Файл: Формирование группового поведения в организациях (Формальные и неформальные группы, их взаимодействия в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Условия и пути сплочения групп:

  1. Изучение и оценка степени сплоченности группы;
  2. Распределение людей с учетом их особенностей[38][38];
  3. Организация совместной деятельности между членами группы;
  4. Нейтрализация и выявление отрицательно направленных микро групп;
  5. Формирование ценностей и хорошего социально-психологического климата[39][39].

Сплочение группы более значительно для тех организаций, эффективная деятельность которых напрямую зависит от степени единства и взаимопонимания служащих.

2. Формальные и неформальные группы, их взаимодействия в организации

2.1. Формальные группы

Существует два типа групп: формальные и неформальные[40][40]. Эти типы группы имеют огромное значение для организации и оказывают воздействие на членов организации. В каждой организации существуют формальные группы.  В организации формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения. Формальные группы имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и формально закрепленные за ними функции и задачи.

Формальная группа имеет свои особенности[41][41]:

- она рациональна, в ее основе лежит принцип необходимости движения к поставленной цели;

- она безлична, рассчитана на индивидов, между которыми отношения устанавливаются по определенной программе.

Формальная группа подчиняется лишь функциональным целям, в ней предусмотрены лишь служебные связи между индивидами.

Выделяют три типа формальных групп: команды менеджеров, рабочие группы и комитеты[42][42].

Команда менеджеров состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые также могут быть руководителями. Командная группа – руководитель организации и его заместители, возглавляющие разные функциональные направления. Пример командной группы: начальник цеха и его заместители образуют командную соподчиненную группу.

Рабочие группы создаются и функционируют как обособленные структурные подразделения, для выполнения специализированных функций, выделившихся в процессе разделения труда[43][43]. Это функциональные рабочие группы. Формальные группы могут формироваться для работы над конкретным проектом. После завершения своего задания они могут быть расформированы или им поручают работу над другим проектом[44][44]. Это целевые рабочие группы.


Для исполнения функций, проектов подбираются люди, которые владеют определенной профессиональной подготовкой, опытом и готовы делать поручаемую им работу в системе совместного труда.

Комитет – это формальная группа, которой доверены полномочия для выполнения определенного задания или комплекса заданий[45][45]. Разновидностями комитетов могут быть советы, комиссии. Основное различие комитета от остальных формальных групп – это групповое принятие решений. Пример комитета: совет директоров крупной компании, при этом он тоже может состоять из комитетов, таких как финансовая комиссия, ревизионная комиссия, исполнительный комитет.

2. 2. Неформальные группы

Наряду с формальными группами в организации появляются и действуют неформальные группы. Они формируются не распоряжениями руководства организации и формальными распоряжениями, а самими членами организации, в согласовании с их взаимными симпатиями, общими интересами, увлечениями и привычками[46][46]. Данные группы существуют абсолютно во всех компаниях.

Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила[47][47]. Люди отлично знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В них есть определенное распределение ролей и позиций. Обычно в неформальной группе, как правило, выделяется явно или неявно выраженный лидер[48][48].

Рассмотрим различия формальных и неформальных групп в таблице 5:

Таблица 5

Различия между формальной и неформальной группой

Основа для сравнения

Формальная группа

Неформальная группа

Цели деятельности

Официально предписаны

Определяются самими членами

Взаимоотношения

Официальные

Неофициальные

Структура отношений

Вертикальное соподчинение

Отношения равноправные

Основные концепции

Права и обязанности

Власть и политика

Основное внимание уделяется

Должности

Каждому человеку

Возглавляет

Формальный лидер

Неформальный лидер

Источник власти лидера

Делегируется руководством

Исходит от группы

Регулятор поведения

Правила

Нормы

Рычаги управления

Вознаграждения и штрафы

Неформальные санкции


Неформальная группа проявляется в двух разновидностях:

В первой представляет собой в неформальную организацию, в которой неформализованные служебные отношения несут функциональное содержание и существуют параллельно с формальной организацией, дополняя ее[49][49]. Например, может служить система деловых связей между работниками, сложившаяся стихийно в дополнение к существующей структуре управления, методы принятия решения.

Во второй представляет собой социально-психологическую организацию, выступающую в виде межличностных связей возникающих в силу взаимного интереса, притяжения, симпатий, общих взглядов на жизнь, привычек, увлечений индивидов друг к другу, вне связи с функциональной необходимостью. Это могут быть товарищеские отношения, любительские клубы по интересам, отношения престижа.

Неформальные группы чрезвычайно разнообразны по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному статусу[50][50]. В зависимости, от нравственной и идейной направленности, стиля поведения неформальные группы классифицируются:

- на просоциальные, общественно-политические клубы интернациональной дружбы, группы спасения памятников культуры и экологической защиты. Они имеют позитивную направленность[51][51].

- на асоциальные, стоящие в стороне от социальных проблем;

- на антисоциальные, они самая неблагополучная часть общества, с одной стороны нравственная глухота, неспособность воспринимать остальных. С иной боль и страдания выпавшая на долю данной категории людей.

Руководители негативно относятся к существованию неформальных групп, считают их результатом неэффективного управления и не наблюдают их невероятные плюсы.

