Файл: Особенности налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций (Налогообложение прибыли банков).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития человеческого общества и, прежде всего, факторов экономического и социального характера. Комплекс таких факторов можно определить как экономическое неравенство условий производства, распределения и потребления добавленной стоимости в конкретном пространстве и времени.
Налогообложение, наряду с другими объективными процессами (ценообразованием, кредитованием, страхованием и т.п.), призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.
Потенциально налоги способны создавать благоприятные условия для экономического роста страны в целом, что повышает благосостояние каждого конкретного человека. Изучение налогового права и законодательства дает возможность хозяйствующему субъекту познать науку налогообложения от понятия «налог как объективная стоимостная категория» до понятия «налог как конкретная форма балансирования экономико-социальных интересов».
За последние несколько лет произошло превращение централизованной государственной банковской системы в современную двухуровневую банковскую систему, которая заключает в себе на одном уровне государственный (центральный) банк, а на другом – коммерческие банки, их филиалы и представительства иностранных банков.
Первым уровнем банковской системы России является Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ), который осуществляет кредитно-денежную политику, регулирует денежное обращение в стране, управляет инфляцией.
Вторым уровнем банковской системы по отношению к ЦБ РФ являются коммерческие (не эмиссионные) банки, представляющие собой основу кредитной системы, выступающие центром аккумуляции банковских ресурсов и их перераспределения, предоставляющие клиентам сотни видов банковских продуктов и услуг.
Коммерческие банки традиционно выступали учреждениями, которые собирают внутренние и иностранные ресурсы и распределяют их среди инвесторов. В какой мере учитывает налоговое законодательство особенности банковской системы и есть ли в нем необходимость? Налоговый кодекс, устанавливающий общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, признает банки как самостоятельный институт. В налоговом законодательстве именно банкам уделяется немаловажная роль. Отрицательное влияние на развитие бизнеса бака в настоящее время оказывает несовершенство налогового законодательства, а также противоречия различных законодательных и нормативных актов.
Вышеизложенная информация объясняет важность и необходимость изучения особенностей налогообложения банковского сектора, тем самым предопределяя актуальность выбранной темы настоящей курсовой работы. Эта работа является исследованием одной из важных тем в области банковского дела и налогообложения. В частности, она представит освещение такого вопроса, как «Налогообложение прибыли банков».
Цель данной курсовой работы заключается в закреплении знаний в области налогообложения в банковской сфере. В частности, целью является проведение анализа существующей системы налогообложения Российской Федерации, нормативно-правовой базы этой системы и элементов ее составляющих, порядка и особенностей налогообложения коммерческих банков.
Имея под собой вышеозначенную цель, перед работой стоят задачи, для решения которых сначала мы остановимся на некоторых основных категориях, понятиях и терминах, которые будут использоваться нами в дальнейшем ходе исследования выбранной темы. Ключевой задачей является обобщение и систематизация теоретических и практических знаний по заданной теме для дальнейшей разработки и аналитики вопроса в рамках курсовой работы.
Методологическая основа исследования состоит в применении как общенаучных приемов и методов, так и специальных научных методов, выработанных в налогообложении. В работе при проведении исследования особую роль будут иметь такие методы научного познания, как диалектический, системный, логический, функциональный, сравнительный методы и другие.
Для достижения вышеозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
- определение понятия «коммерческий банк»;
- краткий анализ деятельности кредитных организаций и их обособленность от других учреждений;
- особенности налогообложения коммерческих банков;
- практические расчеты и другие аспекты, необходимые для наиболее полного раскрытия главного вопроса данной курсовой работы.
Для решения вышеперечисленных задач в работе изначально следует остановиться на некоторых основных категориях, понятиях и терминах, которые будут использоваться нами в дальнейшем ходе исследования выбранной темы.
- дать определение понятию налога и налоговой системы РФ;
- дать краткую характеристику существующим видам налогов и рассмотреть их классификацию;
- проанализировать общие условия установления налогов и специальные налоговые режимы;
- исследовать нормативно-правовые акты, затрагивающие сферу налогообложения прибыли.
В свою очередь, это обуславливает структурное строение курсовой работы. Оно подчинено логике исполнения выбранной темы и представлено следующим образом: работа будет состоять из трех глав, каждая из которых подробно осветит вопрос, которому она посвящена.
