Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 4
Модель 7. Y=1, если респондент пользуется планшетным ПК Samsung, Toshiba (корейские и японские марки) и Y=0, если респондент пользуется планшетным ПК Lenovo, Asus (китайские марки).
Оптимальным в представленных моделях является использование бинарной логистической регрессии или пробит-регрессии (так как зависимая переменная Y принимает всего 2 значения). Вероятность наступления события для некоторого случая в логистической регрессии рассчитывается по следующей формуле:
,
где .
Коэффициент β определяет вероятность наступления события (Y=1), если данный фактор присутствует; exp(β) показывает насколько возрастет вероятность наступления события при увеличении данного фактора на единицу измерения.
Коэффициент a – некоторая константа.
Вторая модель – пробит-регрессия. В отличие от логит-регрессии, которая основана на логистическом распределении, пробит-регрессия основана на нормальном распределении. Также используется в моделях бинарного выбора. В пробит-модели пробит-функция от вероятности моделируется как линейная комбинация факторов. Вероятность наступления события для некоторого случая в пробит-регрессии:
b),
Где Ф – интегральная функция стандартного нормального распределения,
b – неизвестные параметры, которые требуется оценить.
2.3 Результаты исследования брендов
Был проведен опрос среди молодых людей от 18 до 25 лет, большинство респондентов пользуются планшетными ПК марки Apple (58%), Samsung (14%), Asus (14%).
Рис.1 Распределение респондентов по выбранным маркам планшетных ПК
Выборка равномерно распределена между мужчинами и женщинами:
Рис.2 Распределение респондентов по полу
Далее важно проанализировать степень удовлетворенности респондентами от владения планшетными ПК различных брендов.
Рис. 3. Степень удовлетворенности от владения планшетным ПК
Самый высокий коэффициент удовлетворенности присутствует у владельцев Apple, владельцы остальных брендов менее удовлетворены от владения своим планшетным ПК.
Коэффициенты перед переменными в данном виде в нижеследующих моделях указывают нам лишь направление влияния факторов на зависимую переменную. Проблема гомоскедастичности была решена введением команды robust в программу Stata.
Жирным шрифтом в таблицах 1-7 указаны атрибуты бренда.
Размер планшетного ПК для всех владельцев Apple оказался неважен (значение переменной, отвечающей за этот фактор выбора, для всех респондентов-владельцев планшетных ПК бренда Apple оказалось равной 0), поэтому из этой модели переменная была удалена. Модель строилась на 452 наблюдениях.
Мультиколлинеарность присутствовала среди следующих переменных:
- род деятельности;
- защита от воды и пыли;
- наличие USB;
- наличие клавиатуры.
В следствие чего, данные переменные были исключены программой Stata из рассматриваемой модели.
Значимыми коэффициентами на уровне значимости 95% в первой модели оказались:
- цена планшета;
- наличие высшего образования;
- уровень дохода;
- наличие других гаджетов того же бренда;
- приверженность к операционной системе Android;
- известность марки;
- лидерство по количеству продаж;
- возможность подключения к мобильному Интернету;
- качество камеры;
- возможность совершать звонки;
- использование планшета для просмотра фильмов.
Pseudo R2 = 0.4468, объясняется 45% общей дисперсии, что является достаточно высоким показателем. Это значение, так как псевдо- достаточно высокий, может быть проинтерпретировано как удовлетворительное качество модели.
Модель обладает хорошей предсказательной силой, дает верный прогноз в среднем в 82,08% случаев (см. Приложение 3).
Коэффициенты значимых переменных представлены в таблице ниже[3].
