Файл: Особенности налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций (Налогообложение прибыли банков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По периоду, к которому относятся расходы, выделяются расходы текущего периода и расходы будущих периодов. Последние могут быть связаны с начисленными, но не выплаченными процентами по кредитным и депозитным операциям, по операциям с ценными бумагами, отрицательными разницами переоценки активов.

По способу ограничения расходы банка делятся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся расходы на рекламу, командировочные, на подготовку кадров, представительские, по компенсации расходов, связанных с использованием личного транспорта работников банка. Эти затраты учитываются полностью на расходных счетах банка, но затраты сверх норм увеличивают налогооблагаемую базу банка.

По влиянию на налогооблагаемую базу затраты банка делятся на три группы:

- расходы, относимые на себестоимость банковских услуг (то есть учитываемые на расходных счетах) и уменьшающие налогооблагаемую базу банка при расчете налога на прибыль;

- расходы, учитываемые на расходных счетах, но не уменьшающие налогооблагаемую базу банка;

- расходы, прямо относимые на убытки банка и не учитываемые при расчете налогооблагаемой базы банка[11].

Проанализировав действующее в настоящее время законодательство по налогу на прибыль для банков и порядок (нашедшие свое отражение в уже упомянутой нами гл.25 НК РФ), можно прийти к выводу, что с введением второй части НК РФ недостатки в налоговом законодательстве для банков остались.

Лишь один положительный момент необходимо отметить: Налоговым кодексом установлена единая для всех сфер деятельности, в том числе и для банков, ставка налога на прибыль - согласно налоговому законодательству на сегодняшний день ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%, при этом 2% перечисляется в Федеральный бюджет, а 18% - в бюджеты субъектов РФ[12].

После того, как нами была рассмотрена специфика налогообложения в банковской сфере с точки зрения теории, рассмотрим налогообложение прибыли банка с практической стороны.

Как уже было нами отмечено выше, налог рассчитывается от налогооблагаемой базы прибыли. Банки исчисляют налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль путем уменьшения общей суммы доходов на сумму расходов, определенных согласно Положению Правительства РФ[13].

Рассчитаем налогооблагаемую базу, исходя из данных таблицы Приложения 3 и сведем все в итоговую таблицу:


Таблица

Отчет кредитной организации о прибылях и убытках по состоянию на 1 апреля 2018 г. (итоговые строки, тыс. руб.)

Наименование статей

Сим­во­лы

Суммы в руб­лях от опе­ра­ций:

Всего

в рублях

в ин. ва­лю­те и драг. ме­тал­лах

Всего по Главе I "Доходы" (разделы 1-7)

10000

357 249

1 263

358 512

Всего по Главе II "Расходы" (разделы 1-8)

20000

322 038

3 559

325 597

Прибыль после налогообложения (символ 01000 минус символ 28101)

31001

0

0

32 915

Убыток после налогообложения (символ 02000 плюс символ 28101 либо символ 28101 минус символ 01000)

31002

0

0

0

Распределение между акционерами (участниками) в виде дивидендов

32001

0

0

0

Отчисления на формирование и пополнение резервного фонда

32002

0

0

0

Неиспользованная прибыль (символ 31001 минус символ 32101)

33001

32 915

Убыток (символ 31002 плюс символ 32101 либо символ 32101 минус символ 31001)

33002

0

На основании вышеприведенной информации и как видно из таблицы - необходимо из суммы прибыли вычесть сумму расходов, в результате получится налогооблагаемая база. Следовательно:

Налогооблагаемая база = 32 915 тыс.руб.

На основании НК РФ, ст.284, налог на прибыль банков равен 20%. Следовательно в отчетном периоде банк «Екатеринбург» должен заплатить налог на прибыль в размере 6 583 тыс.руб.

Результаты деятельности коммерческих банков, все произведенные расходы и полученные доходы в истекшем финансовом году учитываются по счету прибылей и убытков.

Данный документ позволяет исследовать структуру и соотношение отдельных статей доходов и расходов банка, а также их групп, провести анализ доходности отдельных операций банка, пофакторный анализ прибыли коммерческого банка.

Глава 25 НК определила принципиально новый подход к порядку исчисления и формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль: банки так же, как и другие плательщики налога на прибыль, должны определять доходы и расходы для целей налогообложения одним из двух методов - методом начисления или кассовым методом:


      1. согласно ст.271 «Порядок признания доходов при методе начисления», 272 «Порядок признания расходов при методе начисления», 273 «Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе» НК РФ при методе начисления доходы и расходы признаются таковыми в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств.
      2. при кассовом методе за основу признания доходов и расходов принимается день поступления средств на корреспондентский счет банка (или в кассу) и, соответственно, фактическая оплата расходов. Для банков предпочтительным является применение кассового метода определения доходов и расходов, поскольку в этом случае налоговый учет будет почти полностью соответствовать бухгалтерскому ввиду того, что последний осуществляется по кассовому принципу отражения доходов и расходов.

Однако если банк будет определять доходы и расходы по кассовому методу, то в течение налогового периода превысит предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) и будет обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.

Приведем пример:

Допустим, рассматриваемый нами банк применяет в своей практике кассовый метод для целей исчисления налога на прибыль с 1 января 2017 года. По итогам работы за 9 месяцев 2017 года банк проверяет возможность дальнейшего применения кассового метода.

Выручка банка за предоставленные услуги составила:

- за IV квартал 2016 года - 10 000 000 руб.;

- за I квартал 2017 года – 5 000 000 руб.;

- за II квартал – 5 000 000 руб.;

- за III квартал 2017 года – 25 000 000 руб.