В ходе выполнения этой работы будут использованы различные источники, перечисленные при окончании данной работы. Изложенные в данной курсовой работе материалы базируются на российской нормативно - правовой базе, действующей в настоящее время. Также по окончанию работы будут сделаны определенные обобщающие выводы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ КАК ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ
1.1 Налог и сбор: определение понятия и сущность
Понятия «налог» и «сбор» являются едва ли не центральным понятиями налогового права. Поэтому изучение их содержания имеет большое значение для уяснения сущности всего налогового права. Первое легальное определение понятия «налог» дал в 1997 г. в одном из своих постановлений Конституционный Суд Российской Федерации[1]. Затем легальное определение этого понятия было сформулировано в Налоговом Кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ)[2]. Согласно норме п.1. ст. 8:
налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с хозяйствующих субъектов, а также и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления финансовых ресурсов для финансового обеспечения деятельности страны и (или) муниципальных образований.
Если соблюдается необходимая правовая процедура узаконения налога, а также определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога, то налог считается установленным.
Сбор представляет собой обязательный взнос, который взимается с хозяйствующих субъектов, а также физических лиц, уплата которого это одно из условий осуществления в отношении плательщиков сборов государственными органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, в том числе предоставление определенных прав либо выдачу разрешений (лицензий).
В силу вышеозначенного при установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам[3].
Представим в виде таблицы отличительные признаки сборов от налогов (Приложение 1).
1.2 Понятие налога и налоговой системы РФ
Как уже упоминалось нами ранее, налог представляет собой обязательный безвозмездный платеж, который взимается органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.
Признаками налога являются:
- Общеобязательный характер. Данный признак подтверждается самым главным нормативно-правовым актом государства - Конституцией России.[4] В частности, она провозглашает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый.
- Индивидуальная безвозмездность.
- Денежная форма. Подобный признак характеризуется ситуацией, когда налоги взимаются в виде финансовых средств, которые принадлежат предприятиям (компаниям/фирмам) либо физическим лицам согласно праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
- Публичный характер – это обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти.
- Нецелевой характер – налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства, а все расходы в целом.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством[5].
Налоговая система РФ как важная составляющая государственной системы в целом представляет собой совокупность взимаемых налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их установления, взимания, отмены, уплаты и контроля.
В настоящее время налоговая система РФ состоит из следующих взаимосвязанных элементов – подсистем, формирующих ее структуру:
1) Правовая (законодательная) подсистема. Фундаментом налоговой системы является законодательство РФ о налогах и сборах, о полномочиях государственных структур, обеспечивающих функционирование налоговой системы, о правах и обязанностях налогоплательщиков, налоговое законодательство субъектов РФ и др.
2) Подсистема налогов и сборов – совокупность федеральных, региональных, местных налогов и условий их установления и взимания, а также сборов и пошлин, утвержденных в законодательном порядке.
3) Подсистема контроля соблюдения налогового законодательства – включает налоговые органы РФ, внебюджетные фонды, таможенные органы.
4) Правоохранительная подсистема – обеспечивает экономическую безопасность государства, выявляет, предупреждает и пресекает налоговые преступления и правонарушения.
5) Подсистема судопроизводства – обеспечивает рассмотрение в арбитражных судах и судах общей юрисдикции налоговых споров между государственными органами и налогоплательщиками.
6) Банковская подсистема – обеспечивает через кредитные организации и территориальные органы Федерального казначейства Министерства Финансов РФ перечисление и зачисление налогов и сборов на счета бюджетов разных уровней[6].
Построение и структурное взаимодействие внутри налоговой системы осуществляется в соответствии с организационными принципами, закрепленными преимущественно в Конституции РФ и НК РФ.
ГЛАВА 2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ БАНКОВ
2.1 Банк как налогоплательщик
Коммерческий банк – это институт кредитно-банковской системы, организующей движение ссудного капитала в целях получения прибыли.
Коммерческие банки представляют собой экономические субъекты, специфика которых проявляется в следующих основных аспектах:
- на всех этапах движения ресурсов основным их видом для банка являются финансовые ресурсы (денежные средства);
- большей частью совокупной суммы финансовых ресурсов являются не собственные, а заемные и привлеченные средства;