Таблица 1
Коэффициенты значимых переменных в модели Apple
X |
Коэффициент |
p-value |
|
Цена 20-40 тыс. руб. |
2,628 |
0,005 |
|
Цена 40-80 тыс. руб. |
3,499 |
0,001 |
|
Личный располагаемый доход (30-40 тыс. руб.) |
-1,12 |
0,015 |
|
Личный располагаемый доход (40-60 тыс. руб.) |
-1,465 |
0,032 |
|
Гаджеты того же бренда |
1,376 |
0,00 |
|
Приверженность к системе Android |
-1,095 |
0,023 |
|
Возможность покупки планшета неизвестного бренда |
-0,795 |
0,020 |
|
Лидер среди продаж |
0,949 |
0,019 |
|
Хорошее качество камеры |
1,282 |
0,003 |
|
Наличие представителя бренда |
2,315 |
0,004 |
|
Возможность совершать звонки |
-3,358 |
0,01 |
|
Возможность соединения с мобильным Интернет |
0,889 |
0,014 |
|
Используется для просмотра фильмов |
1,044 |
1,045 |
|
Используется для игр |
-1,15 |
0,049 |
То есть высокая цена, присутствие марки среди лидеров продаж, хорошее качество камеры, наличие представителя бренда, возможность соединения планшетного ПК с мобильным Интернетом положительно влияет на выбор бренда Apple. В то же время как относительно высокий располагаемый доход, приверженность к системе Android влияют отрицательно. В случае, если респондент использует устройство для просмотра фильмов, то вероятность выбора Apple возрастает, что является свидетельством того, что пользователи ценят хорошее качество экрана устройств бренда Apple. Пользователям планшетных ПК бренда Apple ценят известность бренда, об этом свидетельствует отрицательный коэффициент перед переменной, отвечающей за возможность покупки планшетного ПК неизвестного бренда. То есть если пользователь может приобрести планшетный ПК неизвестного бренда, то вероятность покупки планшета марки Apple падает.
Отрицательное влияние личного располагаемого дохода можно объяснить тем, что многие молодые люди школьного или студенческого возраста (то есть люди с маленьким личным располагаемым доходом) просят родителей или других родственников себе в пользование именно эту марку, чтобы подчеркнуть свой статус перед сверстниками. При росте личного располагаемого дохода, то есть при возникновении ситуации, в которой потребитель, скорее всего, покупает планшетный компьютер лично себе возникает отрицательная корреляция с выбором планшетного ПК бренда Apple.
Cреди владельцев Samsung не оказалось тех, кому важен размер планшетного ПК. Также владельцы планшетов Samsung практически не совершают покупки со своих устройств и не часто используют в качестве навигатора. Поэтому переменные, отвечающие за эти факторы выбора были исключены из модели. Соответственно, было исключено 30 наблюдений, и общее число наблюдений для этой модели составило 425 респондентов.
Мультиколлинеарность возникла у переменных, отвечающих за следующие факторы выбора:
- Защита от воды и пыли;
- Наличие USB;
- Наличие съемной клавиатуры.
В следствие чего, данные переменные были исключены программой Stata из рассматриваемой модели.
Pseudo R2 = 0.2398. Этот показатель означает, что объясняется 24% общей дисперсии. Показатель ниже, чем в первой модели, одним из объяснений может служить тот факт, что число респондентов-владельцев планшетными ПК марки Samsung существенно меньше, чем респондентов-владельцев марки Apple.
Модель обладает хорошей предсказательной силой, дает верный прогноз в среднем в 87,53% случаев (см. Приложение 3).
Коэффициенты значимых переменных представлены в таблице ниже[4]:
Таблица 2
Коэффициенты значимых переменных модели Samsung
X |
Коэффициент |
P-value |
|
Личный располагаемый доход (более 60 тыс. рублей) |
1,807 |
0,038 |
|
Наличие других гаджетов того же бренда |
-1,134 |
0,010 |
|
Советы друзей-знакомых |
1,169 |
0,006 |
|
Приверженность к системе Windows |
-1,744 |
0,036 |
|
Распространение бренда среди известных людей |
2,407 |
0,042 |
|
Хорошее качество камеры |
-1,426 |
0,006 |
|
Возможность совершать звонки с устройства |
3,899 |
0 |
|
Используется для просмотра фильмов |
-1,55 |
0,044 |
|
Используется для игр |
1,6242 |
0,042 |
То есть относительно высокий личный располагаемый доход, советы друзей или знакомых, распространенность бренда среди известных людей, возможность совершать звонки с устройства положительно влияют на регрессант, на выбор бренда Apple. В то же время как приверженность к системе Windows, важность наличия камеры хорошего качества в устройстве влияют отрицательно. В случае, если у респондента присутствуют другие гаджеты того же бреда, то вероятность наличия планшетного ПК марки Samsung падает.