Руководители организации при управлении неформальными группами в процессе функционирования могут применять различные методы воздействия, например такие[52][52]:

- консультации с группами;

- обучение и внушение;

- обеспечение лояльности руководящих работников;

- замена руководителя « среднего звена»[53][53];

- перевод сотрудника на иное место работы;

- расположение кабинетов;

- признание естественных лидеров[54][54];

- обмен информацией в организации.

Управление группой имеет огромное значение в современном менеджменте. Организации любого размера состоят из групп, руководителю нужно хорошо разбираться в особенностях возникновения и развития формальных и неформальных групп. Руководитель обязан понимать важность существования неформальных групп. Он обязан добиваться тесного взаимодействия между формальными и неформальными организациями, так как неформальные динамично взаимодействуют с формальными организациями, тем самым воздействуют на качество работы и отношения людей к труду и начальству.


Для того, что бы справиться с возможными проблемами неформальной организации, руководство обязано признать неформальную организацию, обязано прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, позволять участвовать в принятии решений, а наиболее основное гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.

Зная отлично групповую динамику, руководство сумеет грамотно управлять формальными группами, проводить эффективные собрания, правильно применять в деятельности своего предприятия такие структуры, как комитеты.

3. Формирование группового поведения в организации ООО «Ксерокс» СНГ

3.1. История компании

В 1948 году в США появилась компания ООО «Ксерокс». Затем сфера влияния распространилась в Европу и Россию. Весной 2012 году, был открыт нижегородский филиал компании – ООО «Ксерокс» Нижний Новгород.

Данный филиал сосредоточен на создании электронных архивов документов и др. информации.

В 1938 году – 32-летний американец Честер Карлсон, адвокат по авторским правам, делает открытие, которое в дальнейшем станет стартовой точкой для 8600 патентов. Увлекаясь техническими новинками и изобретениями, он создает в своей домашней лаборатории в Нью-Йорке первый в истории «электрофотографический» отпечаток.

В 1948 году – после консультаций с профессором филологии из Огайо научный термин «электрофотография» меняется на оригинальное название Xerox, которое становится официально зарегистрированной торговой маркой.

В 1949 году – XEROX первым выводит на рынок продукт, использующий технологию электрофотографии, – ксерографический копир Model A.

В 1959 году – благодаря первому автоматическому офисному аппарату Xerox 914 появляется возможность копировать документы на простую бумагу. Техническая новинка получает фантастический коммерческий успех.

В 1972 году – в исследовательских лабораториях Xerox сформулирована идея лазерной печати, создан экспериментальный механизм лазерной развертки. Стоимость первого аппарата составила около 35 тыс. долларов. Стоимость аналогичного устройства сегодня – менее 30 долларов.


В 1977 году – Xerox выводит на рынок первый промышленный лазерный принтер Xerox 9700, обладающий феноменальной скоростью печати – 120 страниц в минуту.

В 2010 году - после приобретения компании ACS Xerox стала крупнейшим провайдером услуг в области документоемких бизнес-процессов, а также расширила список технологических решений для коммерческих и государственных предприятий по всему миру. Доход  объединенной компании составляет 22 млрд. долл., штат 130 000 сотрудников, представительства расположены в 160 странах мира, в том числе и России.

В 2012 году – открылся филиал в городе Нижний Новгород.

Структура филиала компании показана на рисунке 4

Рис. 4. Структура компании ООО «Ксерокс»

3. 2. Сотрудники компании

Руководство ООО «Ксерокс» СНГ старается создать благоприятные условия для работы в коллективе, чтобы сотрудники получили возможность работать с удовольствием, повышая свой профессионализм, добиваясь карьерного роста. Руководитель предприятия прилагает максимум усилий для предоставления благоприятных условий для работы каждому работнику компании.  Управление поведением персонала на предприятии ООО «Ксерокс» СНГ основывается не только на мотивировании  трудовой деятельности, но и на создании дружного сплоченного коллектива.

Главной ценностью компании являются сотрудники компании. Целеустремленный, сплоченный, работоспособный коллектив — залог успеха любой компании. Надежность, порядочность, честность и уважение к коллегам и партнерам, выполнение всех взятых на себя обязательств, ответственность при ведении дел являются неотъемлемой частью работы компании. На основе взаимоуважения компания развивает отношения со своими сотрудниками и клиентами. Компания хочет, чтобы все сотрудники были профессионалами высокого уровня и развивали компетенции, которые помогут стать еще более успешными.

3. 3. Деловая репутация, клиенты, развитие

Компания исходит из того, что именно бизнес-сообщество является той средой, в рамках которой формируются устойчивые представления о репутации компании, о деловых и профессиональных качествах ее сотрудников. Компания ориентируется на долгосрочных, взаимовыгодных отношения с партнерами по бизнесу. Компания соблюдает взятые на себя обязательства и стремится действовать исходя из общих интересов. Она уважительно относится к своим конкурентам, потому что они являются одним из ключевых факторов, стимулирующих постоянное развитие и движение вперед, они — важный критерий при оценке успехов и ошибок. Компания придерживается принципов добросовестной конкуренции.