарубежных странах, включая Великобританию, Канаду, Россию, Израиль, Новую Зеландию, Австралию, Японию, Корею и многие другие.[35] балл

Штаб-квартира «Сбарро» находится в Мелвилле, в Нью-Йорке. Также имеется административный центр в Коммаке (Нью-Йорк), руководящий деятельностью ресторанов Сбарро по всему миру. В компании работает более 35 тыс. сотрудников. Сбарро является одним из крупнейших работодателей по всему миру.

На российском рынке брэнд «Сбарро» появился 12 лет назад, в 1997 году благодаря «Бразерс и Компании», обладающей эксклюзивным правом на развитие сети по франчайзингу в России, странах СНГ, Балтии и Восточной Европы. балл

Рассмотрим критерии выбора компании-франчайзи и процедура заключения договора.

Бренд: Sbarro.

Страна происхождения бренда: США.

Тип сервис-продукта: Итальянская кухня.

Год создания бренда: 1956 г.

Начало франчайзинговой деятельности: 2002 г.

Количество собственных учреждений: 149.

Количество франчайзинговых предприятий: 29.

Франчайзинговое предложение:

Первоначальная плата (взнос): 24900$ руб. балл

Необходимый начальный капитал (мин. руб.): 1500000.

Необходимый начальный капитал (макс. руб.): 12000000.

Роялти: 7%.

Дополнительная информация:

Предоставляемая поддержка: балл

Помощь и консультации в разработке индивидуального бизнес плана для потенциальных франчайзи.

Проектирование и дизайн помещений (технологический план).

Обучение сотрудников ресторана всем принципам и стандартам управления ресторанами Сбарро, в специализированном учебном центре нашей компании, рекомендации по подбору персонала. балл

Возможность приобретения высококачественных продуктов и оборудования по эксклюзивным ценам. балл

Помощь в проведении локальных маркетинговых акций, всесторонняя поддержка PR и рекламы. балл

Целевые регионы: регионы РФ, страны СНГ и Восточной Европы. балл

Требования к оператору/франчайзи: балл

Наличие собственных или заемных инвестиций. балл