Определим, вправе ли банк применять кассовый метод признания доходов и расходов в IV квартале 2017 года:

(10 000 000 руб. + 5 000 000 руб. + 5 000 000 руб. + 25 000 000 руб.) : 4 = 11 250 000 руб.

Средняя выручка банка превысила предельный показатель. Следовательно, он должен перейти на метод начисления с 1 января 2017 года и пересчитать доходы и расходы с указанной даты по методу начисления. С 1 января 2018 года банк может применять кассовый метод, если выручка в среднем за 2017 год не превысит предельный показатель.

Отдельно стоить отметить, что банки, выступая в качестве налогоплательщиков, осуществляют ведение своего налогового учета доходов и расходов, которые получены от (понесенных при) осуществлении банковской деятельности, согласно отражению операций и сделок в своем аналитическом учете. Имеются определенные особенности организации налогового учета у банков. Банк учет доходов и расходов, полученных в виде процентов по долговым обязательствам, ведет отдельно по каждому виду долговых обязательств:


А) в виде процентов по ценным бумагам;

Б) по полученным и выданным кредитам и займам;

В) по банковским вкладам;

Г) по иным образом оформленным долговым обязательствам.

При этом по договорам, срок действия которых не превышает отчетного периода, проценты уплачиваются на дату признания дохода по соответствующему договору. По договорам со сроком действия более отчетного периода доход признается полученным на последний день каждого отчетного периода либо на дату выплаты, если она была раньше. По ценным государственным бумагам в доход включается часть накопленного купонного дохода, данный доход налогооблагается согласно условиям договора. При сроке более одного квартала - на последний день отчетного периода. Доходы и расходы по хозяйственным и иным операциям, которые относятся к будущим отчетным периодам, по которым были осуществлены в текущем отчетном периоде авансовые платежи, подлежат учету в сумме средств, подлежащих отнесению на расходы при наступлении того отчетного периода, к которому они относятся.

Аналитический учет доходов и расходов по хозяйственным операциям осуществляется в разрезе каждого договора с отражением даты и суммы полученного (выплаченного) аванса и периоде, в течение которого указанная сумма относится на доходы и расходы.

ГЛАВА 3 ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКОВ

Коммерческие банки и существующее на практике их налогообложение представляет собой весьма сложную проблему, так как банки являются крупными налогоплательщиками и экономическими субъектами одновременно.

Возможная неплатежеспособность коммерческих банков для их нынешних клиентов грозит различными экономическими затруднениями. Например:

- задержка выплаты заработной платы,

- возрастание социальной напряженности.

Проблематика надежности и ликвидности коммерческих банков представляет собой атрибут настоящей политики выживания банков, а также стратегия их последующего развития. Прибыль коммерческих банков (а следовательно, и увеличение доходов различных бюджетов государства и субъектов государства) зависит от дальнейшего развития и функционирования коммерческих банков.

В условиях финансовой нестабильности в стране меняются макроэкономические показатели, негативное влияние которых будет сказываться еще длительный период. В этой кризисной ситуации банки должны принимать реальные меры по поддерживанию экономики, стимулированию развития ее отдельных отраслей, улучшению режима возврата ссуд, организации нормальных взаимоотношений с клиентами, вести грамотный экономический анализ кредитных вложений, что неизменно отразится на формировании их налоговой базы.
В этой связи возникает необходимость формирования такой системы налогообложения банков, которая стимулировала бы их деятельность в направлении увеличения вложений средств в реальный сектор экономики, позволила бы увеличить их доходы, а, следовательно, балансовую прибыль, способствовала бы увеличению суммы уплачиваемых налогов, поступающих в бюджеты разных уровней.


- необходимо продумать систему льготного налогообложения прибыли банков, полученной от кредитования различных сфер деятельности, например -малый бизнес, сельское хозяйство, отрасли реального сектора экономики, наукоемкие отрасли экономики и др.

- необходимо отметить, что система налогообложения должна рассматриваться не только как средство изъятия в бюджет денежных средств, но и как способ регулирования деятельности коммерческих банков.

Нельзя забывать, что бесперебойное функционирование банковской системы имеет принципиальное значение для экономики в целом. Цель налогообложения коммерческих банков должна состоять в том, чтобы они оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета.

Коммерческие банки выделяются в особую группу участников налоговых отношений также в связи с тем, что в финансово-кредитной системе они выполняют двоякую роль. С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих основаниях производят платежи в бюджеты всех уровней. С другой стороны, они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, так как осуществляют исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налоговых платежей в соответствующие бюджеты. В этом случае от банков во многом зависят своевременность и полнота уплаты налогов другими налогоплательщиками.

Особая роль коммерческих банков как участников налоговых правоотношений заключается в том, что налоговое законодательство возлагает на них особые обязанности по предотвращению налоговых правонарушений другими плательщиками налогов.

Проблему налогового регулирования деятельности коммерческих банков необходимо рассматривать как с позиции обеспечения устойчивости и стабильности банковской системы в целом, так и с позиции влияния банков на основные направления и темпы экономического развития страны. Здесь роль налогового регулирования деятельности банков особенно значительна в направлении поощрения осуществления банками финансовых операций с точки зрения их соответствия проводимой государством экономической политике.

- самое пристальное внимание необходимо уделить мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленным, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся пробелов в законодательстве о налогах и сборах, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, а также создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов.