Файл: Особенности налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций (Налогообложение прибыли банков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предлагаемые мероприятия направлены на усиление качества контрольной работы, улучшение стандартов обслуживания налогоплательщиков, создание здоровой финансово-экономической системы и улучшение климата в банковской сфере.

Для формирования долгосрочных ресурсов в банковской системе необходимо активное развитие страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов.
Кроме пополнения доходной части бюджета, система налогообложения должна способствовать подъему экономики, то есть быть тем экономическим рычагом, при помощи которого производителю выгодно увеличивать мощности, наращивать объемы реализации продукции (работ, услуг), повышать ее качество и конкурентоспособность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях рыночной экономики, роль налогового учета, как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей, очень высока. В связи с расширением прав организаций в области постановки и ведения всех видов учета перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов и субъектов.

Налогообложение является одной из важнейших функций государства и одновременно выступает средством финансового обеспечения его деятельности. Поэтому эффективное функционирование налоговой системы, с одной стороны, является важной составляющей государственного суверенитета, с другой – гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержки такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных функций.

Налогообложение оказывает важное влияние на многие стороны управления финансами. Знание методов налогообложения и грамотное использование их на практике позволяет хозяйствующим субъектам (юридическому или физическому лицу) получить полную и достоверную информацию об имуществе предприятия и его обязательствах для того, чтобы в дальнейшем вести активный поиск эффективного использования каждого вложенного рубля в производственную, коммерческую, финансовую деятельность предприятия или организации.

Система налогообложения законодательно закреплена в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). Положения НК РФ и других соответствующих нормативных документов выражают налоговые требования государства к своим налогоплательщикам и формируют, как бы, гипотетическую, законодательно требуемую сумму налогов, которая была бы получена государством, если бы налоги уплачивались всеми налогоплательщиками «добросовестно».


Данная работа была посвящена теме «Налогообложение прибыли банков». Она дала ответы на следующие задачи, которые были перед ней поставлены:

- дала определение понятию налога и налоговой системы РФ;

- дала краткую характеристику существующим видам налогов и рассмотреть их классификацию;

- проанализировала общие условия установления налогов и специальные налоговые режимы;

- дала определение понятию «коммерческий банк»;

- кратко проанализировала деятельность кредитных организаций и их обособленность от других учреждений;

- исследовала нормативно-правовые акты, затрагивающие сферу налогообложения прибыли банков и представила особенности налогообложения коммерческих банков, а также и другие аспекты, необходимые для наиболее полного раскрытия главного вопроса данной курсовой работы.

В заключение проведенного исследования этого вопроса можно сделать следующие определенные выводы:

Любой субъект гражданского оборота в демократическом государстве с рыночной экономикой, пользуясь (прямо или косвенно) государственными услугами и активами, имеет возможность извлекать в свою пользу финансовую выгоду в виде разницы между полученными совокупными доходами и понесенными соответственными расходами. Получив указанную выгоду (либо в процессе ее получения), субъекты гражданского оборота должны рассчитаться с государством за пользование его услугами и активами. Некоторую часть полученной финансовой выгоды субъекты гражданского оборота также обязаны отдать государству для финансирования определенных социальных расходов. Пользование государственными услугами и активами осуществляется двумя способами – непосредственно и опосредованно. Аналогичным образом производятся и взаиморасчеты с государством: непосредственно оплачивая пользование конкретной услугой и активом; опосредованно – в форме налогообложения.

Банки являются неотъемлемым элементом экономики. Также банки выступают не просто посредниками между хозяйствующими субъектами, а играют ведущую роль в обороте финансово-кредитных ресурсов посредством рыночных отношений, являясь катализатором коммерческой деятельности, подсистемой, обеспечивающей воспроизводство кредитных ресурсов развития экономики.

Экономическая сущность банковской деятельности лежит в основе законодательного определения, сформулированного в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности».

Действующее налоговое законодательство применительно к банковской сфере недостаточно учитывает особенности кредитных организаций, а потому оказывает негативное влияние на их развитие.


Налоги и сборы, уплачиваемые кредитными организациями как особой группой налогоплательщиков, не имеют экономического основания и порой установлены произвольно. Поэтому налоговое законодательство требует изменений и доработок. Основной принцип налогового законодательства должен заключаться в определенности налоговых обязанностей. В условиях же, когда один из основных элементов налога (например, объект налогообложения или порядок исчисления налога) конкретно не определен, налогоплательщик не имеет возможности точно определить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, а, следовательно, и нести какую-либо ответственность за налоговые нарушения.

На коммерческие банки, как на налоговых агентов, в отношении своих клиентов посредников между налоговыми органами и клиентами возложены значительные обязанности, касающиеся исчисления и уплаты налогов в бюджет, представления различной информации, контроля за движением денежных средств и платежей в бюджет по счетам клиентов. При этом налоговое законодательство порой нарушает гражданское и банковское. Поэтому обязанности банков, установленные Налоговым кодексом, а также другими актами, законодательным органам следовало бы пересмотреть.

Различные обязанности банка как коммерческой организации, связанные с обслуживанием бюджетных счетов, а также проведение налоговых платежей, должны оплачиваться либо напрямую из бюджета, либо компенсироваться посредством предоставления налоговых льгот.

Ответственность за нарушения в порядке исчисления и уплаты налогов и сборов должна быть закреплена только в налоговом законодательстве и не может применяться на основании законов, противоречащих Налоговому кодексу.

В настоящее время Правительством активно используются налоговые рычаги регулирования прибыли коммерческого банка, что особенно характерно для кризисного и посткризисного состояний российской экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 (в ред. от 30.12.2008г.).
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  4. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности».
  5. Федеральный Закон о Центробанке РФ.
  6. Положение «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями».
  7. Беликов С.Ф. Налоги и налогообложение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
  8. Вострикова Л.Г. Финансовое право. – М.: Юстицинформ, 2016.
  9. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы. – М.: Эксмо, 2015.
  10. Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Магистр, 2016.
  11. Дадашев А.З. Налогообложение коммерческих банков в РФ. – М.: Инфра-М, 2017. 88 с.
  12. Далакян А.Л. Применение МСФО в коммерческих банках. – М.: Бухгалтерия и банки, 2017.
  13. Мотовилов О.В. Банковское дело. – СПБ: ИЭФ, 2015.
  14. Муравлева Т.В. Налогообложение банков. – М.: Экзамен, 2018.
  15. Налоги/ Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2017.
  16. Налоги и налоговое право/ Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс, 2017.
  17. Олейникова И.Н. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Магистр, 2017.
  18. Организация деятельности коммерческого банка / Под ред. К.Р. Тагирбекова. – М.: Весь мир, 2016.
  19. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. - М., 2017.
  20. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – М.: Книжный мир, 2018.
  21. Пепеляев С.Г. Налоговое право. – М.: Юристь, 2016.
  22. Романова М.В. Банковская деятельность: налоговый аспект. – М.: БДЦ-Пресс, 2017.
  23. Русакова И.Г., Кашин В.А., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: ЮНИТИ, 2016.
  24. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право. – М.: Эксмо, 2015.
  25. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: Юристъ, 2016.
  26. Химичева Н.И. Налоговое право. – М.: БЕК, 2017.

Приложение 1

Отличительные признаки сборов от налогов

Признак

Налог

Сбор

Индивидуальная возмездность

Налоги индивидуально безвозмездны и не предполагают персонально-обменных отношений налогоплательщика с государством. Какое-либо встречное удовлетворение для частного лица здесь не предусматривается

Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован. Например: выдача лицензий, регистрационные действия, совершение нотариальных действий

Свобода выбора

Отсутствует, так как уплата налога установлена законом и является обязанностью, а не правом

Уплата сбора связана со свободой выбора, например: автор изобретения может подать заявку на выдачу патента и только тогда будет обязан уплатить пошлину, а может и не претендовать на приобретение соответствующих прав, льгот и преимуществ, вытекающих из патента

Взнос, а не платеж

Налог всегда выступает только в виде денежного платежа

Сбор может быть внесен различными способами.

Компенсационный характер

Цель налогообложения — покрытие совокупных расходов публичной власти. Согласно ст. 8 НК РФ налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований

Целевое назначение сбора — компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера

Ограниченный состав элементов

Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, а в необходимых случаях — налоговые льготы

При установлении сборов их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам

Нерегулярный характер

Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность

Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях

Предварительный характер уплаты

Объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности

Объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства — уже после уплаты сбора, по принципу «утром деньги — вечером стулья»

Соразмерность

При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога

Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия

Штрафные санкции

Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности

При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий, без применения какого-либо рода санкций


Приложение 2

Информация о банке

открытое акционерное общество "Екатеринбургский муниципальный банк"

Регистрационный номер

3161

Дата внесения в КГР

25.11.1994

Основной государственный регистрационный номер

1026600000074 (24.07.2002)

БИК

046577904

Адрес из устава

620014, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 13

Адрес фактический

620014, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 13

Телефон

(343) 377-66-44, 355-49-30, 377-68-29, 371-35-85, 377-66-50, 377-66-11

Устав

Дата согласования последней редакции устава: 11.10.2016, cогласованные изменения в уставe: прочие изменения (17.07.2015)

Уставный капитал

76 051 680,00 руб., дата изменения величины уставного капитала: 05.04.2006

Лицензия (дата выдачи/последней замены)

Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) (25.11.2003)
Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте (25.11.2003)

Участие в системе страхования вкладов

Да

Сайты организации

http://www.emb.ru

Подразделения кредитной организации

Дополнительные офисы

5

Операционные кассы вне кассового узла

1

Сведения об эмиссии и эквайринге банковских карт

Система расчетов

Эмиссия

Эквайринг

MasterCard Int.

+

Union Card

+

VISA International

+

+

Екатеринбургский муниципальный банк

+

+

Золотая Корона

+