Как упоминалось выше, для всех владельцев Asus факт наличия и использования планшетного ПК того же бренда известными личностями оказался безразличен. Также, для всех владельцев марки Asus неважно наличие представителя бренда, каким являлся, например, Стив Джоббс у компании Apple.
Мультиколлинеарность выявилась среди таких факторов выбора как:
- Защита от воды и пыли;
- Наличие USB разъема;
- Размер планшетного ПК;
- Наличие съемной клавиатуры.
Соответственно, переменные, отвечающие за эти факторы выбора были исключены из модели программой Stata. Всего количество наблюдений составило 367 наблюдений.
Pseudo R2 = 0,3345. Показатель, как и в модели Samsung, ниже, чем в модели для бренда Apple, так как количество респондентов-владельцев Asus значительно меньше, чем количество респондентов-владельцев Apple.
Модель обладает хорошей предсказательной силой, дает верный прогноз в среднем в 88,15% случаев (см. Приложение 3).
Коэффициенты значимых переменных представлены в таблице ниже[5]:
Таблица 3
Коэффициенты значимых переменных модели Asus
X |
Коэффициент |
p-value |
|
Личный располагаемый доход (более 60 тыс.) |
-2,64 |
0,042 |
|
Приверженность к системе Windows |
3,70 |
0,044 |
|
Возможность покупки планшета неизвестного бренда |
1,3928 |
0,021 |
|
Хорошее сервисное обслуживание |
-1,945 |
0,016 |
|
Используется для просмотра фильмов |
-1,78 |
0,049 |
|
Используется для просмотра новостей |
2,75 |
0,012 |
Исходя из этих результатов можно сказать, что если пользователь владеет дорогим планшетным ПК, то вероятность выше, что маркой планшета является Apple. Кроме того, в случае, если личный располагаемый доход высокий (более 60 тыс. рублей), то падает вероятность того, что респондент владеет планшетом марки Asus. То есть на рынке присутствует ярко выраженная ценовая конкуренция. Было решено исключить данные всех респондентов из модели, кроме владеющих планшетами ценового диапазона от 20 тысяч рублей до 40 тысяч рублей. Данный ценовой диапазон был выбран не случайно. Цена на планшетные ПК компании Apple начинается с двадцати тысяч рублей, а планшетные ПК фирм Samsung и Asus в ценовом диапазоне свыше 40 тысяч рублей представлены единичным количеством моделей (по данным Яндекс. Маркет [электронный ресурс])[6].
Из моделей 4-6 (Apple, Samsung, Asus) неценовой конкуренции были исключены те же переменные, что и в моделях ценовой конкуренции соответственно ввиду присутствия мультиколлинеарности между переменными.
Модель была построена на 268 наблюдениях, псевдо-=44,5, что также является достаточно высоким показателем. Коэффициенты значимых переменных приведены в следующей таблице[7]:
Таблица 4
Таблица коэффициентов значимых переменных модели Apple. Неценовая конкуренция
X |
Коэффициент |
P-value |
|
Гаджеты того же бренда |
1,157 |
0,022 |
|
Приверженность к системе Android |
-1,306 |
0,03 |
|
Возможность покупки неизвестного бренда |
-0,924 |
0,038 |
|
Лидер продаж |
1,232 |
0,019 |
|
Возможность соединения с мобильным Интернет |
1,4419 |
0,003 |
|
Хорошее качество камеры |
1,586 |
0,006 |
|
Возможность совершать звонки |
-3,47 |
0,023 |